Василий Евменьевич Шостак

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Шостак Василий Евменьевич

Деятель страны
Ошибка создания миниатюры: Файл не найден






Образование
Харьковский университет (1829г)
Деятельность
Военный


Дата рождения
1808
Дата смерти
1874


Род
Шостаки








Шостак, Василий Евменьевич (1808-1874) - потомственный дворянин, Кавалер ордена Святого Георгия IV класса

Биография[править]

Василий Евменьевич Шостак родился в 1808 г. в Черниговской губернии в семье дворян православного вероисповедания. В 1829 г. окончил Харьковский университет Из Харьковского университета он поступил на службу губернским секретарем в Слободско-украинскую палату гражданского суда. Оттуда 21 февраля 1830 г. перешёл в Черниговское губернское правление.

Позже поступил подпоручиком 7 августа 1831 г в 7-го Малороссийский полк лёгкой кавалерии. До сентября следующего года полк квартировал в Виленской губернии , где усмирял мятежных польских и литовских повстанцев.

Отряд под командой подпоручика Шостака во время его размещения в различных населённых пунктах Виленской губернии не нарушал общественного порядка и не притеснял местное население, о чем ему выданы соответствующие квитанции. Например, содержание квитанции из местечка Жадовики, свидетельствует о том, что «при квартировании Шостака с вверенной ему командой, как от него, так и от нижних чинов никаких обид жителям чинено не было; нижние чины довольствовались покупаемым за деньги провиантом; претензий к Шостаку не имеется» .

После возвращения в Полтавскую губернию он упоминается в числе офицеров полка, подавших рапорт Его императорскому величеству о своем желании продолжить службу во вновь формируемых для отправки на Кавказ малороссийских казачьих полках. Рапорт был представлен 17 ноября 1832 г. в местечке Великие Будищи на имя командира 7-го Малороссийского полка подполковника Ивана Герасимовича Стоцкого . В. Шостак просил командира полка походатайствовать, чтобы его включили в один из казачьих полков, уезжавших на Кавказскую линию.

27 ноября того же года подпоручик В. Шостак подал подполковнику И. Стоцкому повторный рапорт о желании поступить именно во 2-й Малороссийский казачий полк . 21 декабря 1832 г. он уже числился в списках этого полка, который вскоре в полном составе был переведён на Кавказскую кордонную линию.

Исследователь Малороссийских казачьих полков П.Ф. Пономарёв, в числе офицеров, состоящих во 2-м Малороссийском полку, находящегося в станицах и укреплениях на подступах к Военно-Грузинской дороге, называет и подпоручика Шостака. Здесь же автор сообщает, что он тогда одновременно со службой учился на филологическом факультете Харьковского университета . Очевидно речь идёт о том, что Шостак заканчивал своё учение, которое он начинал еще в мирной жизни. 19 декабря 1836 г. ему пожалован чин поручика. С 14 февраля 1843 по 1 августа 1844 г. он находился на должности полкового казначея и квартирмейстера. С 21 августа того же года он становится ротмистром, а 5 июня 1845 г. – майором . Василий Евменьевич принимает активное участие в военных экспедициях против непокорных горцев. Как свидетельствуют материалы именного списка раненых и контуженных штаб и обер-офицеров Владикавказского казачьего полка, 30 августа 1844 г. в бою возле чеченского аула Юзен-Юрт (вероятно Таузен-Юрт – А.Д.) он был контужен «ружейными пулями – одной в наружный угол правой брови, другой – ниже и позади левого уха» .

Вечером 2 сентября 1846 г. отряд абреков из сорока человек погнал в Кабардинские горы конский табун, принадлежавший постовым 11-го Донского казачьего полка. Начальник станицы Николаевской, корнет Самойлович, погнавшись с отрядом казаков за горцами, блокировал их в лесу. К утру отряд Самойловича усилился 56 казаками под командованием майора В. Шостака, которые, спешившись, оттеснили абреков и рассеяли их в лесу, вынудив оставить не только угнанный табун, но и своих 16 осёдланных лошадей. В том бою тяжёлое ранение в живот получил корнет Самойлович, от которого он через сутки скончался .

20 августа 1848 г. В.Е. Шостак был пожалован чином Войскового старшины, а 6 декабря следующего года он назначен командиром Владикавказского казачьего полка .

В 1849 г. к празднику св. Троицы во вновь возведённую станицу Змейскую, прибыли переселенцы с семьями из Харьковской и Воронежской губерний. Командир Владикавказского полка В. Шостак по этому случаю перед их размещением, устроил праздник с угощением всех прибывших. Восторгу переселенцев не было предела: «вот где рай» – говорили они – «местность со всеми привольями для сельского хозяйства, вода и поля, лес и луга, и всё это под рукой» .

