Караимы и евреи в Тракае

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Караимы и евреи в Тракаекараимская и еврейская общины города Тракай (Троки, на идиш — Трок) в Литве[1].

Великое княжество Литовское[править]

Согласно преданию, караимов в Тракай привёл великий князь Витовт из Крыма в 1392 году. Не исключено, что к тому времени в Тракае уже жили и евреи-раббаниты.

Авраам Фиркович так описывает это события: «Великий Литовский Князь Витовт пошел войной на татар и дошел до острова Крыма, воевал, захватил в плен и взял с собой 483 караимские семьи и повел в Литву и приказал построить для них город, назвал его Новые Троки и дал им свободу, поля и земли и поселил в этом городе 330 семей»

Будто бы войско Витовта дошло до самой Каффы (Феодосия). Поход был успешным — генуэзцы подписали с Витовтом договор, согласно которому, кроме богатой добычи, в качестве контрибуции из Крыма (в основном из Каффы и Солхата) были вывезены 383 семьи караимов и около 350 семей крымских татар. Большинство из них поселились в районе нынешнего Тракая, недалеко от замка. Караимы служили в личной охране князя и в гарнизонах замков, расположенных на границе, и считались самыми надежными, неподкупными стражниками. Кроме военной службы они занимались ремеслами, торговлей и ростовщичеством, работали писцами и переводчиками. За верную службу Витовт предоставил юридический статус и освободил караимскую общину от налогов, ей было даровано Магдебургское право, отдельно от самого города Тракая.

(Вся эта история нечем не подтверждается, и более вероятно, что караимы / хазары / просто переселились в Литву и создали там поселение, а вообще название Троки подозрительно похоже на тюркские хазарские топонимы Тарку, Таргу, Тархан и т. д., ср. Тарки, Торокань, Астрахань и т. д.).

Распространено мнение (не всеми разделяемое), что караимы использовались Великим литовским князем и позже польскими властителями как воины, прежде всего в борьбе против Германского Ордена. «Караимы применяли характерное для них оружие — караимские вилы — пику с вилообразным острием, оба лезвия которой были заточены с внутренней стороны и служили для того, чтобы попасть противнику в область шеи и проткнуть ему с обеих сторон шейную артерию»[2].

Во всех грамотах, дарованных великими князьями и королями, говорится о евреях вообще и не указывается, какой из двух общин они даются.

24 июня 1388 года Витовт дал евреям [и караимам] Тракая (по другим данным, только караимам) привилегию, по которой они получили разрешение на ведение торговых и ростовщических дел:

Били нам челом наши евреи с Бреста, с Трок, с Гродна, с Луцка, с Владимира и с других наших городов Великого княжества Литовского и положили перед нами привилегию наияснейшего княжича и господина, князя Александра, то есть Витовта, князя и наследника Литовского, в которой списаны их права и вольности, и били нам челом, чтобы мы эту привилегию нашим листом утвердили и подтвердили...[3]

Грамота от 1 июня 1388 года, данная брестским евреям, также говорит о евреях трокских.

В позднейших документах встречаются такие выражения, как «judei trocenses», «judaei cives Nostri de Troki».

В 1441 году указом великого князя Казимира Ягеллона евреи получили магдебургское право, как и христиане города, то есть отвечали только перед своим «еврейским войтом» (судьёй), избираемым ими и утверждаемым трокским воеводой.

Первые еврейские жители Каунаса пришли в город из Трок; одним из первых еврейских жителей Каунаса был Даниэль, который в 1450–1470 годах арендовал в городе таможенную станцию.

Грамотой 1507 года были подтверждены права евреев на уплату равных с христианами налогов и освобождение их от натуральных повинностей в пользу короля: в силу грамоты 1507 года, евреи платили чинш в том же размере, как и прочие мещане; никаких специальных налогов евреи не знали; они были освобождены от всяких мыт, от полевых работ и других натуральных повинностей в пользу короля; наравне с трокскими мещанами они могли свободно проезжать по дорогам и рекам.

В 1514 году король Сигизмунд I назначил Михеля Езофовича старейшиной литовских евреев с широкими полномочиями, включая судебные. Караимская община отказалась подчиняться Михелю, ссылаясь на отличия в вере, и наместник Литвы Гастольд согласился с доводами караимов.

Грамотой 1516 года Сигизмунд разрешил устраивать ежегодно по две ярмарки в Троках, и велено было купцам при проезде из Ковны и Вильны обязательно ехать через Tроки, а не иным путем — и все это было вызвано тем, что мещане и «вся жидова троцкая» жаловались на обеднение города. Таким образом, с 1516 года с разрешения Сигизмунда по просьбе евреев в Тракае устраивались две ежегодные ярмарки.

