Ольга Иосифовна Преображенская

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
OlgaPreobraj.jpg

Ольга Иосифовна (Осиповна) Преображенская (Olga Preobrajenska; 2 февраля 1871, Санкт-Петербург, Российская империя — 27 декабря 1962, Сен-Манде (Парижский регион), Франция) — выдающаяся балерина и балетный педагог.

Начало. Учеба[править]

Хореографическая карьера Ольги Преображенской началась с младых лет, хотя в детстве она была признана профессионально непригодной по всем пунктам: у неё обнаружили что-то неладное с ногой и искривление позвоночника[1]. Но ребёнок мечтал о балете и три года подряд приводил родителей с собой в театральную школу при императорских театрах, где три года подряд получал отказ от приемной комиссии. Вот что можно прочесть по этому поводу на одном из балетных сайтов, посвященных Ольге Преображенской: «Преображенскую наотрез отказывались принять в школу, хотя тетка ее, за нее хлопотавшая, была актрисой драмы, женой актера А. М. Максимова»[2] (о каком именно Максимове идет речь — неясно, их было несколько в Петербургской императорской труппе; если это Максимов 1-й, то его супругой была Наталья Сергеевна Аполлонская, пользовавшаяся в юные годы «особым» расположением императора Николая Первого). Н. Легат говорил и вовсе без обиняков: «Приемная комиссия признала ее кривобокой и не удовлетворяющей требованиям балетного искусства»[2].

В конце концов, — а именно в 1879 году, — комиссия не выдержала и сдалась, приняв юную госпожу Преображенскую на учёбу в балетное отделение[1][3]. По всей видимости, победили не открывшиеся таланты, а человеколюбие администрации: ну хочет девочка попрыгать в балете — ну пусть попрыгает, ибо дальнейшего толка не будет.

Как же прекрасно они ошибались!

Очень скоро выяснилось, что неправильность её ноги — это естественная врождённая выворотность. А ещё девочка обладала безупречным музыкальным слухом и легко учила не только модные песенки, но и серьёзные классические оперные арии. Всё это вывело Ольгу Преображенскую в лучшие ученицы театральной школы. Среди ее педагогов: Екатерина Оттовна Вазем, Николай Густавович Легат, Энрико Чеккетти, Христиан Иогансон[4], Лев Иванов, М. И. Петипа[2]. Такие опытные педагоги не могли не заметить её виртуозных способностей. А с её сутулостью началась серьезная борьба со стороны педагогов. Н. Г. Легат самолично постоянно расправлял ей плечи и следил за её осанкой[1].

Пьерина Леньяни (справа) и Ольга Преображенская (слева)
Ольга Преображенская — Изора, «Синяя борода»
Ольга Преображенская — Лиза («Тщетная предосторожность», 1890)
Ольга Преображенская — Венера в балете «Царь Кандавл»[5], 1899 г.
О. И. Преображенская и Н. Г. Легат в балете «Щелкунчик», около 1900 г.
Preobrajenska.jpg
OlgaPreobr.jpeg
О. И. Преображенская в «Шопениане», 1908
«Египетские ночи» (1908). Рабыня — О. Преображенская

Точнее сказать, что знаменитый Николай Легат не просто следил за осанкой одной из своих учениц, а потом и партнерш, а совершенно открыто толкал ее в спину, распрямляя лопатки. Это же подтверждал танцовщик Б. В. Шавров, видевший их работу на сцене еще будучи учеником театральной школы[2].

Позже, через много лет, Ольга Преображенская писала в автобиографии: «Хотела бы я увидеть балетную артистку, которая могла бы соперничать со мною в неутомимости и выносливости. Я работала над собою буквально день и ночь. Я закалила себя, постепенно превращаясь из хилой и слабенькой в железную… Могу сказать с гордостью: всем, что я сделала, я обязана исключительно самой себе»[2].

Как особо талантливая ученица она, за счет императорской труппы, ездила в Милан к знаменитой преподавательнице Катарине Беретта, которая занималась с ней отдельно по несколько часов в день.

