Освящение публичного дома (эскиз)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
В. Маковский. «Освящение публичного дома» (эскиз), 1900 г.

«Освящение публичного дома» — эскиз к картине, созданный русским художником Владимиром Егоровичем Маковским в 1900 году.

Замысел художника создать саму картину так и не был исполнен[1]. Остался только эскиз.

Холст, масло. 41 х 54,5 см[1][2]

Местонахождение: Санкт-Петербург, Государственный музей истории религии[3].

Художник[править]

Владимир Егорович Маковский (1846—1920) — выдающийся русский художник-передвижник, живописец, график, член петербургской Академии Художеств и признанный мастер жанровых сцен[4].

Тема[править]

Тема так называемого «критического реализма» была основной у группы «передвижников», к которой относился и художник В. Маковский. И тема, затронутая им в полотне: бордель как низменная точка греховности и религия, воспринимающаяся обществом как высшее проявление духовности, совместившиеся вместе как общее социальное падение — к этому времени не была новой в русской культуре, а столичная интеллигенция по большей части исповедовала атеизм, используя православные обряды лишь для необходимых документов (женитьба, крещение детей) — подобных светских документов в 19 веке в России не существовало.

19 век — век осмысления и становления русского искусства, русской мысли — породил множество произведений антирелигиозной тематики, и это неслучайно: прогнившая лицемерная церковь, являясь государственным институтом (в Российской империи церковь не была отделена от государства) становилась символом низменности и деградации. Достаточно вспомнить пушкинскую «Сказку о попе и работнике его балде» (1830 г.), по цензурным вмешательствам переименованную в сказку о купце (а отредактировал так В. А. Жуковский[5]), или ответ Гоголя на упреки в уходе от изящной словесности в сторону показа явно не приукрашенной российской действительности, как он увидел проституток борделя, собирающихся на молебен, «чтобы Господь благословил и делу успех послал»[4][6]. Позже появился А. Н. Островский с пьесой «Волки и овцы» (1875 г.). Русская литература не стеснялась в разоблачении ханжества православных церковников — и это несмотря на цензурные запреты.

Идея создания В. Маковским картины на ту же тематику критического осмысления происходящего выстроена прямиком из 19 века. 1900 год, когда художник задумал создать это полотно, еще не впитал в себя новшеств следующего 20 столетия и продолжает реалистическую тематику, завершая таким образом 19 век.

Сюжет[править]

Сатирическое, даже можно сказать — гневное осмысление российской действительности нашло отражение в созданном Маковским эскизе к картине.

Освящается богоугодное заведение — дом терпимости. Красные занавески на окнах — как и положено публичному дому. В глубине картины поп перед образом Богородицы (или Спаса), вокруг него мамзельки. Виды видавшая дебелая в оранжевом платье спокойно ждет окончания этого действа. Слева тоненькая, юная в белом платье с упавшими руками. В зеленом, очевидно, сама мадам. Ей нечего опускать глаза долу, напротив, она гордо выпятила грудь[2]. Приглашенный поп, скорее всего, появился в самый разгар кутежа — на переднем плане поспешное оставленные тарелки, недопитые бутылки — их оставили лишь на время, чтобы вернуться к ним опять после проведенного мероприятия…

Девушки собрались в борделе разные — кто-то цинично и просто зарабатывает деньги, а какие-то из них пришли сюда из-за нищенства и сами страшатся сделанного в отчаянии шага. А между прочим, по свидетельству доктора Ильи Конкаровича (1874-?), занимавшегося в XIX веке исследованием проституции, заработок мамзелек был весьма высок — даже учитывая, что они находились, как правило, в зависимости от «мадам»[7] (там же приводятся данные месячного заработка конца 19 века: проститутки имели от 250 до 1000 рублей; прислуга получала 12 рублей, работница текстильной фабрики — 20 рублей, рабочий высшей категории — 100 рублей, а младший офицер — 120 рублей. Так что — материальный стимул очень поддерживал морально-нравственные страдания).

Масштабное полотно, задуманное художником, так и не было создано. Что помешало этому — теперь можно только гадать. Быть может, художник испугался государственной церковной цензуры? А может быть — именно потому, что идея не была новаторской и не захотелось повторять наскучившую тематику о лицемерии служителей православных храмов. А может — Маковский просто не успел, «перегорел» темой, отвлекшись на более интересные сюжеты?

По некоторым данным, художник даже не успел дать название своему произведению, и оно было придумано следующими поколениями любителей русской живописи[3].

Источники[править]