Матвей Меховский в книге «Трактат о двух Сарматиях» (1517) пишет:

В Литве есть евреи, особенно в городе Троки. Они занимаются ремеслами и торгуют, ведают общественными податями и службами, а ростовщичеством не занимаются.

Общины караимов и евреев-раббанитов имели общую судьбу до середины XVII века; обе были изгнаны из Литвы по указу великого князя Александра в 1495 году и вернулись в 1503 году. Караимы согласовывали ряд вопросов с Литовским ва‘адом и через него вносили налоги. О конкуренции и вражде между тракайскими караимами и раббанитами-ашкеназами впервые упоминается в грамоте короля Владислава IV (1646), согласно которой все прежние привилегии относились только к караимам, а ашкеназам было запрещено поселяться в Тракае и заниматься там торговлей. Привилегированное положение караимов подтверждалось королевскими грамотами в 1648, 1654, 1670, 1679 и 1701 годов.

Трокские караимы занимались ростовщичеством, арендой, мелким ремеслом, торговлей, служили переводчиками. Кроме того, караимы занимались огородничеством.

Речь Посполита[править]

Грамотой короля Владислава IV от 3 декабря 1646 года устанавливается, что упомянутые выше грамоты 1441 и 1507 годов были даны не евреям вообще, а трокским евреям караимского толка, от которых (nomine judeorum Trocensium, rithus Karaimici) поступили жалобы, что, вопреки указанным привилегиям, евреи с недавних пор стали приобретать в Троках дома и «совершать торговые сделки в свою пользу и во вред караимам».

В 1648 годуВладислав IV повторил трокскому воеводе о запрещении евреям водворяться в Tроках, из чего надо заключить, что запрет нарушался евреями, с согласия администрации. Привилегированное положение, предоставленное караимам в Tроках, подтверждалось в дальнейшем рядом королевских грамот (1654, 1670, 1679, 1701).

Караимская община Тракая стала одним из главных общественных и культурных центров крымско-литовских караимов. Её представители были лидерами литовских караимов в течении XVI–XVIII веков, хотя община сильно пострадала во время русско-польской войны 1654–1667 годов (осталось ~ 30 семей) и во время эпидемии 1710 года (осталось три семьи).

Когда в 1679 или 1680 году христиане местечка Шаты близ Тракая обвинили караимов в убийстве христианского ребёнка, ашкеназские раввины и руководители общины стали на защиту караимов.

В соглашении, подписанном представителями раббанитов и караимов в 1714 году, стороны обязывались уважать взаимные привилегии и решать споры без привлечения администрации: «Караимы должны пользоваться древними своими правами во всех городах и деревнях. Всякому же израильтянину запрещаем мы, под опасением проклятия, причинять им малейший вред в промыслах, коими они приобретают средства к пропитанию; с другой стороны, и караимы не должны причинять никакого вреда нашим братьям израильтянам в их жилищах. Если бы, однако, несмотря на сие, кто-либо из наших братьев израильтян причинил какой-либо вред караимам, то сии должны требовать удовлетворения у рабинов ближайшего к месту жительства их города; приглашенный таким образом рабин должен употребить всевозможные средства, даже денежную пеню и телесное наказание, дабы принудить непослушного израильтянина исполнить приговор. Приговор же рабина должен иметь всю законную силу, как бы оный был учинен всеми обществами нашими совместно с учеными рабинами нашего края». Этим договором, подтвержденным в 1719 и 1760 годах, должно было быть, в частности, охранено исключительное право караимов на проживание в Tроках.

Из Акта Замка Луцкого 1791 года:

На Королевском городском Троцком суде, передо мною Самуилом Александром Швабе, старостою Шмельтинским, помощником Троцкого воеводы, явившись лично жид и войт Троцкого сборища Глишан Сушкевич сам от себя, именем всех жидов Караимов Троцкого сборища, а равно и проживающих во всех областях Великого Княжества Литовского, представил ко внесению в Градские Троцкие книги, права и привилегии свои, данные им от их милостей наяснейших Королей[4].

Российская империя[править]

Караимы как и прежде имели исключительное право на проживание в Тракае.

