Александр Самойлович Панпулов

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Александр Самойлович Панпулов

Деятель страны


Гласный Севастопольской городской думы
Помощник главного инженера Волгостроя







Дата рождения
1884
Место рождения
Севастополь, Крым
Дата смерти
1964





Супруга
Софья Константиновна Шверина





Александр Самойлович Панпулов (Исаак Соломонович Панпулов, Александр Самуилович Панпулов) — крымский политик и хозяйственник, российско-советский инженер-гидротехник, деятель партии социалистов-революционеров[1].

Ранний период[править]

Родился в 1884 или 1885 году в Севастополе. Караим (однако, в советских документах указан как русский). Брат — Михаил Самойлович (Моисей Соломонович) Панпулов (1894/1895, Севастополь — ?), врач-гигиенист, заведующий профессионально-гигиенической лабораторией Центрального государственного института по изучению профессиональных болезней, в 1923 году окончил медицинский факультет 1-го МГУ. Сестра — Анна Самойловна (Соломоновна) Панпулова (1890—?), зубной врач, награждена медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Сайт geni.com явно ошибочно утверждает, что его отцом был Самуил Моисеевич Пампулов.

В 1904 году закончил Севастопольское Константиновское реальное училище.

В период учёбы посещал кружок молодёжи у жены севастопольского городского головы С. А. Никонова — Нины Васильевны Никоновой.

Получил высшее образование инженера путей сообщения в Институте инженеров путей сообщения императора Александра.

Карьера[править]

Трудмился в Петрограде инженером для технических занятий изыскания по обводнению в Койбальской степи при Главном управлении землеустройства и земледелия.

Вступил в партию социалистов-революционеров, с 1905 года — член её руководящего комитета в Севастополе.

9 апреля 1917 года вошёл в постоянный комитет организации севастопольских эсеров.

С июля 1917 года — гласный Севастопольской городской думы, член исполкома Севастопольского Совета от фракции ПСР, позже и товарищ (заместитель) председателя Совета.

10 июля 1917 года — участник разгрома и изгнания эсерами группы севастопольских большевиков из занимаемого ими помещения в качестве ответа на появление большевистской фракции в Совете и июльские события в Петрограде.

23 августа 1917 года как инженер по поручениям управления начальника гидротехнических работ армии Западного фронта назначен на службу в Севастопольское крепостное инженерное управление.

Был одним из лидеров севастопольских эсеров, выступал за возвращение смертной казни на фронте.

В ночь с 15 на 16 декабря 1917 года был арестован матросами-черноморцами за «пособничество контрреволюции», но вскоре освобождён.

По данным на 21 декабря 1917 года — депутат Севастопольского городского Совета военных и рабочих депутатов, гласный Севастопольской городской думы и председатель продовольственного комитета Севастопольской городской управы.

При германской оккупации в 1918 году находился в Севастополе и возглавлял продовольственную управу.

Позже жил в Москве.

Сотрудник отдела мелиорации и водного хозяйства Наркомзема РСФСР и водной секции Госплана СССР, работал в области гидротехники и ирригационных систем.

По совместительству — член совета и научный сотрудник Государственного научно-мелиорационного института в Ленинграде.

В 1930 году вынес «Заключение по докладной записке к проектной схеме орошения степной части Крыма водами р. Днепра, составленной инж. В. Д. Никольским», где в целом положительно оценил проектную схему инженера, но сделал замечания относительно использованных автором поверхностных данных и противоречивых моментов, резюмируя:

Ввиду всесоюзного значения и крупного экономического эффекта, орошение северного Крыма водами Днепра — должно незамедлительно преступлено к необходимым подготовительным и организационным, изыскательским и проектным работам с целью всестороннего изучения.

До ареста — помощник главного инженера Волгостроя, консультант Водной секции Госплана СССР.

Репрессии[править]

Арестован 30 марта 1930 года в Ленинграде по делу контрреволюционной вредительской организации в системе ирригации и мелиорации («дело Ризенкампфа»).

5 июля 1930 года Ленинградское ОГПУ утвердило обвинительное заключение, в котором проходят шесть человек: Г. К. Ризенкампф, П. М. Гаевский, В. Ф. Булаевский, С. Н. Новацци, А. С. Панпулов (по статьям 58-6, 58-7, 58-11) и Л. М. Мухин.

23 августа 1931 года коллегией ОГПУ Панпулов приговаривается к расстрелу с заменой заключением в концлагерь сроком на 10 лет. Содержался в Бутырской тюрьме в течение трёх месяцев.

Затем был вывезен и помещён в отдельную камеру нового здания ОГПУ, которое приняло его на работу чертёжником. Спустя несколько месяцев был выслан на Медвежью Гору (Карелия), где работал на заводе инженером.

Через некоторое время отправлен обратно в Москву и вернулся к профессиональной деятельности, но остался прикреплённым к ОГПУ.

Работал на сооружении Беломорско-Балтийского канала.

В 1946 году назначен главным гидрологом Дорогобужской геологической партии.

Реабилитирован 8 января 1959 года.

Умер в 1964 году.

Источники[править]