Петербургская императорская труппа[править]

Закончила училище в 1889 году[6], выпускной экзамен состоялся 25 марта 1889 года. Она была принята в Петербургскую императорскую труппу[4] в кордебалет — при всех ее талантах не нашлось никого, кто бы замолвил за нее слово для перевода в солистки. Однако яркие способности все равно сделали ее заметной — появились и сольные партии. В том же 1889 году она начала выступать в главных партиях[4][7]. Особое внимание она обратила на себя тем, что постоянно импровизировала: ее танец никогда не повторялся в точности, каждый раз она находила новые нюансы исполнения. В 1892 году она выступила в балете «Калькабрино». А в 1900 году[7] (по другим источникам: в 1896 г.[3]) ее исполнение роли Изоры в балете «Синяя борода» вызвало такой успех, что окончательно утвердило положение на сцене — она официально стала примой-балериной Петербургской императорской труппы.

Впрочем, все обстояло не столь уж безмятежно.

Преображенская была выпущена из театрального училища на год раньше Матильды Кшесинской, чья карьера сразу же пошла в гору благодаря ее личным секс-отношениям с наследником престола. Две выдающиеся балерины сразу стали соперницами за главные роли. Предпочтение в императорской труппе отдавалось закулисным связям. Преображенская оказалась в тени Кшесинской и довольствовалась теми партиями, которые Кшесинскую не интересовали.

Борьба за славу — вещь тяжелая и неусыпная!

Бронислава Нижинская писала в своих воспоминаниях, что главная роль в балете «Камарго» (возобновление Л. И. Иванова в 1901 г.) досталась Ольге Преображенской только потому, что от нее отказалась Матильда Кшесинская: «Всемогущая Матильда Кшесинская отказалась выступить в „Камарго“ в предложенном ей костюме, была за это оштрафована дирекцией и добилась увольнения Волконского» (князь Сергей Михайлович Волконский, которого сменил Владимир Аркадьевич Теляковский; М. Кшесинской не понравился костюм, точно скопированный с того, который Екатерина Великая надевала на бал-маскарад, и она его испортила). И Теляковский, заняв место директора императорской труппы, поставил в репертуар балет «Камарго» с Ольгой Преображенской — чем и восхищалась в своей книге Бронислава Фоминична Нижинская[8].

Среди ролей Ольги Преображенской:[править]

1892 — «Калькабрино»
15 января 1895 г. — «Лебединое озеро» — па де труа (с В.Рыхляковой и Л.Кякшт) в первом действии; премьера классической (третьей) редакции, балетмейстеры Лев Иванов и Мариус Петипа[9]
1895 — «Капризы бабочки» — Муха[10]
1896[3] или 1900[7] — «Синяя борода» — Изора
1896 — «Ацис и Галатея», композитор К. Кавос, балетмейстер Л. Иванов — Гименей, первая исполнительница в хореографии Л. Иванова
«Раймонда» — подруга Раймонды Генриетта и венгерский танец в премьерном спектакле 1898 г., затем — Раймонда
1897 — «Свадьба Фетиды и Пелея», балетмейстер М. И. Петипа — Купидон
1898 — «Капризы бабочки» — Бабочка[10]. Критик Валериан Светлов назвал эту работу балерины шедевром[11]
«Конёк-горбунок» — Царь-девица
«Дочь фараона» — Рамзея, потом Аспиччия
«Коппелия» — Сванильда
«Корсар» — Медора
1900 — «Арлекинада» (балетмейстер М. Петипа) — Пьеретта
1900 — «Времена года» (балетмейстер М. Петипа) — Роза
1901 — «Сильвия» (балетмейстеры Л. И. Иванов и П. А. Гердт)
1902 — «Дон Кихот» — Уличная танцовщица, балетмейстер А. А. Горский
1903 — «Фея кукол» (балетмейстеры Н. Г. Легат и С. Г. Легат) — кукла Бебе
«Привал кавалерии» — Тереза (ввод)
1907 — «Времена года» (балетмейстер Н. Г. Легат с частичным использованием хореографии М. И. Петипа) — Колос
«Тщетная предосторожность» — Лиза

и еще мн. др.

