Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Светлана Павловна Лях

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Лях, Светлана Павловна»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Светлана Павловна Лях


Дата рождения
23 марта 1936 года
Место рождения
Москва


Гражданство
Союз Советских Социалистических Республик СССРРоссия Россия



Научная сфера
биохимик
Место работы
Институт микробиологии им. С. Н. Виноградского


Альма-матер
МГУ
Научный руководитель
Евгения Леонгардтовна Рубан
Известен как
Автор научных монографий, посвящённых природным меланинам



Светла́на Па́вловна Ля́х (23 марта 1936 года, Москва, СССР) — советский и российский ученый биохимик, кандидат биологических наук.

Посвятила научную карьеру описанию и исследованию антарктических чёрных дрожжей Nadsoniella nigra var. hesuelicа — культуры, развившейся из пробы скального грунта, привезённого из второй Советской Антарктической экспедиции 1957-1958 годов.

Автор восьми научных монографий, посвящённых природным меланинам.

Биография[править]

Ранние годы[править]

Родилась 23 марта 1936 года в семье Павла Сергеевича Лях, работавшего в Гослитиздате (род. 1908, Харьков, ум. 1955, Москва) и Валентины Алексеевны Михайленко, преподавательницы немецкого языка в военной академии им. Дзержинского (род. 25 января 1906, Москва, ум. 28 августа 1982, Москва)

Детство Светланы Лях проходило в Москве, где ее семья жила сначала на Тверском бульваре, а затем в Плотников переулке. В 1941 году она с сестрой Натальей и бабушкой попала в эвакуацию в Самарканд, где бабушка быстро скончалась. Маме удалось узнать о судьбе дочерей, оказавшихся на улице, и организовать их отправку в Москву поздней осенью 1941 года.

В июне 42-го мама, служившая начальником следственной части разведотдела Западного фронта, забрала Светлану с сестрой на место своей службы, под городом Юхнов Калужской области.

Там они жили в лесу, в палатке, от холода и авитаминоза сестры покрылись нарывами.  В 1943 году при выходе из окружения Светлана была контужена взрывом снаряда и оказалась засыпанной в воронке. Ее откопали и вынесли с поля боя на руках. Потерянный слух восстановился в полевом госпитале, а дар речи вернулся к ней только через 47 лет.

Вместе с мамой и сестрой Наташей Светлана путешествовала по фронтам, проехав на виллисах Смоленщину, Белоруссию, Литву и Восточную Германию.

Домой, в Москву, Светлана вернулась в августе 1945 года, после того, как мама, к тому моменту начальник следственной части 3-го Белорусского фронта, закончила работу с высшим комсоставом фашисткой армии.

Послевоенные годы[править]

Начинала свое обучение в 79-ой школе, которая располагалась тогда в Калошином переулке.

В 1955 поступила на Биологический факультета МГУ имени Ломоносова, который окончила в 1960 году с красным дипломом. Дипломную работу посвятила генетике и селекции садовых роз.

После окончания Университета работала лаборантом в отделе цветоводства Главного ботанического сада АН СССР. В 1963 году после рождения первого сына недолго была начальником заводской лаборатории Бабушкинского опытного завода ферментных препаратов. Работая со спорами грибов, получила микоз глаз и  по рекомендации врачей вынуждена была искать себе новое место работы. В 1964 году перешла в отдел научной информации института ВНИИСИНТЕЗбелок, где работала научным редактором сборника «Микробиологический синтез».

В апреле 1966 года, редактируя переведенную с китайского статью о продуцентах аминокислот (микроорганизмы, синтезирующие практически значимые вещества), обращается за консультацией в Институт микробиологии АН СССР к главному в стране специалисту по продуцентам аминокислот Евгении Леонгардтовне Рубан. Осенью того же года поступает к ней в аспирантуру.

Научная карьера[править]

От Евгении Рубан Светлана получила материал для исследования - культуру, развившуюся в чашке Петри из

пробы грунта, привезенного из второй Советской Антарктической экспедиции 1957-1958 года.

Муж моей научной руководительницы, доктора биологических наук Елены Леонгардтовны Рубан Игорь Павлович был художником второй Антарктической экспедиции, которая состоялась в 1957 - 1958 гг.. Помимо судовой и экспедиционной ролей, Игорь Павлович получил еще специфическое задание супруги: собирать биологические пробы в разных местах ледового континента. Игорь Павлович поусердствовал и привез из экспедиции специальный чемоданчик с герметично упакованными пробирками.