Особых происшествий в его полку к этому времени не случалось, о чем он в рапорте сообщал в 1850 г. Наказному атаману Кавказского линейного казачьего войска Ф. Круковскому: «Во вверенном мне полку воинских чинов, разжалованных и отданных в службу, в том числе политические преступления и, состоящих под секретным надзором, лишённых прав увольнения, выезда из места жительства, въезда в столицу не имеется» .

Следующий рапорт полковника Шостака атаману Круковскому весной 1850 г. свидетельствует о том, что из числа нижних чинов линейного казачьего полка была образована пешая команда пластунов, куда зачислили наиболее выносливых и опытных казаков, которые владели снайперским искусством . В их числе находились Андрей Прищепа, Яков Блоха, Степан Шимко, Тимофей Шпак, Емельян Сергиенко, Павел Иващенко и другие.

В. Шостак принимал участие в походе в составе сборного отряда полковника Н. Слепцова на Малую Чечню в феврале 1850 г. Сотни Владикавказского казачьего полка должны были следовать в арьергарде отступающих русских войск в окрестностях Ясан-Юрта. В их задачу входило: задержать чеченцев и не дать им возможность атаковать отступающие главные силы, где были сосредоточены, раненые солдаты, обоз, захваченная в походе добыча и пленные горцы. Медленно, шаг за шагом отступала колонна войск. Как только местность обнажилась и позволила сделать вылазку, чеченцы напали на фланг и сделали попытку освободить своих сородичей и отбить добычу. Но казаки бросились навстречу им, ударили в шашки и опрокинули горцев в лес. Каждый раз, отступающий арьергард казаков отбивал все атаки чеченцев, пока к полудню войска не пришли в Казах-Кичу , где уже можно было, не опасаясь ничего передохнуть и вернуться во Владикавказ.

Во главе казаков Владикавказского полка полковник Шостак участвовал и в бою 10 декабря 1851 г. в Чечне на берегу реки Гехи, в котором был убит начальник Сунженской линии генерал-майор Н. Слепцов, о чем свидетельствуют материалы, опубликованные в 1901 году в журнале «Исторический вестник»: «В начале декабря к Слепцову стали являться лазутчики из гор с донесением, что по распоряжению Шамиля наиб Дуба с большим числом чеченцев должен напасть на наши войска, причем при их отряде есть одно орудие. Все утро 10-го декабря он лично распоряжался по расположению на левом берегу части Владикавказского полка под начальством полковника Шостака, выбрав при этом хорошо видное неприятелем место, с целью заманить врага на этот отряд» .

Полковник Шостак к этому времени был награжден двумя орденами св. Анны 3-й и 2-й степени, пожалованных ему в 1846 и 1851 гг.

Впервые имя В.Е. Шостака упоминается в очерке П. Ницыка, напечатанном в газете «Кавказ» в марте 1853 г. Связано это с вручением знамени Владикавказскому казачьему полку . 28 января 1853 г. в день назначенный для прибивки к древку Высочайше пожалованного знамени, по приглашению командира полка в 5 часов пополудни в станице Ардонской, в квартире полковника Шостака собрались высокие гости со всех близлежащих воинских частей и знатные казаки окрестных станиц. Посреди зала на столе перед древком лежало свёрнутое знамя. Шостак поднёс генерал-майору Вревскому молоток и гвозди, подал верхний конец знамени и Вревский первым прибил полотно хоругви к древку; за ним командир полка Шостак, затем все остальные штаб и обер-офицеры Владикавказского полка и кавалеры, нижние чины, назначенные для этого. После окончания церемонии барон Вревский, поздравив Шостака вручил ему знамя. Вечером вся станица была иллюминирована, а полковым командиром Шостаком был дан бал и зажжён великолепный фейерверк. На следующий день, по окончании в приходской станичной церкви Божьей литургии, весь полк, верхом на конях был построен на площади в парадной форме и сотенными значками в развёрнутом фронте. Впереди, в тридцати шагах, над головой урядника, украшенного Знаком отличия Военного ордена, на зелёном древке развевалось тёмно-голубое знамя, с надписью «За отличную усердную службу». При приближении шествовавшей со святыми иконами и хоругвями духовной церемонии, полк, отдав честь, спешился к молитве, с коленопреклонением. Затем началось освящение знамени. После окропления его святой водой, и прочтении полку присяги, священник вручил знамя командиру полка. Не у одного при этом пробилась слеза, пробежала дрожь, когда командир пал на колени и, наклонив голову, выслушал слова пастора: «Прими хоругвь сию небесным благословением освящённую».