Главная партия Лизы в «Тщетной предосторожности» тоже принадлежала Матильде Кшесинской. О введении О. Преображенской на эту партию рассказал в своей мемуарной книге директор императорских театров В. А. Теляковский. Дело происходило в 1905 году, когда Матильда Феликсовна решила революционные события переждать подальше от Петербурга и вообще от Росиии и отправилась за границу к морю. Это было возможно, так как из императорской труппы она формально уволилась, при этом закрепив за собой место гастролерши, исполняющей лишь несколько балетов, причем к этим балетам она никого не подпускала. В это же время, то есть во время революции 1905 года, из императорской труппы был уволен ее брат И. Кшесинский, принявший чересчур активное участие в революционных событиях, происходивших в балетной труппе. Правда, уволен он был не за революционную миссию, а за избиение другого танцовщика труппы, тоже революционного активиста, — артиста А. Монахова (настоящей жертвой тех событий стал покончивший собой молодой артист Сергей Легат). Поддержать брата впрямую Матильда Феликсовна боялась, так как этим она могла утерять защиту императорского дома, с мужской частью которого была нерасторжимо связана. Поэтому решила отсидеться подольше и подальше. Но зорко следила через своих людей за сохранностью «ее» балетов и даже написала Теляковскому слезное письмо с просьбой не давать танцевать в них другим артисткам. Директор императорской труппы мольбам примы-гастролерши не внял и повелел ввести в «Тщетную предосторожность» — Преображенскую, а в «Дочь фараона» — Анну Павлову. «15 января в балете состоялось первое освобождение от крепостной зависимости — была поставлена „Тщетная предосторожность“ с балериной О. О. Преображенской», — писал он в воспоминаниях. Накануне спектакля Преображенскую тихонько предупредил «доброжелатель», что во время ее танца задумана каверза с курами (по театральной задумке, на сцене была клетка с живыми курами). Она, испугавшись, попросила директора заменить живых кур на бутафорских, но директор Теляковский, как потом признавался, не счел это серьезным. Во время представления кто-то оставил дверцы клетки открытыми, и кудахтающая стая выпорхнули на сцену. Чего балерине стоило успешно довести классический танец до конца и не наступить ни на одну из бегающих в смятении по подмосткам Мариинского театра кур с разлетающимися перьями! Это едва не сорвало представление, а газеты на следующий день глумились, вопрошая, кто выглядел изящнее — Преображенская или какая-нибудь из курочек. По Петербургу ходили упорные слухи, что клетки с курами были «случайно» не закрыты по личной просьбе Матильды Кшесинской. Сам спектакль тогда удалось продолжить, а озлобленная Ксешинская тут же настрочила жалобу членам царского семейства. Однако те в дни революции 1905—1907 гг., очевидно, были заняты другими событиями, и для Теляковского, кроме гневного письма от великого князя Сергея Михайловича Романова (в 1902 году у него с Кшесинской родился общий сын), дело не пошло и последствий не имело[12].

Преображенская выходила в партиях Жизели и Одетты-Одиллии, но эти роли были признаны ее неудачей: слишком не соответствовал этим партиям ее образ и характер. Зато немалый успех ей выпал в «Щелкунчике» и «Спящей красавице».

Балетмейстер Михаил Фокин пригласил Ольгу Преображенскую и в свои экспериментальные работы. Она танцевала в «Шопениане» и в «Павильоне Армиды» — обе постановки 1908 года, но потом отказалась: ее приверженностью был классический балет.

