Вид в окрестностях Дюссельдорфа (картина)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
«Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Художник И. Шишкин (1865 г.)

«Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — знаменитая картина русского художника И. И. Шишкина.

Время создания: сентябрь 1864—1865 г.[1]

Основа: холст

Техника: масло

Высота: 106 см.

Ширина: 151 см.[2][3]

Современное местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Российская Федерация[4][5].

Описание[править]

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — выдающийся русский художник-пейзажист. Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» относится к его ранним произведениям.

В 1860 году молодой художник И. Шишкин окончил Петербургскую Академию художеств с большой золотой медалью[4][6]: две его ученические работы — два валаамских пейзажа «Сосна на Валааме» и «Вид острова Валаам» из представленных восьми[7] — были оценены очень высоко[8]. И. И. Шишкин получил право на оплаченную заграничную командировку.

За границу Шишкин уехал не сразу, а только в 1862 году[8]. Молодой художник странствовал по Европе, где посещал мастерские известных художников[4], но очень быстро заскучал по родной стороне. Тем не менее, надо было заниматься и изучать различную художественную технику.

Командировка длилась несколько лет.

В конце концов Шишкин на какое-то время осел в Германии, где стажировался в местной академии художеств в 1864—1865 гг[1]. