Первая война Карфагена с Акрагантом

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие значения

Греко-Карфагенские войны

Военный конфликт


Конфликт
Война Карфагена с Акрагантом
Дата
406 г. до н. э.
Место
Сицилия
Итог
Победа Карфагена
Стороны
Командующие
Силы
120 тысяч солдат,
120 триер,
1 тысяча транспортов
~ 35 тысяч солдат,
более 5 тысяч всадников,
40 триер
Потери
6 тысяч воинов убито,
15 триер потоплено
неизвестно

Война Карфагена с Акрагантом — захват Карфагеном города Акраганта в 406 г. до н. э.[1]

Предыстория[править]

В результате успешной военной кампании 409 г. до н. э. карфагенянам, чьей армией руководил Ганнибал бен Гисгон, удалось захватить и разрушить греческие города на западе СицилииСелинунт и Гимеру.

Однако, когда карфагенская армия вернулась в Африку, сиракузский стратег Гермократ вновь отбил у карфагенян эти города (точнее их развалины).

В 406 г. до н. э. Сенат Карфагена решил окончательно захватить остров Сицилию под руководством Ганнибала бен Гисгона и и его двоюродного брата Гимилькону бен Ганнону[2].

Приготовления к войне[править]

Ганнибал бен Гисгон и Гимилькон бен Ганнон собрали огромную армию наёмников.

Об действиях Ганнибала бен Гисгона и Гимилькона бен Ганнона так повествует греческий историк Диодор Сицилийский:

Эти двое, посовещавшись, отправили некоторых наиболее уважаемых карфагенян с большими денежными суммами, одних в Иберию, других на Балеарские острова с приказом навербовать там как можно больше наёмников. В Ливии так же они навербовали солдат, как из ливийцев, так и финикийцев, способных держать оружие. Кроме этого, они призвали солдат от народов, чьи цари были их союзниками, маврусиев[3] и нубийцев, а так же некоторых, обитающих в области Кирены. Кроме того, из Италии они наняли кампанцев и привезли их в Ливию, так как знали, что их помощь будет большим подспорьем, потому, что кампанцы, осевшие на Сицилии, из-за недовольства к карфагенянам, будут сражаться на стороне сицилийцев. Когда, наконец, все силы были собраны в Карфагене, общая численность армии, включая кавалерию, составила, по словам Тимея, окала 120 тысяч человек, Эфор же говорит, что было 300 тысяч[2].

Интересно, что среди наёмников были явно и негры, вероятно это связано с завоеванием Западной Африки, которую предпринял в середине 5 в. до н. э. Ганнон Мореплаватель, отец второго полководца Гимилькона бен Ганнона.

Эту огромную армию посадили на флот, который, помимо неназванного количества военных кораблей (не менее 90 триер), имел более 1 тысячи транспортных судов[2].

Ход войны[править]

Переправка армии[править]

При переправке первого карфагенского авангарда, произошло его столкновение с сиракузской эскадрой, которая выиграла бой при Эрексе, потопив 15 карфагенских кораблей[2].

Когда весть о поражении дошла до карфагенян, командующий Ганнибал бен Гисгон вышел в море с 50 кораблями, стремясь лишить сиракузян их преимущества и обеспечить беспрепятственную высадку своей армии[2].

Когда весть о силах, которые Ганнибал бен Гисгон собрал для войны, распространилась по острову, то греки, поняв, что речь идет о решающей борьбе, стали готовиться к отчаянному сопротивлению (сказалось отрицательная сторона войны на истребление, которая была проявлена карфагенянами при Селинунте и Гимере — теперь греки вынуждены были бороться за свою жизнь, тем самым выполнение задачи завоевания Сицилии для карфагенян значительно осложнялось, что во многом и сделало это задачу для Карфагена неосуществимой).

Сиракузяне отправили послов к италийским грекам и союзникам лакедемонянам, кроме этого, разослали своих людей по сицилийским городам, чтобы пробудить массы к борьбе за общую свободу[2].

Акрагантцы, бывшие ближе всех к Карфагенской Сицилии, поняли, что первыми станут жертвами новой войны. Поэтому они решили собрать не только только зерно, но и все посевы и прочие припасы области снесли в пределы своих стен. В это время город Акрагант и его область процветали, их виноградники превосходили все прочие, а большая часть страны изобиловала оливковыми деревьями, плоды которых продавались в Карфаген. Поскольку в Ливии в то время плодовые деревья не росли, то жители Акраганта, продавая свои продукты, собрали большие богатства[2].

Осада Акраганта[править]

 → Осада Акраганта (406 г. до н. э.)

Высадив свою армию на Сицилии, карфагеняне двинулись к Акраганту и разбили два лагеря: один на холмах, расположив там около 40 тысяч иберийцев и ливийцев, другой на небольшом расстоянии от города, окружив его глубоким рвом и частоколом[2].

Первым делом карфагеняне отправили послов к акрагантцам с просьбой стать их союзниками, или, по крайней мере, оставаться нейтральными и дружественными карфагенянам, сохраняя, тем самым мир. Когда эти предложения были отклонены, то немедленно началась осада[2].

Акрагантцы зачислили в армию всех, достигших призывного возраста и, разделив на две части, одну поместили на стены, другую оставили в резерве, для замены уставших солдат[2].

В войне Акраганту помогал лакедемонянин Дексипп, прибывший незадолго до этого из Гелы с 1 500 наёмников. В то время он, как сообщает Тимей, проживал в Геле, своём родном городе. Поэтому акрагантцы пригласили его и наёмников, столько, сколько он мог навербовать[2].

В это же время кампанцы, сражавшиеся ранее на стороне Ганнибала бен Гисгона, прибыли на помощь грекам, числом около 800 человек. Эти наёмники заняли высокий холм Афенеон, возвышавшийся над городом и имевший стратегическое значение[2].

Между тем, карфагенские командующие Ганнибал бен Гисгон и Гимилькон бен Ганнон, после того, как осмотрели стены, обнаружили, что в одном месте в город можно проникнуть наиболее легко. Тогда они построили две башни «невероятных размеров» и подвели к городским стенам. В первый день они начали штурм с помощью этих башен и, нанеся большей урон противнику, отвели своих солдат. С наступлением ночи защитники Акраганта, совершив неожиданную вылазку, сожгли машины[2].

Ганнибал бен Гисгон, желая произвести на город атаку в нескольких местах одновременно, приказал своим солдатам разобрать могильные памятники и заполнить им проходящие вдоль стен рвы. Но, когда эта работа была быстро завершена, вся армия оказалась охвачена суеверным страхом. Случилось так, что памятник на могиле Герона (тиран Акраганта в 488472 гг. до н. э.), бывший чрезвычайно большим, был поражён ударом молнии. Тогда предсказатели посоветовали не сносить этот памятник[2].

Тем временем, в карфагенской армии произошла вспышка «чумы», и «многие умерли от этой болезни, после долгих мучений и болей». Среди погибших был и Ганнибал бен Гисгон[2].

Войско карфагенян охватила паника, которая дошла до того, что «некоторые, бывшие среди стражников, сообщили, что видели ночью призраков мёртвых»[2].

Гимилькон бен Ганнон, видя, как армия парализована суеверным страхом, первым делом запретил сносить могилы, затем принялся молить богов, по обычаю хананеев, дав в жертву мальчика «Кроносу» и множество скота «Посейдону», утопив его в море[2].

Несмотря на эпидемию, Гимилькон бен Ганнон не остановил осадные работы и, заполнив, ров окружающий город, придвинул машины и принялся совершать ежедневные нападения[2].

Битва у реки Гимера[править]

Сиракузяне, видя, что Акрагант находится в осаде, и, боясь, что этот город постигнет судьба Селинунта и Гимеры, решили отправить им помощь. Они назначили Дафния стратегом над союзными войсками, прибывшими из Италии и Мессены. Объединив эти войска и присоединив к ним по пути солдат Гелы и Камарины, призвав дополнительные силы из центра страны, он двинулся к Акраганту. Его сопровождали 30 кораблей, плывшие вдоль берега. Всего была собрана армию численностью в 30 тысяч пехоты и не менее 5 тысяч кавалерии[2].

Гимилькон бен Ганнон, узнав о приближении армии Дафния, выслал на встречу врагу иберийцев и кампанцев, общим числом, по словам Диодора, не менее 40 тысяч человек[2].

Сиракузяне уже перешли реку Гимеру, когда встретились с наёмниками карфагенян. В последовавшем за этим длительном сражении, сиракузяне одержали победу, убив более 6 тысяч человек. Они разбили целую армию, и преследовали её всю дорогу, до города[2].

