Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Битва при Каррах

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Битва при Каррах

Военный конфликт


Конфликт
Римско-парфянские войны
Дата
53 год до н.э.
Место
неподалёку от города Карры, в 50 км к югу от Эдессы в Сирии
Причина
богатому римскому патрицию и полководцу Марку Лицинию Крассу требовались военные успехи для поддержания своего имиджа на фоне успехов его политических партнёров и одновременно соперников по триумвирату — Гая Юлия Цезаря и Гнея Помпея
Итог
серьёзное поражение римлян
Стороны
Командующие
Марк Лициний Красс
Сурен
Силы
28 000 легионеров
4000 лёгкой вспомогательной пехоты
3000 римских всадников
6000 арабских всадников
1000 галльских всадников
10 000 конных лучников
1000 катафрактов
Потери
20 тыс. убитых, 10 тыс. пленных
небольшие

Битва при Каррах — сражение, произошедшее в 53 году до н.э., в ходе которого парфянское войско нанесло поражение численно превосходившим их римским вооружённым силам в количестве 7 легионов.

Предыстория[править]

На протяжении истории люди находили различные поводы для начала войны. Один из них — стремление сделать карьеру или поддержать репутацию, что как-раз и требовалось чрезвычайно богатому и влиятельному римлянину Крассу. Ранее Красс встал на сторону победителя в ходе римских гражданских войн между Марием и Суллой, и вместе с Помпеем принимал участие в подавлении восстания рабов под предводительством Спартака. Три наиболее влиятельных в то время римлянина — Цезарь, Помпей и Красс — образовали крепкое, хотя и неофициальное политическое объединение, названное триумвиратом. Цезарь завоевал Галлию, Помпей успешно действовал против пиратов в восточном Средиземноморье, а потому Крассу срочно требовался какой-то громкий успех, чтобы поддержать свой имидж в компании из трёх лидеров. Став во второй раз консулом в возрасте 60 лет, Красс наметил противника. Парфия, занимавшая территорию современных Ирана, Ирака и не только, славилась своими легендарными богатствами. Парфяне под руководством династии Аршакидов захватили многие земли, ранее входившие в империю Селевкидов, преемников Александра Македонского. Красс решил, что раз некоторые другие восточные государства сравнительно легко подпали под власть Рима, тоже самое произойдёт и с Парфией. Вывод оказался ошибочным, за что Крассу и многим его людям пришлось расплатиться своими жизнями.

Силы и тактика сторон[править]

Парфянская тяжёлая конница — катафракты
Лёгковооружённые конные лучники

У римлян ещё не было опыта войны с новым для них противником. В ходе военных кампаний на севере и западе современной Турции, они встречались с войсками, воевавшими в греко-македонском стиле: фаланги с длинными копьями, вспомогательная лёгкая пехота лучников, пращников и метателей дротиков, и лёгкая конница наподобие римской. Иногда противник применял небольшое количество катафрактариев — сверхтяжёлой ударной кавалерии, в которой и всадник, и конь были от макушки до копыт закованы в чешуйчатую броню. Получался бронированный таран, катафракт поражал врага не только копьём на скаку, но ещё и массой (катафракт и его конь, облачённые в броню, весили несколько сотен килограммов, и эффект от врезающегося в строй врага катафракта напоминал эффект легкового автомобиля, врезающегося в толпу людей). Прошла пара столетий, прежде чем такие войска, новые для римлян, появились и у них. И вот в походе Красса легионерам римлянам пришлось столкнуться с этим совершенно новым для них родом войск. Основу римской армии составляли легионеры — тяжёлая пехота, которая вначале забрасывала врага копьями-пилумами, а потом шла в ближний бой с мечами-гладиусами. Они набирались из бедных слоёв населения и получали жалование за службу. Также им помогало небольшое количество лёгкой пехоты лучников и пращников, и лёгкая конница, которая не могла сравняться по мощи с катафрактами, а потому служила в основном для разведки или преследования уже разбитого врага. Более того, римляне привыкли воевать на пересечённой местности — среди лесов, рек, холмов, деревень и всего прочего. Подобные условия позволяли без труда определить границы поля боя и как-бы расставить вехи, на которые можно было бы опереться в ходе предстоящего сражения — например, спрятать отряд и устроить врагу засаду. Римляне не были готовы к сражению на необъятных просторах пустыни.

