Габриэль Ивановна Кристман

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Габриэль Кристман

Габриэль Ивановна Кристман-Эш (8 (20) февраля 1874, Санкт-Петербург — 27 декабря 1956, Прага) — артистка оперы (колоротурное сопрано) и концертная певица.

Биография[править]

Так случилось, что ныне мало кто знает о существовании двух замечательных певиц, сестер-близнецов Габриэли Ивановны Кристман и Эмилии Ивановны Кристман. Их голоса серебристого оттенка покоряли русских меломанов самого конца XIX — начала XX столетия. Они были, как две искорки, которые высветились и угасли.

Сестры родились в обрусевшей немецкой семье.

Габриэль Ивановна вместе с сестрой окончила Петербургскую консерваторию, где сценическое мастерство изучала под руководством О. Палечека[1][2].

Свою вокальную карьеру она начала в 1894 с концертных программ.

В 1897 году впервые выступила на оперной сцене — в Милане (Италия), где дебютировала в партии Розины («Севильский цирюльник» Дж. Россини). Затем вместе с сестрой гастролировала по Европе (Варшава, Берлин, Вена, Будапешт, Лондон, Прага)[1].

В 1899 году обе сестры были приглашены в императорскую московскую труппу, Габриэль Кристман дебютировала на сцене Большого театра в партии Джульетты («Ромео и Джульетта»)[1] и тут же была принята солисткой с весьма неплохим окладом 10 000 рублей в год[3].

Об успешной работе сестер Кристман на сцене императорского Большого театра, где с середины 1880-х годов разместилась оперная часть московской императорской труппы, говорят старые записи конца 19 столетия[4]. 12 апреля 1900 года, когда спектакль посетил государь Николай II, обе сестры выступили в опере «Лакме» вместе с лучшими по тому времени певцами московской труппы — Шаляпиным и Собиновым[3].

Сёстры Кристман

Однако в московской труппе Габриэль Ивановна не задержалась по материальной причине. В московскую труппу была принята певица А.Нежданова; скромная и лишенная всяческой наглости, она стеснялась просить повышения и соглашалась работать за довольно мизерное жалование в 1200 рублей в год (меньше не существовало![3]). По таланту Нежданова совсем не уступала Г. Кристман. Администрации это нравилось, и А.Нежданова заменила Г. Кристман в опере «Риголетто» в партии Джильды. Габриэли Кристман ничего другого не оставалось делать, как разобидеться и гордо уйти.

Правда, главная дирекция императорских театров ее так просто не отпустила и приняла в Петербургское отделение, где она дебютировала в 1901 году партией Маргариты Валуа «(Гугеноты») на сцене петербургского Мариинского театра[1].

Но в 1901 году управляющий Московскими императорскими театрами Владимир Аркадьевич Теляковский, на которого, собственно, и была обижена Г. Кристман, был переведен в Петербург в качестве директора всей императорской труппы. Габриэль Ивановна вновь вернулась в Московскую труппу, где прослужила солисткой оперы вплоть до 1903 года[1].

Одновременно много концертировала, прославившись как сольными сложными произведениями европейских композиторов, так и русскими романсами[1]. В декабре 1901 сестры вместе дали концерт в Московском университете в пользу малоимущих студентов. Сестры много вместе ездили по российским городам с концертными программами[5][6][7].

Музыкальная критика писала о ней в самых возвышенных тонах: она обладала мощным голосом обширного диапазона (от нижних нот меццо-сопрано до высоких сопрановых), в совершенстве владела колоратурной техникой[1][2].

После Октябрьского переворота она эмигрировала, и дальнейшая судьбы певицы неизвестна. Даже Вокальный энциклопедический словарь дает о ней всего одну строчку — даты жизни[8], а о былом величии певиц-близнецов сохранились лишь воспоминания[9].

Скончалась в Праге 27 декабря 1956 года[1].

Оперный репертуар:

Источники[править]