Но, так как солдаты шли в беспорядке, командующий остановил их, опасаясь, что Гимилькон бен Ганнон появится с остальной частью армии и нанесёт ему поражение[2].

Когда карфагеняне сбегались в лагерь, расположенный подле Акраганта, ища там убежище, солдаты в осаждённом городе, видя поражение карфагенян, стали просить своих стратегов вывести их, крича, что наступила возможность для уничтожения множества врагов. Но те, будучи по слухам подкупленными, или, боясь, что Гимилькон бен Ганнон проникнет в город, лишённый своих защитников, остановил своих солдат[2].

Таким образом, убегающие карфагенские воины благополучно достигли своего лагеря возле города[2].

Когда Дафней со своей армией прибыл в брошенный варварами лагерь, то расположился там. Сразу же солдаты из города во главе с Диксиппом вышли, чтобы с ним соединиться. Тут же был проведён военный совет, на котором большинство стало выкрикивать слова возмущения в адрес стратегов, которые не воспользовались случаем и не наказали карфагенян, упустив столько тысяч вражеских солдат. Суматоха достигла своего пика, когда Менес из Камарины, бывший одним из командиров, вышел в перед и выдвинул обвинения против акрагантских стратегов и так распалил жар, что никто не хотел слушать их оправдания, а толпа была на столько рассержена, что стала бросать камни и убила четверых на месте, а пятого, по имени Аргей, пощадили в силу его юного возраста. Лакедемонянин Дексипп, как нам говорят, так же был объектом обвинений, потому, что он, хоть и занимал начальствующее положение, был неопытен в военном деле и действовал предательски[2].

По окончанию военного совета, Дафней повёл свои войска, чтобы осадить лагерь карфагенян. Но, увидев, что он превосходно укреплён, отказался от этого предприятия. Дафней перекрыл все дороги кавалерией и стал перехватывать фуражиров, поставив карфагенян в крайне тяжелое положение. Карфагеняне, не решаясь вступить в сражение испытывали трудности из-за недостатка продовольствия[2].

Морской бой у Акраганта[править]

Большое число карфагенских воинов умерло от голода, тогда компанцы и многие другие наёмники ворвались в шатер Гимилькона бен Ганнона и стали требовать обещанного пайка, в противном случае, обещая его убить. Но Гимилькон бен Ганнон, узнал, что сиракузяне по морю перевозили в Акрагант большое количество зерна. И, так как это была единственная надежда на спасение, он убедил солдат выждать несколько дней, дав им в залог золотые кубки, принадлежащие карфагенскому войску. Затем, вызвав 40 триер из Панорма и Мотия, он задумал напасть на корабли, перевозившие продовольствие[2].

Сиракузяне же, думавшие, что карфагеняне, после их последнего поражения и приближения зимы, не решатся выйти в море и не подозревали, что карфагеняне выведут свои триеры. Поэтому сиракузский караван сопровождался небольшим числом военных кораблей, когда появился Гимилькон бен Ганнон на 40 триерах, и, потопив 8 военных кораблей, вынудил остальные пристать к берегу[2].

Захватив все оставшиеся корабли, он так изменил ожидания обеих сторон, что кампанцы, бывшие на службе в Акраганте, считая положение греков безнадежным, откупились от них 15 талантами (392,94 кг) и перешли на сторону карфагенян[2].

Захват города[править]

Между тем, акрагантцы, поначалу, видя, что карфагеняне находятся в трудном положении и, думая, что осада будет вскоре снята, пользовались зерном и другими продуктами без ограничения. Но, когда к карфагенянам вернулись их надежды, а в городе было собрано бесчисленное множество народа, запасы зерна исчерпались, прежде, чем они это поняли. Говорили, что лакедемонянин Дексипп получил взятку в 15 талантов, потому, что, не задумываясь, ответил итальянским стратегам, что: «Лучше уйти и продолжить войну, где-нибудь в другом месте, чем голодать здесь»[2].

Тогда стратеги, приняв это мнение Дексиппа как оправдание к окончанию их компании, ушли со своими войсками к Мессинскому (?) проливу.] После их ухода, стратеги встретились с прочими чиновниками и решили провести ревизию оставшихся продовольственных запасов, и, обнаружив, что они достаточно малы, решили оставить город. После чего распорядились, чтобы все были готовы уйти следующей ночью[2].

