Крушение на путевом посту Крыжовка 2 мая 1977 года

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Крушение по Крыжовке
2 мая 1977 года
Время
17:10 UTC+3[1]
Место
путевой пост Крыжовка
Участок
МинскМолодечно
Железная дорога
Белорусская
Оператор
МПС СССР
Тип происшествия
столкновение
Причина
неисправность светофора, халатность
Статистика
Поезда
пассажирский 280 и пригородный № 548
Погибшие
19…22 (данные разнятся)
Раненые
82, из них 18 — тяжело
Ущерб
122 850 рублей

53°57′05.37″ с. ш. 27°18′58″ в. д. / 53.951492° с. ш. 27.316111° в. д. (G) (O) 2 мая 1977 года в 17:10 у путевого поста Крыжовка Белорусской железной дороги произошло крушение с тяжелыми последствиями. Пассажирский поезд 280 ГродноОрша на скорости около 35 км/ч въехал в хвост стоявшему у остановочной платформы пригородному электропоезду № 548 ОлехновичиМинск. В результате крушения погибли (по различным данным) от 19 до 22 человек, 82 чел. получили ранения (из них 18 — тяжелые).

Ход событий[править]

В начале мая 1977 года в Белоруссии установилась жаркая погода, в окрестностях Минска температура воздуха достигала 30 °C. 1 мая геофизическая станция Белорусской железной дороги прогнозировала нагрев рельсов до 43 °C. Об этом была разослана телеграмма по линейным предприятиям дороги. С телеграммой был ознакомлен дежуривший по перегону Беларусь—Крыжовка дорожный мастер Молодечненской дистанции пути Зенон Петрик, однако, как позже посчитал суд, он «не принял мер по обеспечению исправности изолирующего стыка у предвходного светофора». Кроме того, жаркая погода поспособствовала массовому выезду минчан в пригороды к местам отдыха и на дачные участки. По этой причине имела место высокая заполненность пригородных электричек пассажирами.

2 мая около 14:00 из-за теплового расширения замкнулись рельсы в изолирующем стыке предвходного светофора перед путевым постом Крыжовка. В результате сработала автоблокировка, появилась ложная занятость блок-участка и на светофоре загорелся красный сигнал. На пульте поста электроцентрализации путевого поста Крыжовка также загорелись лампочки участков приближения. Дежурная по станции 20-летняя Елена Бруйло определила ложное срабатывание, так как блок-участки в тот момент заняты не были. В нарушение инструкций дежурная не сообщила о неисправности ни поездному диспетчеру, ни дежурным по соседним станциям, ни машинистам проходящих поездов.

Последствия столкновения. Вид со стороны посадочной платформы

Согласно инструкций, в подобных случаях проходящие поезда должны останавливаться у светофора с красным сигналом, затем по приказу дежурного по станции проследовать его и продолжать движение до следующего светофора со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения. Такой порядок пропуска неизбежно вызвал бы сбой графика и массовую задержку поездов, что грозило работникам службы движения лишением премии.

Последствия столкновения. Вид со стороны 1 пути

Для устранения неисправности Елена Бруйло вызвала электромеханика СЦБ Молодечненской дистанции сигнализации и связи Николая Кухарева.[2] Он за несколько минут доехал на мопеде из Ждановичей и определил причину неисправности. Необходимо было разъединить замкнувший стык и переложить его изоляционным материалом. Для проведения работ Кухарев попросил вызвать путейцев — дорожного мастера Зенона Петрика и бригадира пути Шаховича. Из-за сплавления рельсов в стыке оказалось невозможно быстро отремонтировать стык с применением гидравлического домкрата, поэтому Петрик с Шаховичем принялись пилить рельсы ножовкой. В это время электромеханик вопреки инструкциям переключал предвходной светофор вручную путем переворачивания сигнального реле,[3] включая зеленый сигнал перед проходящими поездами, а после проследования переключал на положенное время на красный. За время ремонта стыка прошло 12 поездов.

Около 17:00, проследовав зеленый предвходной, к пассажирской платформе с опозданием на 2 мин прибыл электропоезд ЭР9П-354 под пригородным поездом № 548 Олехновичи—Минск. Во втором вагоне загорелся фазорасщепитель, из-под вагона пошел дым и помощник машиниста побежал устранять возгорание. Происшествие привлекло внимание дежурной по станции, которая покинула пост ЭЦ, вышла на перрон и там задержалась, наблюдая за происходящим и переговариваясь с машинистом электропоезда. Поскольку весной на том участке электрички ходили редко, там собралось немало пассажиров. Количество желающих уехать превышало нормальную пассажировместимость электропоезда, что в сочетании с его задержкой привело к переполненности вагонов и давке.