В 1804 году евреи-ашкеназы, выселяемые из сельской местности, стали селиться в Тракае. В ответ на это караимы в 1809 году, основываясь на своих привилегиях, начали хлопотать об изгнании ашкеназов: когда Положение 1804 года потребовало удаления евреев из сел и деревень в города, некоторые изгнанники направились, с ведома администрации, в Tроках, «не зная вовсе о правах караимов, ниже о том, какие с прародителями новых поселенцев имели дела». Караимы не выразили протеста. Но прошло несколько лет, и они вспомнили о своих грамотах. Начатое ими в 1809 году дело о выселении евреев из Трок долго тянулось и завершилось наконец тем, что по постановлению главного суда евреи были оставлены на месте. Но в 1822 году караимы вновь возбудили домогательства, обратившись с ходатайством к государю. Кн. Голицын нашел, что решение главного суда не соответствует интересам Tрок и местных караимов, которым следует покровительствовать. Напротив того, министр финансов Егор Канкрин, вообще не отличавшийся расположением к евреям, заявил, что старинные привилегии не могут иметь силы при изменившихся условиях государственной жизни; к тому же евреи мирно уживаются с караимами в других местностях; если евреи будут выселены из Tрок, город падет, а между тем, надо стремиться к развитию торговых пунктов. В общем собрании сената (1830) все, кроме одного сенатора, присоединились к мнению Канкрина. Однако необходима была законодательная отмена привилегии, и потому решение сената было представлено на Высочайшее утверждение. Но санкции не последовало, и решением вопроса занялся Государственный совет (1834). В то время председателем совета состоял Николай Николаевич Новосильцев, уже ранее имевший случай высказаться за выселение евреев — он и провел теперь соответствующее постановление. В угоду 172 караимам 192 еврея должны были покинуть Троки в течение года (владевшие недвижимостью в течение 5 лет). Евреи обратились за защитой к государю. Доказывая несостоятельность жалобы караимов, евреи говорили, между прочим, что они не нарушили старого договора, заключенного между представителями караимского и еврейского обществ; караимам отдано в Троках в вечное владение 10 уволок земли — ни один еврей ничего не купил из этого участка, «ни даже не перешагнул в часть города, ими обитаемую, сохранившую по днесь название свое: «Старая Караимщизна»; евреи купили у христиан участки, остававшиеся пустопорожними после пожара, и здесь построили для себя дома. «Неожиданно восторжествовавшие ныне караимы над рабинистами стремятся единственно к тому, чтобы завладеть собственностью рабинистов, стоившей им долговременных трудов. Все прежние стяжания их обращены на постройку домов, кои ныне должны будут продать за бесценок и кому же? — Караимам, ибо других жителей в Троках почти нет. Отчего рабинисты, потеряв свой кров, принуждены будут с многочисленными семействами скитаться без приюта, умножить число испрашивающих подаяние и лишить казну дохода как в податях, так и в других повинностях». Жалобе евреев был дан ход, но все же она не была удовлетворена (1835).

Таким образом, 192 еврея вынуждены были покинуть Тракай (в то время там жили 172 караима).

Вновь евреям было разрешено селиться в Тракае лишь в 1862 году при отмене некоторых старинных привилегий, «евреям-раввинистам» было разрешено водворяться в Троках на общих основаниях, но отношения между караимами и ашкеназами остались враждебными. Любопытно отметить, что в «Сборнике старинных грамот и узаконений касательно прав и состояний русскоподданных караимов», составленном Фирковичем-сыном (СПб., 1890), закон 1835 года о выселении евреев из Троках приведен; закон же 1862 года, отменивший этот запрет, пропущен. Юлий Исидорович Гессен написал об этом статью «Борьба караимов г. Троки с евреями» (по архивным материалам), «Еврейская Старина», 1910 год.

В 1879 году в Тракае жили примерно 600 караимов, в 1897 году — 377 караимов и 1112 ашкеназов (вместе — 31% всего населения). В Трокском уезде тогда жили 20 тысяч евреев (10% всего населения), в том числе в Бутриманцах — 1919 евреев (80% всего населения), Жижморье — 1628 (58%), Олькениках — 1126 (43%).

В 1913 году единственная мануфактурная лавка в Марциконисе принадлежала еврею, проживавшему в г. Троки, единственной бакалейной и мануфактурной лавками в Кетавишкесе (Вильнюсский уезд) владел еврей, проживавший в г. Троки.

В 1915 году в Тракае была открыта еврейская школа, просуществовавшая 2 года.

Польша[править]

В 1918—1923 годах в Тракае была открыта государственная начальная школа для примерно 50 караимских детей с польским языком обучения, где также преподавалась религия и караимский язык. Уроки были на польском (4 часа) и караимском (1 час). В 1924 году школа была преобразована в 7-классную школу при Государственной педагогической средней школе города Тракай, где продолжалось изучение караимского языка и религии. В то же время в 1927 году была открыта приходская школа, в которой преподавались религия, а также Священный язык и караимскй.