Биографии этой выдающейся танцовщице уделил внимание Ю. А. Бахрушин в своей книге «История русского балета»: «Так же как и Кшесинская, Преображенская легко преодолела все технические трудности итальянской школы и значительно смягчила итальянскую манеру исполнения танца, придав ему ту одухотворенность, которая отсутствовала у иностранных балерин. Преображенская была выразительной актрисой, умевшей по-новому толковать избитые роли старого репертуара. Но если Кшесинская могла исполнять роли любого характера, то Преображенской особенно удавались полухарактерные образы, хотя она мастерски владела и классическим и характерным танцем <…> Ее теоретические статьи и высказывания о хореографическом воспитании чрезвычайно ценны для развития русской методики преподавания. Кшесинская и Преображенская были представительницами двух противоположных идеологий в балете — аристократической и демократической»[7].

В 1909 году исполнилось двадцать лет работы Преображенской в театре. Она получила звание заслуженной артистки и контракт гастролерши[1] и на какое-то время уехала танцевать в Дрезден, потом в Милан, а в 1912 году совершила длительную поездку по Южной Америке.

Вернувшись, она была приглашена на преподавательскую работу в школе «Петроградский частный балет» А. Л. Волынского.

В годы Первой мировой войны Преображенская организовала несколько поездок артистов на фронт.

Октябрьская революция поначалу не приносила особых бед, и она до 1920 года[1] продолжала танцевать в Мариинском театре и преподавала классический танец в хореографическом училище и в частной Школе русского балета.

Педагогическая работа в России[править]

Еще будучи солисткой императорской труппы, с 1914 года, Ольга Преображенская начала педагогическую деятельность[3]. Она преподавала в том же императорском театральном училище, где раньше обучалась сама. А кроме того, была приглашена как педагог в Школу русского балета А. Л. Волынского.

Среди ее учениц Агриппина Ваганова[4][13], Лидия Иванова, Надежда Базарова, Нина Стуколкина[14], Татьяна Гзовская, Ольга Мунгалова — в театральном училище при императорских театрах; Вера Волкова — в школе А. Л. Волынского.

Звание[править]

Заслуженная артистка императорских театров — 1909 г.

Эмиграция[править]

Уехав в 1921[15][16] или в 1922 году[1][13] из России во Францию, Ольга Иосифовна Преображенская стала называться Olga Preobrajenska.

Оказавшись в эмиграции, О. И. Преображенская — а ей в это время уже 50 лет — не бросила профессию. Русская диаспора в Париже оказалась настолько огромной, что люди оставались в том же привычном им кругу. Другой русский эмигрант, балетный критик В. Я. Светлов, издал в эмиграции большую монографию, посвященную О. Преображенской, где писал о ее неопровержимых талантах: «Она — поэтесса настроений, артистка полутонов и нюансов, а не определенных и резких звуков и красок», «Она ближе всего подходит к художникам того „nouveau art“, которые стали властителями дум современности»[2].

Она не только формально начала новую страницу собственной биографии — как и все эмигранты. Она в Париже в 1923 году открыла «Studio Wacker» — школу классического балета[13].

Русский балет оказался в эти годы на Западе в большой чести. Балетное искусство, зародившееся в Западной Европе, продолжало там же развиваться в новых реформаторских течениях — разных, но уходивших от первичных академических рамок. В то время как на каком-то этапе в России всякие новаторства были прекращены, модернистские балетные направления объявлены «крамолой», но зато усовершенствовались классические традиции. Когда впервые Сергей Дягилев познакомил западную публику с русским классическим балетом — успех был неимоверным. А послереволюционная волна русских эмигрантов, хлынувшая на Запад, привезла с собой и страсть к русскому балету. Академический танец оказался тем самым «хорошо забытым старым», явившимся в новом обличье. Русские эмигранты-танцовщики стали востребованы, а значит, и их материальное положение оказывалось значительно лучше, чем у других русских эмигрантов. Артисты выступали сами и давали уроки. Родители с большими надеждами на будущее безбедное существование своих детей охотно отдавали своих чад в обучение русскому балету — часто вместе с последними деньгами.

Русских балетных педагогов в начале 1920-х годов в Париже было немало. И все же балетная школа Ольги Преображенской заняла отдельное место[13].

В системе обучения классическому танцу Преображенская делала акцент на технической стороне.

