Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Битва у острова Мэй

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Битва у острова Мэй — условное название учений британского флота во время Первой мировой войны у острова Мэй, в ходе которого утонуло несколько паротурбинных эскадренных подлодок типа К. Битва у острова Мэй рассматривается специалистами как наглядный пример краха самой концепции эскадренных подводных лодок — подлодок, предназначенных для действий в составе эскадр надводных кораблей.

Во время проходивших ночью учений британские корабли потеряли строй и начали хаотично перемещаться по акватории моря. В условиях плохой видимости надводные корабли не могли разглядеть едва высовывающиеся из воды рубки эскадренных подводных лодок, что привело к многочисленным столкновениям (в которых в основном страдали подлодки).

Выдвижение кораблей[править]

Учения под кодовым названием Е. С.1 состоялись в ночь на 1 февраля 1918 года в Северном море. Целью учений была проверка одновременного развертывания разнородных сил флота на случай возможного наступления немецкого флота. В учениях принимало участие 2 соединения. Первое под командованием вице-адмирала Битти выдвинулась в район учений из Скапа и насчитывала в своем составе: 26 линкоров 1-ой, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 8-й дивизий Линейного Флота, 9 крейсеров, 4 легких крейсеров и множество эсминцев. Второе соединение выдвигалось в район учений из Розайта и состояло из более чем 40 кораблей: 3 кораблей 5-й эскадры линкоров, легкого линейного крейсера «Корейджес», легкого крейсера «Бланш», 4 кораблей 2-й эскадры линейных крейсеров, 2 флотилий подводных лодок типа К со своими лидерами, а также большого количества эсминцев.

По условиям учений корабли должны были двигаться в полной темноте с соблюдением режима радиомолчания. Разрешалось зажечь только кормовой огонь. Еще одним ухудшившим ситуацию условием стал приказ командования после прохождения траверза острова Мэй двигаться со скоростью не менее 21 узла. Причиной данного приказа стало обнаружение накануне учений днем 1 февраля в 15.30 немецкой подводной лодки как-раз на фарватере движения флота. После появления английского гидросамолета немецкая подлодка ушла на глубину, однако сохранялась вероятность что она вместо возвращения на базу продолжила рыскать в этих районах. Операцию решили не отменять, а действия немецкой подлодки затруднить быстрым движением целей.

Учения начались в 18.30. Возглавляемые «Корейджес» вниз по течению реки двинулись подлодки Лейра. В это же время в 5 милях выше по течению реки пришла в движение 2-я эскадра линейных крейсеров: «Аустралиа», «Нью Зиленд», «Индомитебл» и «Инфлексибл». В устье реки по диспозиции к ним должны были примкнуть эсминцы прикрытия. 12-я флотилия подводных лодок под командованием капитана 1 ранга Литтла на легком крейсере «Фиэрлесс» должна была пропустить вперед 2-ю эскадру линейных крейсеров и двинуться вслед за ней, когда «Аустралиа» будет на расстоянии 5 миль. Позади 12-й флотилии подводных лодок с дистанцией тоже в 5 миль должны были двигаться линкоры 5-й эскадры вместе с эсминцами сопровождения. Позади всех шла эскадра легких крейсеров.

Таким образом все участвующие в учениях корабли выстроились на реке одной кильватерной струей в следующем порядке: «Корейджес», «Итюриэл», К-11, К-17, К-14, К-12, К-22, «Аустралиа», «Нью Зиленд», «Индомитебл», «Инфлексибл», «Фиэрлесс», К-4, К-3, К-6, К-7 и линкоры. Дистанция между подлодками была определена в 400 ярдов. Синие кормовые огни по приказу командования были наполовину притушены, а кормовые щитки позволяли видеть их только в пределах одного деления компаса по обе стороны от вектора движения — таким образом подлодки должны были держать свое место в кильватерной струе.

Когда возглавлявший колонну кораблей «Корейджес» достиг устья реки, он прожектором приказал следующему за ним «Итюриэл» пропустить между ними в кильватерный строй эсминцы охранения. Дистанция между «Итюриэл» и «Корейджес» должна была составить 1600 ярдов. В этом момент на пути выходивших в море кораблей внезапно оказалось 8 тральщиков с острова Мэй, которых никто не предупредил о учениях.

В 16.41 на место действия опустился низовой туман. «Итюриэл» потерял из вида «Корейджес». Капитан «Итюриэл» приказал двигаться прежним курсом, а когда флагман «Корейджес» так и не появился впереди, он решил, что отстает и приказал увеличить скорость до 19 узлов. За «Итюриэл» послушно шли подлодки 13-й флотилии, а вслед за ними все соединение, образовавшее колонну длиной почти 30 миль.