Парфяне, напротив, привыкли воевать на открытой местности. Основой их армии служили тяжёлые ударные части катафрактов, однако в силу дороговизны их оружия и брони, их было немного. Они в первоначальном наступлении использовали длинные копья, примерно 3,5 метра (тогда как у римской конницы копья были 1,8 метра, т.е. почти в 2 раза короче), а в рукопашной — секиры, булавы и прямые обоюдоострые мечи (изогнутая сабля появилась на Ближнем Востоке лишь через тысячу лет). Катафрактов поддерживали более многочисленные конные лучники из числа кочевников, которые были весьма искусны в верховой езде и потому могли стрелять на скаку, по-парфянски. Это были более бедные в материальном плане воины, которые не могли позволить себе экипировку катафрактов. Их оружием был сложный составной лук, который изготавливался из деревянных узлов и сухожилий, и обеспечивал дальность стрельбы до 150 метров. Такой лук был более мощным и дальнобойным, чем обычный, однако в случае дождя, размокала клейкая субстанция, скреплявшая детали лука, поэтому он хорошо подходил для жаркого и сухого климата Ближнего Востока, но плохо подходил для довольно дождливой Европы. Что же касается пехоты, то она у парфян отсутствовала вовсе, по крайней мере в условиях полевых сражений. Пехота вообще всегда была самым слабым местом в древневосточных армиях, поскольку лошадью не обладали только самые нищие, и конные воины смотрели на них с презрением.

Начало боевых действий[править]

Карта военной кампании Красса

Красс начал военную кампанию в ноябре 54 года до н.э., имея в своём распоряжении семь легионов плюс вспомогательные войска — некоторое количество лёгкой пехоты и кавалерии. Кроме того, он нанял примерно 1000 галльских и 6000 арабских всадников. Спеша поскорее отправиться в поход, Красс отплыл из Брундизии на каблуке итальянского сапога зимой, в неподходящий для мореплавания сезон, в результате чего потерял несколько кораблей из-за разгулявшейся стихии.

Перед войском Красса стоял выбор: каким путём пойти в Парфию. Первый путь пролегал через горные перевалы на территории современной Турции, а затем повернуть на юг и идти вдоль берега реки Тигр. Так путь получался более длинным, зато это делало невозможным обход с одного из флангов, обеспечивало бы постоянный источник пресной воды и возможность доставлять провизию на кораблях по реке. Второй путь — идти напрямую через пустыню. Так путь был более коротким, но во-первых открытая местность была удобна для парфянской кавалерии и неудобна для римской пехоты, а во-вторых такой путь серьёзно затруднял снабжение армии водой, а силы таких размеров, какие собрал Красс, требовали свыше 100 тыс. литров воды ежедневно лишь только для боевых частей (были ещё лошади, вьючные животные, походные попутчики и т.д.).

Красс решил идти коротким путём, переправился через Евфрат, вступил на парфянскую территорию, и принялся захватывать территории. Ряд городов предпочли сдаться без боя, но один город, Зендоция, предпочёл защищаться, и штурм обошёлся римлянам примерно в 100 человек. Население было продано в рабство, а всё ценное имущество пополнило запасы добычи. В захваченных городах требовалось оставлять гарнизоны, что уменьшило римское войско примерно на 7 тыс. пехоты и 1 тыс. кавалерии. Потом войско встало на зимние квартиры в Сирии, чтобы переждать зимние дожди, превращающие пустыню в месиво непролазной грязи. В это время парфяне отправили послов к римлянам, чтобы поинтересоваться, чем они обязаны вторжению — объявлению им войны римским государством или же личной инициативе Красса. Парфяне явно оказались куда лучше осведомлены о положении дел у римлян, чем те в отношении парфян! Как консул, Красс мог ответить, что мол пришёл вести войну от имени своей страны. По легенде, один из послов показал Крассу ладонь и сказал: «Видишь здесь волосы? Не видишь. Потому что их тут нет. И нашу столицу ты увидишь не раньше, чем они тут вырастут».

Диспозиция[править]

В мае Красс вновь переправился через Евфрат у Зевгмы и — не слушая советов армянского царя, но доверяя, возможно работавшему на врага проводнику — направился по дороге через пустыню к городу Селевкия, что в 30 км к югу от современного Багдада. Парфяне действовали на двух направлениях. Царь Ород II, недавно одолевший соперника в продлившейся 2 года гражданской войне, отправился на север, чтобы предотвратить соединение сил армян и римлян. У армян и парфян была схожая тактика и войска, и они могли бы послужить противовесом парфянским лучникам и катафрактам. Также, этот манёвр парфян выводил их на дальний фланг наступления римлян. Тем временем, парфянский наместник в регионе, Сурен, собрал силы, чтобы дать прямой отпор вторжению Красса. Когда разведчики донесли о приближении врага, Красс вначале велел построиться в длинную неглубокую линию, потом, послушав советы о тщетности попыток обеспечить фланги на такой открытой местности, велел армии перестроиться в огромный полый квадрат типа каре. Всё это заняло немало времени, и напряжение среди солдат наверняка возрастало, особенно учитывая жару и недостаток воды.