В институтской лаборатории образцы стали исследовать по стандартным микробиологическим методикам и тестам: в чашечках Петри в стерильных условиях проходили необходимые процессы. И вот в одной из проб в чашечке с питательной агаровой средой стала развиваться микробная колония необычного аспидно-черного цвета. Она-то и явилась родоначальницей препарата, названного впоследствии уже мною АстроМеланином.

— Светлана Павловна Лях[1]

При изучении неизвестной культуры ей было присвоено имя «антарктические чёрные дрожжи Nadsoniella nigra var. hesuelicа — 365». И выявлена её устойчивость к жёсткому (мутагенному) ультрафиолету, рентгеновскому и гамма-излучениям[2].

Научным оппонентом диссертации объёмом 578 страниц стал профессор Максим Николаевич Мейсель. В отзыве на диссертацию он отметил, что «С.П. Лях явила собой пример изумительного научного мужества, необычайной целеустремлённости и влюблённости в науку».

Помимо диссертации осенью 1969 года Светлана Лях вместе с научной руководительницей подготовила рукопись внеплановой монографии С.П. Лях, Е.Л. Рубан «Микробные меланины», которая вышла в 1972 году в издательстве «Наука».

Защита диссертации состоялась в июне 1970 года на Учёном совете. В качестве исключения юридический отдел аттестационной комиссии выдал официальное разрешение зачитать доклад и ответы на вопросы научному руководителю Светланы. Защита прошла легко.

После рождения в 1971 году второго сына Светлана готовит монографию «Адаптация микроорганизмов к низким температурам», которая направляется в издательство «Наука».

Дальнейшая научная работа выявляет, что клетки чёрных дрожжей очень устойчивы к глубокому вакууму. Получая в институте темы, далекие от области её научных интересов, Светлана продолжает собирать материал о микробных меланинах и пишет монографию «Микробный меланиногенез и его функции».

Из-за интриг партийных сотрудников института[2] Светлана получает запись в личной характеристике «попытка дискредитации КПСС». Несмотря на три монографии и множество опубликованных научных статей она не проходит утверждение на должность младшего научного сотрудника.

В начале 1980-х готовила к публикации работу «Микрофлора Антарктиды: проблемы адаптации», которая так и не была опубликована.

Я готовила очередную монографию "Микрофлора Антарктиды: проблемы адаптации". Случайно сохранился её подробный план. А все материалы и первые написанные главы я сожгла в 1991 году, когда вышла на пенсию. Надежд на публикацию не оставалось никаких. Кто мог знать, что через десяток лет это можно будет сделать "за свои деньги", но и в этом случае, кто бы стал эту книгу финансировать... Бумаги хранились на лоджии в огромных ящиках. Я долго выносила рукописи на улицу. С помощью ребят из нашего дома долго сжигала их на костре. Вернулась домой вся в саже и с головой, посыпанной пеплом. Кто сказал, что рукописи не горят. Ещё как горят! В освободившиеся ящики я наносила ведрами землю с берега Яузы и посадила в неё помидоры. Растения вымахали до потолка лоджии, а помидоры были по полкилограмма весом. Я таких помидоров больше никогда не видела. Видно, такая энергия сохранилась в этих ящиках — энергия зря потраченного труда.

— Светлана Павловна Лях[3]

В декабре 1985 года Светлана увольняется из Института микробиологии и в январе 1986 поступает на работу в ВНИИ государственной патентной экспертизы - ВНИИГПЭ (сейчас - Федеральный институт промышленной собственности). Вынуждена оставить работу, посвященную чёрным дрожжам Nadsoniella nigra var. hesuelicа.

В соавторстве с новым начальником Николаем Григорьевичем Рыбальским публикует книги «Консорциумы микроорганизмов» (1989), «Патентоспособность консорциумов микроорганизмов» (1989), «Экобиотехнологический потенциал консорциумов микроорганизмов» (1990) общим объёмом около 600 типографских страниц.

Осенью 1986 года участвует во всесоюзном совещании «Организмы, популяции, сообщества в экстремальных условиях». За 20-минутное выступление, заикаясь и прерываясь на каждом слове, успевает прочитать 6 предложений.