Первые столкновения[править]

Тем временем плывущая в кильваторной струе К-14 заметила впереди 2 огня, которые она приняла за впереди идущие К-11 и К-17. однако эти огни почему-то снизили скорость и двигались влево. Капитан К-14 подумал, что это все очень странно, но тоже снизил скорость. В этот момент корабли зажгли все свои огни и капитан К-14 вместо подлодок увидел 2 тральщика, идущие поперек кильваторной струи подлодки. Чтобы избежать столкновения капитан К-14 приказал повернуть резко вправо и при выполнении этой команды руль подлодки внезапно заклинило.

К счастью К-14 уже успел уйти в сторону от кильватерной струи и наблюдал, как мимо них прошел К-12. Через 6 минут руль наладился и капитан решил побыстрее занять свое место в строю, полагая К-22 ушедшим вперед вместе с К-12 и решив успеть до подхода эсминцев. Но на самом деле когда К-14 решила вернуться в строй К-22 давно потеряла из виду огни К-12 и как-раз подходила к месту происшествия и протаранила подходящий сбоку К-14.

Удар К-22 пришелся на левый борт К-14 в район жилых отсеков. В результате удара был пробит борт К-14 и снесена его радиомачта. Хлынувшая внутрь воды затопила 2 носовых отсека, в которых погибли 2 обедающих там члена экипажа. Однако команде удалось задраить водонепроницаемую дверь между центральным постом и кают-компанией, тем самым избежав затопления подлодки. У К-22 пострадали участвовавшие в столкновении носовые отсеки, через которые внутрь подлодки тоже начала поступать вода (однако команда успела задраить водонепроницаемые двери еще в первый носовой отсек).

Тем временем ушедшая вперед К-12 благополучно обогнула идущие поперек кильваторной струи тральщики и не видя огней впереди увеличила скорость. Увидев впереди какую-то подлодку К-12 благополучно пристроилась за ней, приняв ее за К-14. На самом деле это была ни о чем не подозревающая К-17. Таким образом 3 подлодки 11-й флотилии вместе со своими флагманами продолжали движение к месту учений.

В 19.30, через 15 минут после столкновения К-22 и К-14 к месту происшествия на скорости в 21 узел подошли 4 корабля 2-й эскадры линейных крейсеров в сопровождении группы эсминцев. После столкновения К-22 и К-14 остановились и стали передавать сигналы бедствия. «Аустралиа» заметила сигнальные ракеты и обогнула слева обе подлодки, после чего маневр обхода стали повторять все корабли группы. Однако незадолго до этого «Инфлексибл» потерял в густой тумане огни впереди идущего «Индомитебл» и когда снова увидел на воде чьи-то огни, то решил, что нагнал своего ведомого. Густой туман мешал разглядеть силуэт корабля и только когда до него оставалось 400 ярдов, «Инфлексибл» распознал огни подлодки К-22 (до этого пребывавший в абсолютной уверенности, что видит огни «Индомитебл»). «Инфлексибл» попытался отвернуть в сторону, но развитая скорость в 19 узлов не позволила избежать столкновения.

«Инфлексибл» протаранил К-22 и страшным ударом отрезал у нее 30 футов носовой части, которая загнулась вправо под прямым углом. Затем попытка изменить курс взяла верх над инерцией корабля и «Инфлексибл» прошелся по боку подлодки, снеся топливные и балластные цистерны. Ударная волна от движения «Инфлексибл» затолкала К-22 под воду, оставив на поверхности только рубку. Подлодку залили буруны от винтов корабля, после чего «Инфлексибл» уплыл вперед.

К удивлению моряков прочный корпус К-22 выдержал удар и даже переборки полу оторванного носа не пропускали воду. К-22 остался на плаву, но потеря балластных цистерн правого борта вызвала сильный крен подлодки на левый борт. Капитан подлодки смог восстановить ее устойчивость, слив 150 тонн топлива из цистерн левого борта.

Лейр поворачивает назад[править]

Через 20 минут «Итюриэл» получил телеграмму о столкновении К-14 и К-22 и ее капитан Лейр решил повернуть обратно и идти на спасение экипажей подлодок. Следующие за ним 3 подлодки 13-й флотилии повторили маневр своего ведомого. Лейр приказал отправить радиограмму другим кораблям колонны, но она была отправлена слишком поздно.

В 20.18 Лейр увидел идущий ему навстречу корабль «Аустралиа». Путем резкого маневра они смогли разминуться и пройти на расстоянии 600 ярдах справа от «Аустралии». Однако идущие за ним подлодки серии К оказались более медлительны и только чудом успели избежать столкновения. Замыкающая колонну К-12 прошла в 2-3 футах от «Аустралиа».

Миновавший «Аустралию» «Итюриэл» тем временем отчаянно уворачивался от эсминцев сопровождения, которые спокойно шли за ведомым кораблем «Аустралия». В течении 4 минут «Итюриэл» менял курс 5 раз. К-11 смогла остаться в кильватерной струе своего ведомого, однако К-17 отстала от своей группы на расстоянии в полумилю.

