Бухенвальдский набат (песня)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Муслим Магомаев. Бухенвальдский набат. Фрагмент из муз. фильма «Поёт Муслим Магомаев», 1971 г.
Бухенвальдский набат. ДМШ им.А.Б.Гольденвейзера. Лауреат международных фестивалей и конкурсов концертный хор «Кантилена» и струнный ансамбль «Элегия». Концертмейстер Андреев Николай Сергеевич

«Бухенвальдский набат» — советская антифашистская песня, созданная в 1958 году. Автор слов — А. В. Соболев, автор музыки — В. И. Мурадели.

Песня «Бухенвальдский набат» стала в определенном смысле антифашистским гимном. В советское время ею обязательно открывался или закрывался любой официальный концерт, посвященный Великой Отечественной войне. Пожалуй, это была самая известная антифашистская советская песня. Поэт Игорь Шаферан назвал ее песней-эпохой в статье, опубликованной в газете «Советская культура»[1].

Но время идет вперед и всё более отдаляет Вторую мировую войну; песня уже не столь популярна, как раньше, тем не менее она не забыта до сих пор.

Бухенвальд[править]

Бухенвальд (нем. Buchen Wald — буковый лес) — это страшное слово означает один из крупнейших концентрационных лагерей на территории Германии. Он существовал с июля 1937 г. по апрель 1945 г. За это время там погибли 56 000 человек[2].

В лагере проводились бесчеловечные медицинские эксперименты над людьми, после чего их умерщвляли.

Через 12 лет после Второй Мировой войны, в 1958 году на территории бывшего лагеря состоялось открытие мемориала «Бухенвальд»[3][4].

Поэт[править]

Александр Соболев

Информацию об открытии мемориала на территории бывшего лагеря Бухенвальд передали в новостях по советскому радио[3][4], что и услышал Александр Соболев, в это лето отдыхавший с женой Татьяной в городе Озеры Московской области[4]. Он, сам прошедший Великую Отечественную войну, сам фронтовик, сам инвалид войны второй группы, сам еврей — по настоящему имени Исаак (Исаак Владимирович Соболев[5], имя Александр использовалось как литературный псевдоним), — не мог не откликнуться. Стихи были написаны очень быстро.

Александр Соболев отнес написанные стихи в редакцию газеты «Правда» — самую главную газету Советского Союза. Однако его стихи не были опубликованы в те годы в центральной партийной газете (возможно, роль сыграло то, что автор — еврей и беспартийный)[4][3]. Посоветовали обратиться в редакцию газеты рангом пониже. Пониже — была газета «Труд». Вот там действительно стихотворение «Бухенвальдский набат» в сентябре 1958 года было напечатано[4].

Осчастливленный автор хотел видеть свое стихотворение песней и послал его композитору Вано Мурадели. Через пару дней Вано Ильич позвонил А. Соболеву по телефону и сказал: «Пишу музыку и плачу… Какие стихи!»[4][3].

Композитор[править]

Вано Мурадели

Дальнейшее взял на себя сам композитор — чтобы еврейскому поэту даже не светиться.

Вано Ильич, принявший в это время пост зам. председателя оргкомитета Союза композиторов РСФСР[6], подняв все необходимые к такому моменту связи, отправился показывать готовую песню на Всесоюзное радио[4][3]. Но это не помогло. Редакторы Всесоюзного радио принять песню к исполнению отказались, а известный поэт-песенник Лев Ошанин (отличник! — см. пьесу «Дракон» Е. Л. Шварца) дал общую характеристику стихам: «Мракобесные стихи: мертвые в колонны строятся!»[3].

Так как не получилось продвинуть песню в профессиональные коллективы, обратились к художественной самодеятельности — там критерии были попроще. Песня была хорошая — это видели все, а потому потихоньку помогали — спасали. За дело взялся ЦК ВЛКСМ, спустив песню одному из самодеятельных коллективов — и песня стала исполняться.

А на очередном международном форуме самодеятельности, проходившем в Вене, в исполнении свердловского хора студентов[7] прозвучала советская песня «Бухенвальдский набат». И песня покорила слушателей — прошлая война с ее преступными концлагерями еще стучала в сердцах людей.

Так началось торжественное восхождение песни. В Советском Союзе широкая публика услышала песню после того, как ее включили в документальный фильм «Весенний ветер над Веной».

Исполнения[править]

Вскоре песня «Бухенвальдский набат» стала одной из главных советских песен о Великой Отечественной войне. Дикторы торжественно объявляли: «Мурадели. Бухенвальдский набат» — автор стихов не упоминался[3][4][7][8].

Песня звучала по радио и телевидению, исполнялась в концертах, выходила в пластинках, её включали в свой репертуар известные певцы и музыкальные коллективы, в том числе Ансамбль песни и пляски Советской Армии под управлением Б. А. Александрова[4] — а имя автора стихов большинству слушателей оставалось неизвестно.

В 1963 году Соболева и Мурадели за «Бухенвальдский набат» представили на соискание Ленинской премии. Соболева тут же вычеркнули из списков — а песня без слов уже не могла числиться в соискателях. Мурадели промолчал. Татьяна Соболева в своей книге «В опале честный иудей» считает, что Мурадели боялся.

При этом поэт Соболев не был ни ярым борцом за свободу против советского режима, ни диссидентом, ни — как тогда говорили и писали — «инакомыслящим». Причиной замалчивания его авторства по-видимому было то, что автор — еврей, беспартийный, не член Союза Писателей СССР и не прославлял в своем творчестве КПСС. Также могло сыграть свою роль то, что Соболев подавал документы на выезд в Израиль (но это было в 1970-е годы, уже после того, как песня «Бухенвальдский набат» стала знаменитой).

Есть и другой аспект проблемы: грампластинки с песней вышли миллионными тиражами, а Татьяна Соболева говорит, что Соболев как автор стихов гонорары за пластинки не получил (но по ее словам гонорары за исполнение песни он получал). Правда, Соболев получил двухкомнатную квартиру от государства после просьб улучшить жилищные условия, вместо которой затем выдали трехкомнатную в Южном Измайлово (но потребовав сдать квартиру тещи). Также Соболев был награжден медалью «Борец за мир» в 1973 году.

Писатель Константин Федин отозвался о песне «Бухенвальдский набат»: «Я не знаю автора стихов, не знаю других его произведений, но за один „Бухенвальдский набат“ я бы поставил ему памятник при жизни»[1][3][7].

Поэт Игорь Шаферан написал в газете «Советская культура»: «„Бухенвальдский набат“ — песня-эпоха. И скажу без преувеличения — мир замер, услышав эту песню»[1].

Александр Соболев время от времени публиковался в прессе (например, в сатирическом журнале «Крокодил»), продолжал писать стихи к песням, работал в заводской многотиражке[3]. Но в Союз писателей он не был принят. К большему его не допускали. А потом кончилась и эта работа. И ведь речь шла о человеке, прошедшем фронт, инвалиде Великой Отечественной войны. Татьяна Соболева обвиняет в судьбе поэта, что он не стал знаменитым при жизни, государственный антисемитизм.

Крутой поворот наступил с приходом Горбачевской Перестройки — слава пришла, но поэт её не дождался: 6 сентября 1986 года Александр Соболев умер[3].

А великая песня продолжает жить.

Об Александре Соболеве в 1997 году вышла статья Марины Катыс «Кто сочинил „Бухенвальдский набат“?» в журнале «Огонёк», после которой он стал широко известен.

Источники[править]

Литература[править]