Многочисленная толпа мужчин, женщин и детей стала покидать Акрагант. Люди были в панике, боясь противника оставляли карфагенянам в качестве трофеев, имущество. Были оставлены и множество людей, — больные и старики. Было много самоубийств. То большинство, которое покинуло город, шло под охраной солдат из Гелы, и вся дорога, ведущая к Геле, была заполнена женщинами и детьми. Все они благополучно достигли Гелы, а впоследствии, сиракузяне предоставили им жильё в Леонтинах[2].

На рассвете, Гимилькон бен Ганнон, войдя со своей армией в город, предал смерти практически всех, кто там остался, не пощадив и тех, кто сбежался в храмы, ища там убежища. Там говорят, был Теллий, бывший первым в богатстве и почёте среди граждан своей страны. С некоторыми другими он решил укрыться в храме Афины, надеясь, что карфагеняне не станут совершать беззакония против богов. Но, видя их безбожие, он поджёг храм и погиб сам и те сокровища, которые там хранились[2].

Гимилькон бен Ганнон разграбил дома и храмы, тщательно отыскивая сокровища, которых собрал такое большое количество, какое могло быть накоплено в городе, населенном двумястами тысячами человек, и никогда не бывшем захваченным со дня своего основания. Он был одним из самых богатых греческих городов, чьи граждане проявляли любовь к роскоши, собирая произведения искусства различного рода. И действительно, было найдено множество искусно выполненных картин и необычайно большое количество различных скульптур тщательно изготовленных[2].

Наиболее ценные вещи Гимилькон бен Ганнон отправил в Карфаген, среди которых был бык тирана Фалариса (ок. 570554 гг. до н. э.), остальную часть награбленного он продал как трофей. Когда Сципион разрушил Карфаген, вернул акрагантцам помимо прочего их имущества, бывшего в руках карфагенян и быка, который был в Акраганте в ещё время Диодора Сицилийского[2].

Итоги[править]

Таким образом, карфагенянам, несмотря на огромные трудности за 8 месяцев удалось захватить Акрагант, важнейший греческий город Сицилии после Сиракуз. Город был разрешен.

Далее, Гимилькон бен Ганнон направился на захват Камарины и Гелы, что вызвало Первую войну Карфагена с Дионисием.

Источники[править]

 
Первая война Карфагена с Акрагантом относится к Греко-Карфагенским войнам
Войны

С фокейцамис Массалиейс Пентафломс ДориэемКарфагено-киренская войнас Гелономс Гиероном IВторжение на Сицилию (431)с Диокломс Гермократомс Акрагантом (1)с ДионисиемЗахват Гиппонияс Тимолеономс Александром МакедонскимУчастие Карфагена в междоусобице в Сиракузахс Агафокломс Акрагантом (2)с Гикетомс ПирромВойна Карфагена и Сиракуз с МессенойВойна с Сагунтом

Битвы на суше

Гимера (1)ЭгестаГимера (2)Осада СелинунтаГимера (3)Осада АкрагантаОсада МотияКабалаКронииКримиссаГелеМегалепольБелый ТунисТунетНеапольГадруметТапсТунис (1)Холм зуфоновТунис (2)ТериасЛилибейСагунт

Битвы на море

АлалияАртемисияМорской бой у Эрикс (1)АкрагантМотия 1Мотия 2Битва при СицилииКатанаМорской бой при СиракузахБитва при СиракузахЭрикс (2)ЛатомияМегараМорской бой Агафокла с карфагенянамиМорской поход Агафокла в АфрикуМессинский проливОсада Тарента

Карфагенские полководцы

МалхМагон IГамилькар IГимилькон IГаннибал МагонидГимилькон IIМагон IIГимилькон бен МагонГаннон Великий IМильтиадМагонГасдрубалГамилькар КримисскийГамилькар ГаннонидГисгон ГаннонидГамилькар ГаннонидГисгон бен ГамилькарБомилькар IГаннон IДейнократКлинонГаннон IIГимилькон IIIАртабазМагонФиленыГаннон МессанскийГаннибал БаркаМагарбал

Греческие полководцы

ПентафлДориейДионисий ФокейскийГелонФеронГиерон IДиоклГермократДионисий СтаршийТимолеонтАгафоклАрхагатОфеллаПиррГиерон II

Прочее

Погром финикийцев в СиракузахУчастие финикийцев в Греко-персидских войнах