Тем временем к месту действия подходил легкий крейсер «Фиэрлесс» с 12-й флотилией подводных лодок: К-4, К-3, К-6 и К-7. О первых столкновениях они уже были извещены по радио, поэтому прошли реку очень осторожно. Достигнув устья реки, капитан спустился вниз. В этот момент слева от направления движения появились огни 3 кораблей, пересекающих кильватерную струю 12-й флотилии слева направо. По правилам расхождения судов «Фиэрлесс» включил прожекторы и продолжил следовать прежним курсом, ожидая изменения курса встреченных кораблей. Первые 2 корабли благополучно прошли перед «Фиэрлессом», но 3 шел прямо на легкий крейсер. В последний момент крейсер попытался дать задний ход, но инерция не позволила избежать столкновения с К-17.

При столкновении «Фиэрлесс» пропорол корпус К-17 прямо перед рубкой. После столкновения К-17 сдрейфовала мимо левого борта крейсера за его корму. За 10 секунд до столкновения командир К-17 приказал задраить все водонепроницаемые переборки, но это уже не могло спасти подлодку. Все отсеки от центрального поста до носа были пропороты при столкновении и вода постепенно наполнила их. К-17 сначала погрузилась носом, затем встала вертикально на корму, а через 8 минут после столкновения окончательно ушла под воду.

«Фиэрлесс» во время столкновения с К-17 дал сигнал тревоги через сирену и остановился. Шедшая за ним подлодка К-4 попыталась затормозить, но видя неизбежность столкновения повернула вправо от «Фиэрлесс». Однако шедшую за К-4 подлодку К-3 снижение скорости застало врасплох и она только в последнюю секунду успела повернуть влево, чтобы избежать столкновения с К-4.

«Итюриэл» и К-11 между тем подходили к месту столкновения. Увидев стоящий без движения «Фиэрлесс» они свернули в сторону, чтобы избежать столкновения. Однако следовавшая за ними и потерявшаяся в тумане подлодка К-12 продолжила движение прежним курсом навстречу идущему по реке конвою кораблей.

В этот момент К-12 и К-6 увидели друг друга и чтобы избежать столкновения каждый повернул вправо со своей стороны. К-6 избежала столкновения, однако потеряла огни ведущей подлодки К-3. После разминки с К-12 капитан К-6 увидел впереди какой-то белый огонь и приказал идти прямо на него, полагая, что это кормовые огни К-3. В следующую секунду слева появился зеленый огонь и капитан К-6 увидел какую-то неизвестную подлодку, которая шла поперек его курса и теперь была повернута бортом к К-6. Понимая, что столкновения избежать не удастся, капитан К-6 повернул влево чтобы превратить прямой таранный удар в скользящий боковой.

Однако скорость К-6 была слишком велика и она под прямым углом врезалась и протаранила К-4 под прямым углом. К-6 в результате столкновения пропорола корпус К-4 и застряла в нем. Не зная что делать капитан К-6 приказал задраить все водонепроницаемые двери в отсеки. Но через 30 секунд винты К-6 смогли вырвать форштевень из корпуса К-4 и К-6 освободившись поплыла вперед. Капитан К-6 приказал застопорить машину. Получившая гигантскую пробоину К-4 затонула почти сразу.

Тем временем шедшая за К-6 подлодка К-7 услышала сигнал тревоги и включила ходовые огни. Впереди и справа от себя К-7 увидела «Фиэрлесс», а впереди и слева К-6. Капитану К-7 показалось, что К-6 плывет вперед и они приказал следовать за ней. В последнию минуту стало ясно, что К-6 стоит на месте и К-7 резко свернул влево и чудом избежал столкновения.

При своем движении К-7 прошел над местом гибели подлодки К-17 в момент его окончательного погружения. Капитан К-7 приказал дать малый назад и заняться спасением экипажа затонувшей К-17. В этот момент на месте действия появились эсминцы охранения, которые должны были идти в конце колонны. Каким-то чудом они успели разминуться со стоящими на месте и ничего не понимающими подлодками, однако их винты изрубили находящихся в воде членов экипажа К-17, а волны от их движения смыли часть людей с подлодки К-7. Это были последние жертвы той злополучной ночи.

Потери[править]

Выводы[править]

Битва у острова Мэй показала неспособность подлодок типа К безаварийно действовать в составе эскадр надводных корабль и даже в составе эскадр однотипных подлодок из-за слабой маневренности, несовершенного штурманского оборудования и малого обзора с капитанского мостика Иными словами подлодки типа К имели:

«скорость эсминца, но радиус разворота линейного крейсера и оборудование мостика дозорного катера»

Цитаты[править]

«Единственная хорошая вещь, которую можно сказать про лодки типа К, — они ни разу не вступали в бой с противником» контр-адмирал Эрнест У. Лейр, февраль 1961 г.

Литература[править]