Затем полковник Шостак, поздравляя каждую сотню с «монаршей милостью» сказал: «Братцы казаки! Многие из вас здесь в рядах, с которыми я прослужил 22 года, со многими я разделял труды и дела нашей казачьей службы, следил и заботился о вашем водворении, многим своими руками закладывал дома и в станицах ваших водружал кресты для храмов Божьих. Всевышнему угодно было поставить меня во главе вас, но никогда я не был так счастлив: я передаю в ряды ваши драгоценный дар Всемилостивейшего монарха, драгоценное знамя – символ непобедимости русских воинов! Сохраните же его как зеницу ока; да перейдёт с ним слава и честь ваша отдалённому вашему потомству». С правого фланга раздались звуки труб, полк отдал честь, и знамя отвезли в квартиру командира. Полк сделал поворот направо, и песенники запели песню. По окончании церемонии все казаки и гости до 2000 душ составили одно братское семейство и и выпив за здоровье царя разделили сытный обед. Также были угощены 600 душ туземцев, приглашенных из соседних аулов» .

Из рассказа участника боев в лесах возле реки Гехи урядника станицы Урухской Владикавказского казачьего полка Ивана Минки: «В 1851 году, в декабре, наша сотня с подполковником Шостаком пришла в лагерь на р. Гехи, где уже были расположены пехота и казаки сунженского полка с артиллерией. Через несколько дней, наша сотня ушла на рубку леса, но часа через три-четыре нам было приказано сесть на коней и по выстрелу орудия со стороны чеченцев броситься на их завалы. А завалы они выстроили большие – ночи две рубили лес и копали землю, и пушка у них была, они уже раз стреляли из нее в наш лагерь….И досталось же тут чеченцам! Они бросились было в лес, где у них были засеки, но их с тылу приняли казаки в шашки, и много их полегло…» .

В.Е. Шостак принимал участие походе на Аккинское общество в составе войск генерал-майора барона Вревского. По прибытию в аул Вауги Вревский предъявил ультиматум жителям о сдаче. Многие жители колебались и хотели уже сдаваться, но несколько мюридов угрозами и уговорами принудили горцев сопротивляться войскам. Тогда барон Вревский решил штурмовать аул для наказания его жителей. Между тем окрестные жители большими группами стали стекаться на окружающие аул высоты, но полковник Шостак с частью кавалерии сбил их и занял высоты. Утром Вревский приказал открыть огонь артиллерией по аулу. В результате обстрела в ауле обрушилось несколько башен. Несмотря на отчаянное сопротивление горцев к ночи все башни в ауле были заняты войсками, за исключением двух, где засели до тридцати мюридов. Всё имущество жителей Вауги и до 1000 голов крупного и мелкого скота достались победителям. Горцы попытались вернуть высоты, но были отброшены отрядом полковника Шостака . В одном из августовских боёв с горцами он был контужен «ружейною пулею ниже скулы в правую щеку» . 11 октября 1854 г. сборный отряд был распущен на отдых, и казачий полк вернулся во Владикавказ в свои квартиры.

Командиру Владикавказского казачьего полка В.Е. Шостаку уделено значительное внимание в записках бывшего офицера этого же полка Н.М. Демидовского. Он описывает проводы сводного отряда на войну в Азиатскую Турцию в 1855 г. «Проводы нашей Владикавказской полусотни были торжественны» – вспоминал он – «по прощании нашем с командиром полка Василием Евменьевичем Шостаком, искренне любимым в полку, полусотня, еще не присоединившаяся к полку, выстроилась в Ардоне на станичной площади, где был отслужен молебен». После молебна полковник Шостак вручил Демидовскому образ Спасителя с которым он благословил казаков идущих на войну. После этого Шостак явился с полковым знаменем в руках и обходя строй говорил казакам «понятным для них языком, сильно и вразумительно об их долге; жалел, что он сам не назначен идти с нами» .

Сам полковник, годом раньше также был командирован в конно-мусульманский полк в Закавказье, который принимал участие в военных событиях в Азиатской Турции, в связи с чем, он в этом году не был аттестован по месту постоянной службы – во Владикавказском казачьем линейном полку .

О встрече с полковником В. Шостаком казаков, вернувшихся с победой из-под Карса, написано в 1857 г. в очерке неизвестного автора из станицы Ардонской, который подписался инициалами М.Г. Выяснить, кто скрывался под этим псевдонимом, нам до сих пор не удалось. Однако, из письма известно, что он «уже лет как 12 в Ардонской»; в офицерском чине, «привык к высоким делам»; украинец из «прошлой запорожской жизни»; и находился на войне в Азиатской Турции в 1855 г. в составе 2-го сборного казачьего полка.