В польский период общественная жизнь евреев концентрировалась вокруг синагоги (здание не сохранилось), библиотеки и еврейского банка.

В 1939 году в Тракае жили ~ 300 евреев-ашкеназов.

Литовская ССР[править]

В 1940 году Серая Маркович Шапшал создал здесь Музей караимской культуры.

Еврейская община Тракая и все евреи окрестных местечек (всего 2500 человек) были уничтожены 30 сентября 1941 года. После того, как десятки караимов в Польше, жившие вне караимских общин и имевшие связи с еврейскими общинами, были схвачены гестапо, караимский гахамат составил список всех своих членов и передал его немецкой администрации, чтобы защитить их от уготованной евреям судьбы.

Существуют сведения, что десятки евреев в Литве и Польше спаслись, выдавая себя за караимов.

С 1970 года, после разрушения кенассы в Галиче, кенасса в Тракае оставалась единственной формально действующей караимской кенассой в Европе вплоть до постсоветского периода.

Независимая Литва[править]

К началу 1990-х годов в Тракае проживало около 40 караимских семей и одиночек (~ 90 человек).

В 1997 году в Тракае проживали 65 караимов (более 20 семей и одиночки).

В том же 1997 году в Литве отмечался 600-летний юбилей поселения в Великом княжестве Литовском караимов и татар.

В течение многих лет прилагались усилия, чтобы сохранить звучание караимского языка. Были сделаны записи караимской литургии в исполнении упомянутых Семена Фирковича и Михаила Фирковича. В 2003 году выпущено компакт-диск под названием Spoken Karaim, который стал результатом полевых записей в Тракае Евы Чато и Дэвида Натана в сотрудничестве с Кариной Фиркавичюте.

В Тракае проживает около 65 из 257 караимов Литвы. Тракай является культурным и религиозным центром караимов, говорящих на местном северо-западном диалекте караимского языка. В Тракае действует кенасса — храм караимов (это единственная караимская кенасса, не закрытая в годы советской власти), при ней открыта воскресная школа. Имеется три караимских кладбища. При поддержке государства открыт караимский этнографический музей.

В караимских кафе можно отведать приготовленные по традиционным рецептам национальные блюда, в частности караимские пирожки — кибины.

Караимская кенасса в Тракае — единственная из ныне действующих в мире кенасс, которая никогда не закрывалась.

Уроженцы[править]

Учёные и врачи: Авраам бен-Иошия Троки, Яков Григорьевич Диллон, Александр Иосифович Дубинский, Иосиф Ромуальдович Кобецкий, Зерах бен-Натан га-Закен Троки, Эзра бен Нисан га-Рофе

Политики: Галина Кобецкайте, Ромуалдас Козировичюс, Юлиан Наумович Лавринович

Военные: Семён Азарьевич Кобецкий, Шимон Пилецки, Елисей Ноевич Робачевский

Бизнесмены: Илья Ааронович Лопато

Поэты: Симон Кобецкий, Шелумиэль Лопатто, Аарон Троки, Авраам бен-Аарон Хаззан Троки

Художники: Лидия Эзровна Шоле

Религиозные деятели: Рафаэль Авраамович Абкович, Анания Ефремович Дубинский, Ицхак бен Авраам Троки, Исаак-Богуслав Захарович Каплановский, Ромуальд Ильич Кобецкий, Финеес Аронович Малецкий, Захарий Михайлович Мицкевич, Иосиф бен-Мордехай Малиновский Троки, Цефания бен-Мордехай Троки, Соломон бен-Аарон-Троки, Богуслав Нисанович Фиркович, Гавриил Семёнович Фиркович, Симон Фиркович

Одно из выдающихся караимских сочинений — книга «Хиззук Эмуна» («Крепость веры»), написанная Ицхаком бен Авраамом (1533—1594) из Тракая. В ней автор спорит с христологическими толкованиями Писания и приводит свои комментарии к Новому Завету. «Хиззук Эмуна» повлияла на христианских мыслителей и критиков Библии XVII–XVIII веков и нашла отклик в среде представителей европейского Просвещения.

Шубин Наум Григорьевич. 1906 г. р., уроженец г. Троки Виленской губ., еврей, член ВКП(б) в 1931-1937 гг., студент 2-го курса Промакадемии им. Сталина, г. Ленинград. Арестован 20 ноября 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 15 декабря 1937 г. приговорен по ст. 58-6 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 20 декабря 1937 г.

Топонимы[править]

Караимский остров

Караимский мост

Караимская улица (улица Караиму, Karaimų gatvė)

Источники[править]