Итак, первый день конференции. Вечернее заседание. Мой первый доклад — 20 минут. Лечащие мою речь врачи снабдили меня каким-то чудодейственным лекарством. "Просто чудо, только что из Германии. Выпейте за полчаса до доклада, и будете говорить". Я отнеслась к совету с полным доверием и никого не попросила прочитать мой доклад... И вот я на трибуне. На плечах — шаль с лунным сиянием, в ушах такие же серьги... Я спотыкалась не на каждом слове, на каждом звуке. Зал таил дыхание. Я уложилась в 20 минут, успев прочесть 5 или 6 предложений из 10-страничного доклада. Чудодейственное немецкое лекарство не подействовало ни через полчаса, ни через час, ни через два. Через 4 года одно немецкое "лекарство" вылечило меня за несколько минут, но до этого события ещё четыре года.

— Светлана Павловна Лях[4]>

В марте 1990 года по приглашению немецкого коллеги Светлана едет в Мюнхен. Там, впервые в жизни оказавшись в большом супермаркете, она испытывает психологический шок, после которого снова обретает дар речи.

В 1995 году Светлана посещает Онкологический центр при Техасском университете в Хьюстоне. Профессор Роберт Ньюман, которому она заранее через мужа передала образцы препарата на основе меланина Nadsoniella nigra var. hesuelica, сообщает ей, что получил хорошие результаты при испытании этого препарата на культурах раковых клеток человека.

В 1996 году Светлана получает патенты на лечебный препарат из меланина Nadsoniella nigra var. hesuelica[2].

В 2007 году в издательстве "Наука" выходит ее монография «АстроМеланин».

С 2001 по 2012 год Светлана написала и опубликовала 24 сборника стихов.

В 2015 году вступила в Российский союз писателей.

Семья[править]

Муж — Лев Васильевич Булгак (род. 3 апреля 1938 года, Верхняя Тура) Окончил металлургический факультет в Уральском Политехническом Институте (1961). В Обноском Физико-энергетическом институте занимался проблемами преобразования ядерной энергии в электрическую (1961-1971). Заведовал лабораторией в одном из закрытых институтов в Москве (1971-1974). Работал ученым секретарем Минералогического института им. А. Е. Ферсмана (1974-1990-е). Автор 29 изобретений. Чемпион России по практической стрельбе 2008, 2009, 2010 годов.

Сыновья — Алексей Григорьевич Исаев (род. 23 июня 1963 года, Москва). — Максим Львович Булгак (род. 16 апреля 1971 года, Москва).

Труды[править]