Тем временем к Крыжовке подходил пассажирский поезд № 280 Гродно—Орша под тепловозом ТЭП60. На пульте дежурной загорелся соответствующий сигнал, но Елена Бруйло этого не видела, поскольку находилась на перроне. Пассажирским управлял в одно лицо машинист Антон Якубовский. Он стал первым на молодечненском направлении, кто поехал без помощника. Такое новаторство с целью сэкономить на зарплатах помощникам машиниста было введено незадолго до этих событий по инициативе начальника Минского отделения дороги Истушкина и с одобрения партийных[4] органов. Для работы в одно лицо локомотив должен быть полностью исправным, но во время движения Якубовскому пришлось отлучаться в дизельное помещение из-за падения давления масла в системе смазки дизеля.

После проезда предвходного светофора электропоездом Николай Кухарев забыл поставить реле в нормальное положение, чтобы переключить светофор на красный. При подъезде к Крыжовке машинист Якубовский заметил красно-желтый сигнал на локомотивном светофоре, но, поскольку при этом напольный горел зеленым, он, согласно инструкции, руководствовался показаниями последнего. Электропоезд машинист увидел при выходе из кривой на расстоянии примерно 900 м, но принял его за встречный. Ошибку он понял слишком поздно и применил экстренное торможение со скорости 52,2 км/ч на расстоянии от электропоезда чуть более 100 м. Машинист успел убежать в дизельное помещение, что спасло ему жизнь.

На скорости 35 км/ч пассажирский поезд въехал в хвост электропоезда, смяв 2 хвостовых вагона. Также от удара сошли с рельсов тепловоз и 2 головных вагона пассажирского. В 280-м люди отделались ушибами, но находившиеся в двух хвостовых вагонах электропоезда серьезно пострадали. Людей доставали из вагонов и оказывали помощь раненым находящиеся на платформе пассажиры. Позже прибыли бригады скорой помощи, работники милиции, а также пожарные для тушения загоревшегося тепловоза.

Окончательный ущерб установил суд, начавшийся 25 августа 1977. В результате крушения погибли 22 человека, 18 получили тяжкие телесные повреждения, 30 - менее тяжкие, 34 пассажира получили лёгкие ранения. Задержка движения поездов составила 12 часов 16 минут. Минское отделение Белорусской железной дороги понесло материальный ущерб в 122 850 рублей. 14 сентября был объявлен приговор. 4 подсудимых признаны виновными в «нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлёкшем несчастный случай с людьми в результате крушения поездов, причинение ущерба Минскому отделению дороги и значительный перерыв в движении поездов» и приговорены к различным срокам лишения свободы. Электромеханик СЦБ Николай Кухарев получил 12 лет колонии общего режима, дорожный мастер Зенон Петрик — 10 лет, машинист Антон Якубовский — 7 лет и дежурная по станции Елена Бруйло — 4 года колонии-поселения, учитывая ее молодой возраст и беременность. Иск Минского отделения на 122 850 рублей суд удовлетворил частично, учитывая семейное и материальное положение обвиняемых. Вскоре все осужденные попали под амнистию и сроки их заключения были существенно сокращены.

После крушения было отменено вождение поездов в одно лицо и начато опломбирование сигнальных реле[3] систем автоблокировки.

Реакция СМИ[править]

О крушении сообщили несколько белорусских газет. Под заголовком «Официальное сообщение» был напечатан следующий текст:

2 мая 1977 г. в 17 часов 10 минут на остановочном пункте Крыжовка произошёл наезд пассажирского поезда Гродно — Орша на пригородный электропоезд, в результате которого 19 человек погибли, имеются пострадавшие. Всем получившим травмы оказана безотлагательная медицинская помощь. Для расследования причин крушения образована правительственная комиссия. Центральным Комитетом Коммунистической партии Белоруссии, правительством республики, Министерством путей сообщения СССР, партийными и советскими органами Минска и области, Управлением БЖД принимаются меры по оказанию необходимой помощи семьям погибших и пострадавших.

В центральных советских газетах сообщений о крушении не было.

Источники[править]

  1. [1]
  2. белор. Мiкалай Кухараў. По-русски в одних источниках фамилия электромеханика СЦБ — Кухарев, в других — Кухорев.
  3. 3,0 3,1 [2]
  4. [3]

Ссылки[править]