Была и еще одна особенность в привлекательности ее школы: она снижала стоимость обучения для не слишком богатых родителей-иммигрантов, когда видела явные способности учеников[1], и даже позволяла какое-то время обучаться бесплатно.

Школа-студия Ольги Преображенской просуществовала в Париже почти сорок лет, с 1923 по 1960 г.[13][3].

Кадры хроники: Olga Preobrajenska Teaching in Paris (1959)

Даже по списку учеников Ольги Преображенской можно сразу понять, что без ее участия мировой балет не выглядел бы таким, каким он является сейчас. Сколько мировых хореографических звезд дала ее школа, перед сколькими ее учениками открылись двери на прославленные музыкальные сцены.

Среди учеников Ольги Иосифовны Преображенской (в алфавитном порядке на русском языке): Альберто Алонсо, Ирина Баронова, Морис Бежар, Ален Бергман (Alan Bergman), Нина Вершинина, Ольга Вершинина, Нина Вырубова, Серж Головин, Ирина и Лия Гржебины, Пол Гринвис (Paul Grinwis), Тамара Григорьева-Сидоренко, Александра Данилова, Адам Дариус, Мэйна Джелгуд (Maina Gielgud), Татьяна Докудовская, Владимир Докудовский, Вера Зорина, Юрий Зорич, Александр Калюжный, Элен Кирсова, Лилиан Ламберт, Наталья Лесли-Красовская, Джиллиан Линн (Gillian Lynne), Х. Лэнг, Милорад Мишкович (Milorad Miskovitch), Надя Нерина, Алисия Никитина, Лиля Никольская (урожд. Булкина), Ольга Орис, Николя Орлофф, Клавдия Павлова, Белинда Райт (Belinda Wright), Татьяна Рябушинская, Жорж Скибин, Владимир Скуратофф, Соня Смирн (Свет), Ольга Смирнова, Дэниэл Споерри, Ольга Старк-Кононович, Нина Тихонова, Тамара Туманова, Маргарет Уолмен (Margarete Wallmann), Марго Фонтейн, Людмила Черина, Игорь Юшкевич, Нина Юшкевич и др.

Последние годы[править]

Подступившая старость уже не давала возможности работать. Очевидно, в ее школе ей помогали в работе другие балетные педагоги, помоложе — ведь ей уже было почти 90 лет; однако никаких документов по этому поводу нет[13].

Постаревшая немощная выдающаяся балерина и балетный педагог Ольга Иосифовна Преображенская свои последние дни провела в больнице для престарелых, где скончалась 27 декабря 1962 года в нищете и всеми забытая[13].

Похоронена, по утверждению французских источников, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (фр.: Cimetière de Sainte Genevieve Des Bois)[17] (некоторые русские источники называют кладбище Монмартр в северной части Парижа[1]).

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Ольга Преображенская; автор Д. Трускиновская
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Приображенская
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Olga Preobrajenska
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Russian Ballet History // Olga Preobrajenska
  5. Olga Preobrajenskaya as Queen Nisia in the Pas de Venus
  6. Академия русского балета им. Вагановой. Выпускники
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Преображенская Ольга Иосифовна (Бахрушин Ю. А. История русского балета)
  8. Бронислава НИЖИНСКАЯ. Ранние воспоминания", М., Изд-во «АРТ», 1999.
  9. ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО. ПРОГРАММА 1895 г.
  10. 10,0 10,1 «КАПРИЗЫ БАБОЧКИ» (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
  11. О. О. Преображенская By Валеріан Свѣтлов
  12. Теляковский В. А. Воспоминания 1898—1917. Пб., изд-во «Время», 1924
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 13,6 Ольга Иосифовна Преображенская как выдающийся педагог классического танца ХХ в.; автор М. А. Ведерникова
  14. Русский балет. Энциклопедия (страница 76 из 94)
  15. МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ // ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ Ольга Иосифовна
  16. Большой Энциклопедический словарь. 2000. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ Ольга Иосифовна
  17. Find A Grave — France