Диатропика

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Наука
Диатропика
Разнообразие семян.jpg
Предмет изучениясходства и разнообразие явлений
Вспомогат. дисциплиныэволюционная теория, история, биологические системы, алгоритмика
Значительные учёныеС. В. Мейен, Ю. В. Чайковский
 Просмотреть·Обсудить·Изменить

Диатропика (от греч. diatropos — разнообразный) — учение о разнообразии и его закономерностях[1], то есть общих свойствах сходства и различия, которые обнаруживаются в ряде совокупностей объектов. Понятие об этом учении предложено Ю. В. Чайковским на основе работ С. В. Мейена и своих собственных. Диатропика предоставляет фундамент многообразия форм существования и проявления жизни[2][3]. По мнению Чайковского, являясь частью структурализма, диатропика служит одним из инструментов исследования, дающим определенный аспект видения исследуемой совокупности предметов или явлений[4][5].

История[править]

Категория многообразия являлась объектом анализа ряда исследователей, однако первое научное определение в конце XVII века ей дал Лейбниц, включив в свою философскую систему «единства и разнообразия»[6][7].

В советско-российской традиции проработка феномена разнообразия была связана с именем С. В. Мейена, попытавшегося интегрировать то общее, что было ранее найдено в конкретных областях (общее в химических элементах, геологических толщах, биологических видов, языков и т. д.) и то, что Мейен называл рефренной структурой разнообразия. Мейен строил эволюционные геологические и биологические модели как механизмы преобразования конкретных разнообразий в историческом времени, используя широкий спектр научного знания[8][3][5].

Понятие диатропики как отдельной дисциплины ввёл в 1990 году философ и историк науки Ю. В. Чайковский[9], понимающий под разнообразием «совокупность отношений различия и сходства между элементами этого множества»[10]. В его версии отношения сходства и различия определяются как диатропические: «Разнообразие имеет свои собственные законы, достаточно общие и существенные, но не формальные и строго однозначные. Разнообразие не хаос, но и не космос. Оно как бы цемент, скрепляющий здание, как материальных объектов, так и представлений о них»[11][2][5]. Разрабатывая идею упорядоченности наблюдаемого, Ю. В. Чайковский выделяет три типа: линейный, параллельный, иерархический, обосновывая их достаточность для формулировки разнообразия. В своих рассуждения он проводит аналогию из сферы психологии: каждая психологическая традиция обладает уникальными особенностями, но имеет единый объект исследования — человеческое поведение. Узнавание новых граней поведения, обусловленное иным подходом, иным инструментарием, дает возможность углубиться в понимание природы изучаемых феноменов. Ключевым фактором при этом является то, что за каждым из методов сохраняется свобода поиска в рамках их традиций[4][3].

Диатропика оперирует понятием «ряд» так же, как другие науки — понятием «факт». Основной прием — сопоставление рядов, основной вопрос в рамках этого сопоставления: «У кого как?»[4][12].

Основные разделы[править]

Диатропика содержит 4 основных раздела:

