Рожь (картина Шишкина)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие значения
«Рожь» Художник И. И. Шишкин, 1878 г.
У автора данной статьи нет уверенности, что данный видеоролик соответствует пониманию творчества художника и данного произведения

«Рожь» — картина художника И. И. Шишкина.

Время создания: 1878 г.

Холст, масло

Размеры: 107×187 см

Жанр: пейзаж.

Современное местонахождение: Третьяковская галерея, Москва (Российская Федерация)[1][2][3][4][5]

Общая информация[править]

Картина «Рожь» — одна из самых знаменитых в творчестве И. Шишкина[3][6][7] и одно из классических произведений русской реалистической пейзажной живописи[8].

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) к этому времени — уже прижизненный классик русской культуры, знаменитый художник-пейзажист, признанный мэтр живописи.

Но не только славу познал к этим годам художник. В его жизнь вторглось горе, одним за другим умирали его самые близкие люди: отец, брат жены (художник Ф. А. Васильев[9]), жена, два маленьких сына. И. Шишкин остался один с маленькой дочерью Лидией (1869—1931). Эти страшные невзгоды надломили художника[10][11]. Но он был еще не сломлен, он искал выхода, он пытался выживать. Спасался тем, что пил и работал. Первое помогало мало; второе приносило с собой хоть какой-то смысл существования…

К этому периоду его творчества относится картина «Рожь».

Работая над этим полотном, И. Шишкин еще не знал, что его ждут новые трагедии — он встретит другую женщину, с которой создаст семью, и ему на какое-то время покажется, что радости и смысл не ушли навечно… Но это счастье окажется лишь новой ложью: жена, моложе его на 18 лет, умерла через год после их бракосочетания, оставив новорожденную дочь Ксению[10][11]. Тогда художник будет сломлен окончательно. На помощь придет сестра его второй жены: Виктория Антоновна возьмет на себя заботу о девочках и даст возможность художнику работать… Всё это случится позже. Приступая к картине «Рожь», И. И. Шишкин, похоронивший почти всю свою первую семью, еще хотел жить, еще стремился выжить…

Это произведение Шишкин писал, вернувшись из своих родных мест — из Елабуги[2]. Там он неоднократно бывал и в тиши родных знакомых с детства видов черпал вдохновение[3]… На карандашном наброске, выполненном на Лекаревском поле, художник написал «Эта» — этот набросок и стал основой полотна. Его идея тоже раскрыта самим художником в краткой записи, сделанной на одном из эскизов, и гласит: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство».

И. Шишкин. «Дорога во ржи», 1866 (для увеличения кликнуть на изображение)

Тема бескрайнего поля использовалась Шишкиным не впервые — еще в 1866 году он создал картину «Дорога во ржи», всю нижнюю часть которой занимало бесконечное колосящееся ржаное поле, а верхнюю — такое же бездонное небо; само же поле прорезалось унылой проселочной дорогой с одинокой фигурой бредущего путника. Да и вообще тема засеянного поля неоднократно появлялась в произведениях и русской, и не только русской живописи.

Приступая в 1878 году к написанию картины «Рожь», И. Шишкин явно вспомнил свое старое полотно 1866 года «Дорога во ржи» — эта связь прослеживается в сюжете, но новую картину художник наполнил опытом прошедших двенадцати лет и всем тем, что довелось ему пережить.

Сюжет картины «Рожь», как обычно у Шишкина, построен просто и лаконично[4]. Погожий летний день — поле, небо, стая птиц в вышине, сосны[1]. И колосящиеся золотистые колосьея ржи, огромное поле уходит в перспективу, картина не в состоянии охватить его целиком. Всё полотно — в этих спелых наливных колосьях[2]. И над ними на фоне светлого голубого неба возвышаются сосны — как стража, охраняющая покой[6][12][13].

Но покой ли? Художник очень ищет и жаждет его[14]. Нет, покоя нет и быть не может — как нет его в душе художника. А есть — только надежда. И потому пейзаж, казалось бы, такой умиротворенный, проникнут ощущением тревоги[7]. На горизонте медленно и неотвратимо встают тучи[1]; мертво дальнее дерево, возвышающееся своим пустым скорбным стволом; тосклива и безлюдна прорезающая ржаное поле проселочная дорога[8]. Да и колосья неспокойны, их колышет ветер. Но они есть — живые, неспокойные, контрастирующие с ярко-зелёной сочной травой на переднем плане. А может, так и положено в этой жизни, где всё полно контрастов? — ведь и это волнение ржи — тоже проявление жизни. Может, оно так и задумано Господом? Ведь рожь — это символ жизни. А значит — что-то еще будет и хорошее. Колосья сливаются в эту живую массу, они открывают первый план[14] и продолжаются дальше, дальше… Вся картина — это мощь величия природы[7][15] и символ надежды. Художник еще не знает, как эти надежды оказались призрачны и как скоро рухнут и они.