  • Лях С. П., Рубан Е. Л. «Микробные меланины» (монография) М. Наука, 1972, 185 с.
  • Лях С. П. «Микробный меланиногенез и его функции» (монография) М. Наука, 1981, 274 с.
  • Лях С. П. «Адаптация микроорганизмов к низким температурам» (монография) М. Наука, 1981, 274 с.
  • Лях С. П. «АстроМеланин»(монография) М., Наука, 2007, 168 с.
  • Лях С. П. «Меланопигмент антарктических черных дрожжей Nadsoniella nigra var. hesuelicа и его физиологическая функция» Москва, Институт микробиологии АН СССР, 1970, 578 с. (Кандидатская диссертация, научный руководитель Рубан Е. Л.)
  • Лях С. П., Рубан Е. Л. «Меланопигмент Nadsoniella nigra var. hesuelicа и его физиологическая функция» Сборник докладов 2-ой школы-семинара по микробиологии в Пущино-на-Оке, 1971, 31-43
  • Лях С. П. «Адаптация антарктической микрофлоры к холоду и сухости как основным экстремальным факторам среды. Известия АН СССР, сер. Биол., 1974, №5, 688-698
  • Лях С. П. «Некоторые особенности микрофлоры Антарктики в связи со спецификой экстремальных условий существования» Известия АН СССР, сер. Биол., 1976, №2, 252-262
  • Лях С. П. «Микрофлора Антарктики: проблемы адаптации к экстремальным условиям среды обитания». В сборнике: «Организмы, популяции и сообщества в экстремальных условиях. Тезисы докладов на всесоюзном совещании, М. 1986, 82-84
  • Лях С. П. Рубан Е.Л. «Меланиногенез и активность тирозиназы у микроорганизмов». Успехи микробиологии, 1968, вып. 5, 90-120
  • Лях С. П. «Химия природных меланинов» Научный доклад Высшей школы Биологической науки, 1968, №11, 87-97
  • Рубан Е. Л., Лях С. П. «Исследование природных меланинов» Изв. АН СССР, сер. Биол., 1968 №4, 530-542
  • Рубан Е. Л., Лях С. П., Хрулева И. М., Титова И. А. «Меланинов пигменты Nadsoniella nigra var. hesuelicа» Изв. АН СССР, сер. биол., 1969, №1, 134-148
  • Рубан Е. Л., Фомин Г. В., Лях С. П. «Исследование меланинов Nadsoniella nigra var. hesuelicа методом электронного парамагнитного резонанса (ЭПР)» Доклады АН СССР, 1968, том 182, №5, 1219-1222
  • Лях С. П., Рубан Е. Л. «Антарктические «чёрные дрожжи» Nadsoniella nigra var. hesuelicа (характеристика и идентификация штамма 365)» Изв. АН СССР, сер. биол., 1970, №4, 581-592
  • Рубан Е. Л., Козлова Т. М., Лях С. П. «Локализация пигмента в клетках черных дрожжей» Изв. АН СССР, сер. биол., 1968, №2, 299-301
  • Рубан Е. Л., Лях С. П., Волкова-Козлова Т. М. «Мутант Nadsoniella nigra, синтезирующий внеклеточный меланин». Изв. АН СССР, сер. Биол., 1969, №2, 238-285
  • Лях С. П. «Типы пигментных мутантов Nadsoniella nigra и эффективность радиомутагенов». Микробиология, 1969, том XXXVIII, вып. 4, 663-666
  • Рубан Е. Л., Лях С. П. «Биологические функции меланопигмента клеток Nadsoniella nigra var. hesuelicа и предполагаемые механизмы ее обеспечения». Изв. АН СССР, сер. биол., 1970, №5, 719-724
  • Рубан Е. Л., Лях С. П. «Устойчивость Nadsoniella nigra к действию коротковолновых электромагнитных излучений». Изв. АН СССР, сер. биол., 1968, №3, 402-407
  • Лях С. П., Козлова Т. М., Саливоник С. М. «Действие периодического замораживания-оттаивания на клетки антарктических черных дрожжей Nadsoniella nigra var. hesuelicа». Микробиология, 1983, т. 52, вып.4, 620-624
  • Имшенецкий А. А., Лысенко С. В., Лях С. П., Удовиченко В. Ф. «Устойчивость Nadsoniella nigra var. hesuelicа к действию глубокого вакуума». Изв. АН СССР, сер. биол., 1974, №1, 125-127
  • Лях С. П., Рубан Е. Л. «Каталазная активность и перекисая инактивация Nadsoniella nigra». Микробиология, 1968, том XXXVIII, вып. 4, 586-590
  • Лях С. П. «Действие химических соединений на меланиногенез и тирозиназную активность микроорганизмов». I Ингибиторы. Научный доклад Высшей школы Биологической науки, 1970, № 11, 88-102
  • Рубан Е. Л., Лях С. П. «Влияние аскорбиновой кислоты на меланиногенез Nadsoniella nigra и ее устойчивость к УФ-свету и гамма-радиации». Изв. АН СССР, сер. биол., 1969, №3, 401-405
  • Рубан Е. Л., Лях С. П. «Генетическое детерминированнее синтеза тирозиназы и меланиногенеза у микроорганизмов» Изв. АН СССР, сер. биол., 1970, №2, 256-271
  • Лях С. П. «Методы определения тирозиназной активности микроорганизмов», Микробиологический синтез, 1968, №9, 22-28

Примечания[править]

  1. Ю. Егоров. «Меланоэффект Светланы Лях» (рус.) (2005). Проверено 8 мая 2020.
  2. 2,0 2,1 2,2 Светлана Павловна Лях Не уклоняйся от судьбы. — Москва: ТПК Пресс, 2012.
  3. Светлана Павловна Лях Не уклоняйся от судьбы. — Москва: ТПК Пресс, 2012.
  4. Светлана Павловна Лях Не уклоняйся от судьбы. — Москва: ТПК Пресс, 2012.