«Не хотите ли узнать встречу полка в составе которого я воротился в Ардон?» – писал автор письма-очерка, имея ввиду возвращение его в составе сборного полка из Турецкого театра военных действий в 1856 г. «Командиру Владикавказского полка поручено было встретить наш 2-й сборный линейный казачий полк и распустить его по домам. Полковник Шостак встретил нас за станицей, несмотря на то, что он только что оправился от тяжкой болезни. Бледный и худой, но полный теплоты и энергии юношеской, проскакал он по рядам нашего бравого полка, поздравил казаков со славою ими приобретённою и благополучным возвращением в свои дома. Дружно и весело ответили казаки на симпатичный голос своего начальника». Далее автор писал, что в станицу казаки входили по дивизионно. Их встречал торжественным маршем оркестр Владикавказского полка. Затем дивизионы церемониальным маршем проходили мимо полковника Шостака и становились на указанные места площади. «Тут же был отслужен благодарственный молебен, станичным священником сказана краткая, но полная силы речь, а после полковник Шостак пригласил к себе на обед всех офицеров прибывшего полка и всё Ардонское общество .

Василий Евменьевич Шостак принимал активное участие в общественной и правовой жизни горского населения края. Так, его имя упоминается в ходе разбирательства дела по краже фамильных драгоценностей умершего в 1849 г. штаб-ротмистра «из кабардинцев» Кази-Магомета Дударова. В ходе следствия к ответственности были привлечены кабардинские уздени – братья Инароковы и вдова покойного Дударова – красавица Гуашэ. Вдову допрашивал сам Шостак. Исследователь С.Н. Бейтуганов приводит любопытные подробности их диалога: «После всех ваших, подполковник, вопросов, и после всех наших ответов я желаю знать, в каком вы остаетесь убеждении? Неужели вы сопричтёте и меня в участницы этого постыдного поступка?». Шостак, «видевши женщину не первой молодости, но привлекательной наружности, истомленную образом жизни и корыстью» ей отвечал: «Я не так молод, чтобы дать вам утешительный ответ». Она призадумалась, замолкла – и поклонилась.

Узнав о намерении властей предать братьев Инароковых военному суду, князья и уздени Малой Кабарды обратились к Шостаку с прошением, в котором просили разрешения судить провинившихся по «своим народным обычаям». Прошение подписали известнейшие в крае люди: корнет князь Ахлов, капитан Эдык Астемиров, прапорщик Эльбаздуко Астемиров, Мусса Исламов, поручик Каирбек Исламов, Кейтуко-Хажи Мирзаев (Мирзоев), подпоручик Асланбек Абаев, Эльмурза Инароков, Хажи Тембот Булатов, Кази Боташев, корнет Эльмурза Азапшев, эфендий Жамурза Варитлов и другие. Часть авторов, в 1851 г. была вызвана в станицу Ардонскую, где они дали присягу на Коране в том, что «Инароковы пользовались всегда уважением жителей всей Малой Кабарды, будучи преданы Российскому правительству и участвуя в походах и делах против неприятеля» . Так, совместными усилиями подполковника Шостака и представителей элиты Малой Кабарды братья были спасены от суда военной комиссии.

26 ноября 1855 г. Василий Евменьевич Шостак был награждён орденом Св. Георгия 4-й степени №9697 за 25 лет беспорочной службы. В 1856 г. ему исполнилось 48 лет. Полковник был холост и кроме дома в станице Ардонской имел с братьями в Черниговской губернии 13 душ крепостных крестьян .

В 1858 г. он воевал в составе сборного отряда генерала Н. И. Евдокимова в Чечне, а затем во второй половине апреля во главе семи сотен казаков, сотни горской милиции при четырёх конных орудиях занял позиции на реке Камбилеевке, чтобы преградить Шамилю доступ в Осетию и Назрановский округ .

Полковник В.Е. Шостак , являлся одним из самых известных и почитаемых командиров Владикавказского казачьего линейного полка, который возглавлял его до 1861 г. В секретных аттестациях отмечалось, что он твердого и кроткого характера, имеющий очень хорошие военные, умственные, хозяйственные достоинства. Здесь же, правда, подчёркнуто, что полковник В. Шостак не всегда почтителен к начальству, но сохраняет весьма хорошие отношения со своими офицерами, а в обращении с нижними чинами отличается справедливостью . В следующих аттестациях подтверждались все его характеристики, а в графе «особые отличительные качества» добавлялось – «благонамеренность» .

Литература[править]

  • Дзагалов А.С. Командир 1-го Владикавказского казачьего полка В.Е. Шостак в формулярных списках, кавказской периодической печати XIX в., и воспоминаниях современников // Генеалогия народов Кавказа: традиции и современность. – Владикавказ, 2014, 5-й выпуск.

Ссылки[править]