Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Благовещенская зачистка

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Массовое избиение в Благовещенске, также известное как «Благовещенская зачистка» — операция устрашения в городе Благовещенск (Республика Башкортостан) и прилежащих населённых пунктах, осуществлявшаяся в период с 10 декабря по 14 декабря 2004 года силами ГРОВД Благовещенска и сотрудниками ОМОНа МВД Республики Башкортостан. В ходе этой операции сотрудники милиции врывались в дома граждан и в общественные заведения и производили массовые задержания с применением физического насилия [1].

В месте удержания задержанных сотрудниками полиции широко практиковались противоправные насильственные действия. К примеру, имеются свидетельства принудительного удержание людей в неудобной позе в течение нескольких часов, что вызывало у них тяжелые страдания. При попытках изменить положение они подвергались жёсткому избиению. Большое число задержанных получили травмы в результате применения по отношению к ним физической силы и спецсредств (http://library.khpg.org/index.php?id=1440779803).

Согласно официальным данным, потерпевшими было признано 341 человек, однако в результате работы правозащитных организаций установлено, что в общей сумме было задержано более 1000 граждан, и еще 200 были избиты на месте, но не доставлялись в ГРОВД (http://library.khpg.org/index.php?id=1440779803). Точное количество пострадавших невозможно установить до конца, поскольку заинтересованные в сокрытии преступления должностные лица прибегали к мерам по замалчиванию ситуации в Благовещенске (https://disk.yandex.ru/d/IkftQH7m3BEBmC).

И. А. Каляпин, председатель «Комитета против пыток», выдвинул своё предположение относительно причин произошедшего. По его мнению, Благовещенск оказался одним из немногих городов Башкирии, где население не поддержало на выборах действующего президента республики Рахимова. Таким образом, «зачистка» могла оказаться местью за «неправильно» отданные голоса. Местные правозащитники подтверждают, что карательные меры в виде сокращений и задержки зарплат бюджетникам и пенсий были нормой для региона (http://library.khpg.org/index.php?id=1440779803).

Правозащитники из «Комитета против пыток» занимались данным инцидентом с того момента, как информация о нем была предана огласке перед широкой общественностью. Для проведения комплексного общественного расследования и оказания помощи пострадавшим была создана мобильная группа правозащитников (СМГ) во главе с председателем «Комитета против пыток» И. Каляпиным. По итогам деятельности КПП и СМГ были созданы многочисленные документы, отчеты и аналитические материалы, подтверждающие массовые задержания невиновных людей, жестокое обращение с заключенными с применением насилия и пыток, грубое нарушение прав человека и законодательства Российской Федерации. В число этих документов входят «Заключение КПП предварительной проверке заявлений пострадавших в ходе милицейской операции граждан и проведении общественного расследования по факту незаконного задержания и незаконного применения физической силы со стороны сотрудников милиции в отношении вышеперечисленных граждан и их родственников» и аналитический доклад «Спецоперация МВД Башкирии: события, факты, оценки и выводы». Правозащитники усмотрели в действиях ОМОН и Благовещенского ГРОВД признаки нарушения ст.3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статей 285 и ч.3 286 УК РФ – превышение и злоупотребление должностными полномочиями. (https://disk.yandex.ru/d/IkftQH7m3BEBmC).

Интересы потерпевших в ходе предварительного следствия представлял адвокат «Комитета против пыток». Любые процессуальные нарушения либо необъективно проведенные следственные действия незамедлительно обжаловались в судебные инстанции. В результате деятельности правозащитников было возбуждено уголовное дело в отношение многих лиц, ответственных за произошедшее. По итогам судебных процессов, происходивших с 2005 по 2010 годы, виновные получили следующие наказания: (https://disk.yandex.ru/d/IkftQH7m3BEBmC).

  • Участковый Альберт Султанов и дознаватель Благовещенского ГРОВД Василий Жуков – 3 года лишения свободы условно с испытательным сроком в 3 года (осень 2005 года);
  • Сотрудник Благовещенского ГРОВД Юрий Головин и милиционер-кинолог ИВС Благовещенского ГРОВД Сергей Фомин – 3 года лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год с лишением права занимать должности в правоохранительных и муниципальных органах сроком на 1 год (весна 2008 года);
  • Начальник ИВС ОВД по Благовещенскому району и г. Благовещенск Олег Шапеев и начальник отделения милиции в с. Удельно-Дуваней ОВД по Благовещенскому району Виль Хаматдинов – условные сроки 3 года 2 месяца и 1 год соответственно; оперуполномоченный ОУР ОВД по Благовещенскому району Айдар Гильванов – 3 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима (17 июня 2008 года);
  • Начальник Благовещенского ГРОВД Ильдар Рамазанов – 5 лет и 6 месяцев лишения свободы условно с лишением права занимать должности в системе органов государственной власти; командир оперативной роты ОМОН МВД по РБ Олег Соколов – 4 года и 6 месяцев лишения свободы условно с лишением права занимать должности в системе органов государственной власти на 3 года; начальник милиции общественной безопасности Благовещенского ГРОВД Олег Мирзин – 4 года лишения свободы условно с лишением права занимать должности в системе органов государственной власти на 3 года.

Не все ответственные за преступление в Благовещенске понесли наказание. Так, правозащитники Комиссии по общественному расследованию считали необходимым отставку и заведение уголовных дел по отношению к министру внутренних дел РБ Рафаилу Диваеву, отдавшему приказ об использовании ОМОНа против мирного населения; заместителю министра внутренних дел РБ Анатолию Смирнову, непосредственно руководившему действиями ОМОНа; главе Благовещенского района Анфасу Нуретдинову, признавшегося в том, что он был инициатором введения ОМОНа [2]. Также представители «Комитета против пыток» неоднократно указывали на необходимость привлечь к уголовной ответственности прокурора Благовещенска Шамиля Исмагилова, препятствовавшего попыткам граждан зафиксировать совершенные против них преступления [3]. Однако все вышеперечисленные должностные лица продолжили работать на своих постах до отставки и не были привлечены к уголовной ответственности [4] [5] [6]

Дальнейшая работа юристов «Комитета против пыток» была нацелена на реализацию прав жертв на справедливую компенсацию материального ущерба и морального вреда, причиненного преступлениями милиционеров. Им удалось добиться ряда успехов: так, 5 ноября 2009 года было принято первое решение о компенсации – Дмитрию Антипину было присуждено 50 тысяч рублей (однако впоследствии сумма была снижена до 15 тысяч). 14 декабря 2009 года суд присудил 80 тысяч рублей компенсации Сергею Антипину. Было принято решение частично удовлетворить исковое заявление Самвела Алавердяна и выплатить ему 70 тысяч рублей. Был также компенсирован моральный вред его сыновьями Манвелу и Шагену (присуждение 50 и 10 тысяч рублей соответственно). В ноябре 2010 года компенсацию получили Д.Н. Луговой и Д.С. Коротков. В настоящее время работа по истребованию компенсаций за преступления продолжается. Кроме того, для ряда потерпевших «Комитетом против пыток» были организованы медико-реабилитационные мероприятия в санаториях Башкирии.

Источники[править]