Битва[править]

Фрагмент сражения

К тому моменту римская армия прошла реорганизацию, главным архитектором которой был Гай Марий, в итоге проигравший гражданскую войну Луцию Корнелию Сулле. Раньше армия римлян была призывной, более того, каждый солдат сам покупал себе сняряжение, и в зависимости от него они разделялись на четыре категории — велитов, гастатов, принципов и триариев, по возрастанию степени силы и опытности. Ещё были кавалеристы-эквиты. Однако такая система зачастую провоцировала уклонение от призыва т.к. многие не хотели идти в армию, опасаясь, что в их отсутствие их домашнее хозяйство придёт в упадок и они обнищают. Марий же ввёл систему легионеров, которые набирались из бедноты и получали жалование и снаряжение от государства (либо, как в данном случае, от богатого частного лица). Легионеры вооружались метательным дротиком-пилумом, и коротким колющим мечом-гладиусом. Защитным вооружением служили кольчужная рубаха, выгнутый прямоугольный щит и бронзовый шлем. Однако они не располагали эффективными средствами для противодействия парфянам. Незащищённые ноги оказывались уязвимы для стрел, щиты и кольчуги не выдерживали удара катафрактов копьём на скаку, а пилумы, метаемые с близкого расстояния, не могли достать парфянских конных лучников, расстреливавших противника издалека. Основным тактическим подразделением вместо манипулы, состоявшей ранее из 80 человек, теперь служила когорта из 480 человек (кроме первой когорты легиона, в которой было 800 человек). Каждая сторона каре Красса образовывалась 12 когортами — около 5500-6000 солдат, учитывая потери в ходе кампании. Протяжённость каждой стороны квадрата составляла примерно 1300 метров. Внутри квадрата была кавалерия, которая обеспечивала возможность контрудара, резерв из лёгкой пехоты и т.н. лагерные попутчики (прислуга из свободных людей и рабы).

Оставаясь в таком строю, римляне переправились через небольшую речку, но Красс не позволил солдатам разбить лагерь или просто отдохнуть. Они продолжали двигаться до тех пор, пока не увидели врага, и в этот момент 6 тыс. арабских всадников просто сбежали, покинув поле боя, т.к. считали расклад битвы неблагоприятным для стороны, к которой примкнули. Парфянский полководец Сурен приступил к изматыванию и ослаблению противника. Конные лучники рассыпались вокруг квадрата и принялись расстреливать римлян с расстояния примерно 120 метров. У римлян было примерно 1500 пеших лучников, которые пытались отстреливаться и нанесли парфянским конным лучникам небольшие потери, но этого явно было недостаточно. Конные лучники применяли две тактики. Первое построение римляне называли «скифским» (по-другому — «кентабрийский круг»), и заключалось в том, что конные лучники начинали скакать по кругу и стрелять на ходу, за полный круг каждый воин успевал перезарядить лук и снова выстрелить. Второй вариант — знаменитая стрельба по-парфянски, когда они начинали отступать от врага, при этом поворачиваясь в седле на 180 градусов и отстреливаясь на скаку над крупом лошади. При этом в данном сражении римляне стояли так плотно и скученно, что многие парфянские лучники даже не утруждались целиться — просто стреляли в сторону римлян, авось кого-нибудь заденет, либо стреляли вверх по наклонной траектории, чтобы стрелы падали на римлян сверху. Если конные лучники делали ставку на скорость и маневренность, то катафрактарии — на доспехи и ударную мощь. Между тем катафрактов было лишь около тысячи, а конных лучников в десять раз больше. Римляне не располагали никакими надёжными средствами для борьбы с таким противником. Римские кольчуги хорошо защищали от рубящих и режущих ударов, но плохо от колющих. Проблема для римлян состояла в том, что они не могли догнать конных лучников или заставить их перестать стрелять, а надежды на то, что закончатся стрелы, растворились после того, как Сурен подогнал караван верблюдов, гружёный боеприпасами. Красс приказал своему сыну, Публию, предпринять хоть что-то для исправления ситуации. Он повёл конницу и часть пехоты в контратаку, но они вначале понесли потери от ливней стрел, а затем на них на скаку налетели и смяли тяжеловооружённые катафракты. Лишь 500 участников вылазки попали в плен, остальные погибли от стрел лучников или же были порублены и потоптаны катафрактами, в том числе Публий.