В картине «Рожь» впечатление широкого пространства достигается в основном путем использования линейной перспективы. Однако из-за отсутствия воздушной перспективы и благодаря обобщенной трактовке цветовых массивов, силуэтному изображению сосен, которые кажутся как бы выстроенными во фронт на узкой полосе среднего плана, построение картины не предполагает движения взгляда в глубь изобразительного пространства, а словно призывает остановиться и оценить величественность открывшегося вида и его цельность[4].

На эскизе картины художник сделал надпись: «Раздолье, простор, угодье, рожь, Божья благодать, русское богатство». Он тезисно перечислил все то, что хотел изобразить и изобразил, причем изобразил великолепно, мастерски[8].

Картиной «Рожь» завершаются в семидесятых годах эстетические воззрения Шишкина — пейзажиста эпического склада. В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость — это было время появления специфически русского искусства и русской культуры; Россия стала не только вбирать европейские творения, но и создавать собственные, свойственные ее социальному складу; это касалось всего: живописи, музыки, литературы… В русской живописи одним из этих этапов стала Шишкинская «Рожь». Назревшая в искусстве критического реализма проблема утверждения идеалов нашла в этом жанре наиболее полное решение в картине «Рожь»[2][3].

Картина экспонировалась на VI передвижной выставке в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств, получив самую высокую оценку и соратников, и критики (художник И. Крамской об этой выставке сказал: «Первое место занимает Шишкина „Рожь“»[8]), и в том же году была приобретена П. М. Третьяковым для его галереи[8].

«„Рожь“ — одна из удачнейших вещей Шишкина вообще», — писал И. Н. Крамской в письме к Илье Репину[2][8].

Современный искусствовед В.Манин: «Трудно определить, какая из работ художника самая примечательная в его творчестве. Если таковой и нельзя назвать картину „Рожь“, то, во всяком случае, ее можно отнести к этапным, стержневым полотнам. В истории русского пейзажа она, несомненно, эпохальна»[5].

Рожь (первый вариант). Художник А. Саврасов, 1881 г.
Рожь (второй вариант). Художник А. Саврасов, 1881 г.

Через три года, в 1881 году, другой выдающийся художник-передвижник А. К. Саврасов, который, конечно же, не мог не знать этой картины И. Шишкина, создаст свой шедевр на ту же тематику и с тем же названием — еще одну выдающуюся картину «Рожь»; и эта новая «Рожь» поглотит все светлое, создав образ чудовищной тоски и безысходности (причем Саврасов создаст два варианта картины, и второй окажется еще более мрачный[16][17][18]), но даже там останется какой-то просвет вдали — какие-то надежды…

Оба произведения — картины с одинаковой темой и одинаковым названием — двух выдающихся русских художников-пейзажистов — И. Шишкина и А. Саврасова — вполне сосуществуют. Появление произведения (причем сразу в двух вариантах) А. Саврасова нисколько не повлияло на величие Шишкинского полотна. Это разные выдающиеся картины, и в их общей тематике нет ни спора, ни контрастности. Это — разговор двух великих художников, разговор на языке живописи.

Надо сказать, что у Шишкина есть еще одна картина с таким же названием — «Рожь»; это офорт, созданный им значительно позже, в 1892 году; офорт вошел в альбом «60 офортов Шишкина. 1870—1892» (СП б., 1894) под названием «Рожь»[19]. Но эта работа очень мало известна и с популярностью одноименной картины 1878 года ей, конечно, не сравниться.

Слава картины И. И. Шишкина «Рожь» не только не угасла со временем, но и приобрела новые формы: душевные страдания и надежды художника И. Шишкина хорошо продаются и лихо идут на рынке, принося барыши новым поколениям бизнесменов — ныне изображения картины И. Шишкина «Рожь» можно увидеть на различных репродукциях, открытках, календарях, закладках, футболках, гобеленах, на красивых упаковках и коробках пирожных и мороженого и в любом другом не предназначенном для этого месте[6].

См. также[править]

Источники[править]

[]
Работы Ивана Шишкина