Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Баба бен-Бута

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Баба бен-Бута (ננא נן נוטא‎; Бита, Бутай, Бути, ניטי‎, נוטײ‎, ניטא‎) — законоучитель[1].

Жил в эпоху Ирода Великого.

О нём, кроме легенд, почти ничего не известно. Вероятно, впрочем, что не все эти легенды целиком вымышлены. Некоторые из них, вероятно, являются отзвуком действительных событий.

Баба бен-Бута был членом знатной семьи, известной под именем «сыновей Бабы» («Bene Baba»), которые во время осады Иерусалима Иродом (37 г. до н. э.) противились сдаче города. После того как Ирод овладел городом, они укрывались у Костабара в течение 10 лет, пока не было открыто их убежище; тогда их предали смерти[2].

Талмудическая легенда, выдержанная в восточном стиле, приводит также Баба бен-Бута в связь с Иродом Великим, но по этой версии последний, боясь осуждения фарисеев, перебил всех выдающихся учителей, Бабу бен-Бута же он оставил в живых, но приказал его ослепить.

«Однажды пришёл к нему Ирод и сказал: «Смотри, что делает этот нечестивый раб». Баба бен-Бута, будучи слепым, не знал, что с ним говорит сам Ирод. Баба ответил: «Что же я могу сделать против этого?». — Ирод сказал: «Прокляни его». — Баба бен-Бута ответил: «Сказано: Даже в мыслях твоих не проклинай царя»[3]. — «Но ведь он не царь», — сказал Ирод. — Баба бен-Бута на это ответил: «Допустим, что он только богач, а ведь сказано: «И в спальной своей не проклинай богача», или допустим, что он только начальник, тогда сказано: «начальника в народе твоем не поноси»[4]. — «Но ведь это относится, — ответил Ирод, — только к тем правителям, которые поступают по обычаю своего народа, а этот (Ирод) не поступает по обычаям своего народа». — «Я боюсь его», — сказал Баба. — «Но тут нет никого, кто бы пошёл и рассказал ему об этом; мы здесь одни», — сказал Ирод. — «Написано, — ответил Баба: — птица небесная может перенести слово, и крылатое — пересказать речь»[5]. — Тогда Ирод открылся ему и сказал: «если бы и знал, что учителя Израиля так осторожны, я бы их не убил. Что мне теперь делать для того, чтобы искупить свою вину?» — «Ты потушил светочи мира, искупи это другим светочем мира» (сооружением Храма[6].

Баба бен-Бута отличался благочестием. Про него рассказывают, что он ежедневно приносил жертву «неведомой виновности», אשם תלוי‎, то есть во искупление греха, который он, может быть, совершал, сам того не зная; это он делал всегда кроме дня, следующего за Иом-Кипуром. Он говорил: «Клянусь этим Храмом, я бы принес жертву и в этот день, если бы мне позволили, но мне говорят: «Подожди до тех пор, пока ты будешь иметь право сомневаться, есть ли у тебя грех или нет»[7].

В одном месте Талмуда, где Баба бен-Бута называется старцем, он, передавая галаху от имени Шаммая, говорит: «Так я слышал от старца Шаммая». Из этого видно, что он жил ещё задолго до разрушения Храма. В другой Барайте, приведенной в трех местах[8], он называется учеником школы Шаммая; там рассказывается, что, несмотря на это, он решил галахический спор относительно порядка жертвоприношений согласно учению школы гиллельГиллеля, что свидетельствует о самостоятельности его ума. Вместе с тем подробности этого рассказа, как и вышеприведенные сообщения легенды о нем, показывают, как близки были его сердцу храм и жертвоприношения.

Позднейшее предание характеризует великое смирение Баба бен-Бута. Одна женщина разбила две свечи о его голову в то время, когда он в качестве судьи был занят разбором тяжб. Она по наивности полагала, что исполняет волю мужа, велевшего ей разбить свечи о врата (врата по-арамейски — «баба»). Баба бен-Бута не только не рассердился, но и благословил её, сказав: «Да будет воля Господа дать тебе двух сыновей, подобных Бабе бен-Бута, в награду за то, что ты исполнила волю мужа»[9].

Примечания[править]

  1. «Баба бен-Бута» // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Россия, Санкт-Петербург, 1906—1913
  2. Флавий, «Древн.», XV, 7, § 10; Баб. Бат., 3б и сл
  3. Экклез., 10, 20
  4. Исх., 22, 27
  5. Экклез., l. c.
  6. Баба Батра, 3б и сл.
  7. Kerit., 25а; там же р. Элиезер называет подобную жертву «жертвой виновности благочестивых» (אשם של חסידים‎)
  8. Tosefta, Chag., 2, 13; Bezah, 20a; Ier. Bezah, II, 61в
  9. Нед., 66б