Молитва в буддизме

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Медитация»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Роспись внутри ступы, которая должна настроить ум на медитативный лад. При входе в храмы полагается разуваться

Молитва в буддизме — не вполне аутентичное описание медитативных практик  последователей буддизма, напоминающих или аналогичных молитвам иных религий.

Определение и назначение молитвенных приёмов в буддизме разнится от учения к учению и официально призвано не снискать милость от богов, а изменить мышление на позитивное.

Место молитвы в буддизме[править]

Флажки с мантрами, развешиваемые буддистами вокруг ступ

Необходимость молитвенного (корректнее — медитативного) созерцания для религиозной жизни буддистами не оспаривается, считаясь важным делом для тренировки ума, речи и тела.  Основанием служит четвёртая Благородная Истина Будды — «учение о пути», где молитвенное состояние ума является третьей ступенью его постижения — «этапом сосредоточенности», включающим:

  • правильное усердие — упражнение для монахов, представляющее собой занятия йогой, т.е. психофизический тренинг.
  • правильное памятование — взятие контроля последователя Будды над всеми психофизическими и психоментальными процессами своего организма, в том числе путём медитации и пения мантр. Доступен как монахам, так и мирянам.
  • правильное сосредоточение — трансовое состояние, идеал медитирующего буддийского монаха. Является «самадхой», то есть таким состоянием созерцающего ума, когда стираются различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания. Монах, сумевший этого достичь, почитается «архатом» (достойным).

Особенности молитвенных практик в разных буддийских школах[править]

Дети вращают молитвенный барабан

Значение молитвы в учении Хинаяны[править]

Основной смысл медитаций в Хинаяне — это успокоение «ядов» собственного ума с осмыслением нереальности своего «я» (эго) для того, чтобы перестать приносить вред живым существам.

Важнейшую роль в молитвенных стояниях Хинаяны занимает медитация «шаматха» с концентрацией всего внимания на теле медитирующего при тщательной регистрации мельчайших деталей того, что с ним происходит в это время. Допустим, выпив чашу воды, необходимо размыслить является ли попавшая внутрь вода отныне частью твоего «я», увеличилось ли «я» благодаря влаге? Где вообще находится «я»? Дробится ли оно? Есть ли в дыхании? В выпавшем волоске? И так далее. Пока иллюзорность собственной личности не станет очевидной, как и не будет очевидной невозможность причинить страдания тому, чего в реальности нет. Таким образом стараются вселить во внутренний мир покой.

Медитирующий не должен следовать за мыслями и чувствами, позволяя им проходить мимо него и исчезать в небытие естественным образом.

Значение молитвы в учении Махаяны[править]

Молитвенная медитация в Махаяне нацелена на развитие чувства сострадания и на понимание пустоты.

Например в Тибете, при практике «тонглен», медитирующий сосредотачивает всё своё внимание на дыхании, а затем размышляет о муках, которые испытывают живые существа, представляя всю эту боль в виде чёрного дыма, который адепт мысленно вдыхает с воздухом, тем самым забирая чужое страдание. При выдохе медитирующий представляет как он источает в атмосферу золотой свет радостного счастья из собственного сердца, который наполняет других существ блаженством. Превращаясь в некий «духовный фильтр» мучений, практикующий буддист в мыслях отдаётся самопожертвованию, осознавая эфемерность страданий через их умозрительность.

При молитвенной практике другого типа — аналитической медитации («випашьяна») — происходит молитвенное размышление об инструментах, причиняющих боль, или явлениях, вызывающих страх, для развенчивания их реальности.

Значение молитвы в учении Ваджраяны[править]

Согласно Ваджраяны молитвенные (медитативные) упражнения сводятся к развитию способностей по отождествлению себя с буддами (визуализация их священных образов в виде фигур из энергии и света с последующими к ним пожеланиями и предполагаемыми ответными благословениями), затем произносятся мантры с целью защиты и пробуждения какого-либо просветлённого качества ума.

Считается, что исполнять мантры необходимо только на санскрите — языке, на котором они были написаны, и ни в коем случае не в переводе.

После произнесения мантр, последователь Ваджраяны представляет как светоносная форма Будды, на которую он медитировал, сливается с медитирующим, наделяя полезным духовным качеством.

Зримые молитвы[править]

Портативный молитвенный барабан на солнечных батареях

Заметной особенностью тибетской формы буддизма — ламаизма (главенствующего в том числе в России, особенно в Бурятии, Туве и Калмыкии) — являются «зримые  молитвы», когда мантры высекаются на камнях, печатаются на разноцветных флажках, или чеканятся на вращающихся молитвенных барабанах, располагаемых вблизи храмов, либо у статуй Будды.

У ламаистов отношение к молитве утилитарное, и здесь она имеет форму обращения к просветлённым существам, которое частично можно переложить на зримые молитвы, которые помогут упростить  медитацию. Так, при каждом вращении молитвенного барабана или взмахе молитвенного флажка на ветру как будто бы происходит автоматическое обращение к Будде.

Индивидуальные молитвы[править]

В тантрической направленности буддизма практикуются мантры, близкие магическим заклинаниям. Считается, что тексты таких мантр, чтобы оказывать благое воздействие, непременно должны быть получены от наставника (реального или выдуманного подсознанием). «Срок годности» таких мантр, если их не практиковать, некоторыми тантристами признаётся ограниченным. А их смысл полагается в приумножении переданной учителем духовной энергии.

Литература[править]

  • Евгений Торчинов «Путь ученика. Введение в буддизм», — СПб.: Пальмира, 2018,  С. 38-41, ISBN 978-5-521-00882-7
  • Елена Леонтьева «Путеводитель по буддизму. Иллюстрированная энциклопедия», — М.: Эксмо, 2013, ISBN 978-5-699-58042-2

Ссылки[править]