Конец[править]

Вернувшись с головой Публия на копье, парфяне продолжили обстреливать всё сжимающееся каре. Катафракты предприняли ряд эффективных точечных атак, налетая на легионеров на скаку (зачастую катафракт с разгона пробивал копьём сразу двух легионеров, стоявших друг за другом) и через некоторое время отступая, не ввязываясь в длительный рукопашный бой. Парфянам просто не хватало катафрактов, чтобы как следует «пропахать» римское войско, в случае длительного ближнего боя, была угроза, что римляне одолеют их просто за счёт количества. В конце концов сгустились сумерки, и парфяне отошли на 15 километров, чтобы избежать ночного нападения римлян на их лагерь. Однако отход врага не сулил возможности так желанного отдыха для римлян. Ночью 300 всадников доскакали до Карр и просто сообщили командиру гарнизона о факте сражения, без уточнения относительно результатов, и не остались там. Основное войско ночным маршем отправилось к Каррам, 4000 тяжелораненых пришлось бросить на поле боя. В итоге рано утром они пришли в город, за исключением четырёх когорт, которые заблудились в темноте. Когда парфяне утром вернулись на поле сражения, они перерезали раненых и отправились по следам остатков войск Красса. Расправившись с заблудившимися, они подошли к городу, и парфянский полководец Сурен потребовал ключи от города и выдачи ему Красса и его заместителя Кассия, закованными в цепи. Хотя требование было отвергнуто, армия похоже утратила всякое доверие к Крассу. В городе не хватало снабжения на всех выживших, а потому Красс решил идти на север, к горам Армении, опять доверившись уже показавшему свою ненадёжность проводнику. В результате часть римлян под командованием Кассия описала круг в темноте и вернулась к Каррам, а другая часть во главе с Крассом и Октавианом заблудилась на заболоченной местности, и они были убиты, когда парфяне атаковали их. По легенде, Крассу, который был вероятно самым богатым человеком в тогдашнем Риме, парфяне влили в глотку расплавленный золотой слиток, приговаривая: «Вот ты и получил наше золото, за которым пришёл». Однако более вероятно, что он был просто убит мечом в завязавшейся стычке. Лишившись предводителей, оставшаяся часть отряда сложила оружие.

Последствия[править]

Римляне исчисляли потери в 20 тыс. убитых и 10 тыс. пленных, в то время как 5-6 тыс. солдат удалось пробиться и унести ноги. Часть пленных отправили на восток Парфии, в город Согдиана в Средней Азии, который вскоре был взят китайцами, и оттуда пленных римлян отправили в город Ли-Джень. После уничтожения римской армии, парфянский и армянский цари заключили мир. Парфяне попробовали было развить успех и захватить большой город Антиохию, столицу римской провинции Сирия (Красс был губернатором этой провинции), но ничего не смогли поделать против неприступных стен т.к. не располагали осадными механизмами. Когда они отходили от города, Кассий и оставшиеся 5 тыс. римлян устроили им засаду и нанесли им довольно крупные потери. После чего эти 5 тыс. выживших вернулись в Рим либо в свою провинцию. В 44 году до н.э. Кассий стал одним из заговорщиков, убивших Юлия Цезаря. Армяне на протяжении нескольких сотен лет успешно стравливали римлян и парфян, но в итоге их царство превратилось в римскую провинцию. Римляне и унаследовавшие их противников на востоке византийцы ещё не раз и не два сражались с парфянами и пришедшими им на смену Сасанидами. Ещё через несколько сотен лет новообращённые в ислам арабы устремились на север из ставшего тесным для них Аравийского полуострова, и завоевали в т.ч. Персию, сделав территорию бывшей Парфии частью исламского мира. Ещё через несколько сотен лет с востока пришли новые завоеватели, турки, и пережив несколько взлётов и падений, захватили даже столицу преемников римлян, византийцев, Константинополь, который ныне носит название Стамбул.

Галерея[править]

Документальное видео о битве на английском языке. В целях моделирования использованы фрагменты из игры Rome: Total War

Первая часть обзора
Вторая часть
Третья часть


Литература[править]

  • Книга «Великие сражения Древнего Мира. 1285 год до н.э. — 451 год н.э.»

Ссылки[править]