  1. Выявление разнообразия. По мнению Чайковского, некоторые науки, например, теория эволюции, изучают общие свойства объектов, а разнообразие не включают в фокус внимания, полагая его несущественным[8]. В таких случаях задача диатропики заключается в доказательстве наличия разнообразия и признании значимости его критерия: «если признать, что свойства организмов бывают полезными, бесполезными и вредными, то теория естественного отбора сама собой перестает быть общей основой теории эволюции. Это важно и в других науках: если признать, что нельзя требовать от людей одинакового поведения, то некоторые социальные науки изменят содержание»[13][3].
  2. Классификация. Раздел, занимающийся сравнением строения объектов и их разнообразия, основной инструмент — меронотаксономический анализ. Работа строится на основном понятии «мерон» (класс частей), введенном Мейеном по аналогии с понятием «таксон»: таксон объекта, имеющего части, имеет мероны: объект «позвоночные» может иметь части: плавник, ласт, лапу, крыло, ногу, руку; а таксон «позвоночные» в таком случае имеет мерон «конечность». Также Мейен вводит понятие «рефрена» — повторяемость общих свойств меронов у ряда таксонов, относящихся к разным объектам, например, мерон «ласта» имеет отношение к таксонам: ихтиозавр, кит, пингвин[13][8][12].
  3. Выявление ядра и периферии. Диатропическая форма: «ядро + периферия» свойственна также структуре личности и составляющим интеллекта. Корректно сформированное ядро определяет их стабильность, периферия, в зависимости от обширности, — качество, коммуникабельность и пластичность. В такой модели возможно наличие нескольких ядер[13][2].
  4. Случайность и разнообразие. Диатропика также занимается упорядочиванием случайных явлений по типам и степеням случайности, замещая этим процессом вычисление средних величин и вероятностей. Согласно диатропике, случайное в одном смысле явление может быть неслучайным в другом. В ряду знаков числа «пи» каждая цифра встречается с вероятностью 1/10 и предсказать ее в еще невычисленном знаке невозможно (случайность), но каждый знак можно вычислить (неслучаен)[13][8][5].

А также несколько дополнительных разделов:

  1. Выявление тенденций, то есть общих закономерностей, допускающих исключения[4][2].
  2. Предсказание неизвестных форм. Ч. Дарвин, описав андродиэцию у животных, предсказал и позже нашел ее у растений: «Если существуют растения, особи которых являются гермафродитными и мужскими, они могли бы быть выделены как андродиэцичные»[4].
  3. Описание эволюции («актиреф»). Рефрен понимается в диатропике как исходное понятие эволюционизма, рефрены определяют ее системность, превращая набор единичных явлений в закономерность. [13]. Если речь идет о биологическом объекте, то актиреф имеет две формы: развитие особи (онтогенез) и эволюцию[8][12].

Источники[править]

Литература[править]

  • Блинников Л. В. Великие философы: учебный словарь-справочник. — М., 1997. — С. 197—202.
  • Поздняков А. А. Типологические идеи С.В.Мейена:истоки, проблемы и перспективы. — М.: Палеоботанический временник.Вып.2., 2015. — С. 85—89.
  • Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.. — М.: Советская Энциклопедия, 1983. — С. 304—305.
  • Чайковский Ю. В. Элементы эволюционной диатропики. — М.: Наука, 1990. — С. 6—17,32—66.
  • Чайковский Ю. В. Наука о разнообразии — диатропика. Диатропика и систематика // Чайковский Ю.В. Эволюция: Книга для изучающих и преподающих биологию. — М., 2003. — С. 233—247.
  • Чайковский Ю. В. Диатропика С.В. Мейена: сегодняшний взгляд. — М.: Вопр. философии, 2006. — С. 95–102.
  • Чайковский Ю. В. Активный связный мир. Опыт теории эволюции жизни. — М.: «Товарищество научных изданий КМК», 2008. — С. 311—314.
  • Чайковский Ю. В. Диатропика // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Под ред. И. Т. Касавина. — М.: Издательство «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. — С. 191—192.
  • Чайковский Ю. В. Диатропика, эволюция и систематика. К юбилею С.В. Мейена. — М.: Тов-во научн. изданий КМК, 2010. — С. 33—76.
  • Сазонникова Е. В. Диатропика в праве (с примерами из конституционного права). — Воронеж: Воронежский государственный Университет, 2010. — С. 44—48.
  • Мекка О.А. Принцип разнообразия в подходе к анализу социальных явлений: к постановке проблемы. — М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2012. — С. 83—89.
  • Протасов А.А. Эволюционная диатропика: многообразие времени и эволюция биосферы. — Киев: Институт гидробиологии НАН Украины, 2019. — С. 82—90.
  • Протасов А.А. Диатропика и диверсиология: разные взгляды на одну проблему или разные учения?. — Киев: Институт гидробиологии НАН Украины, 2018. — С. 78—81.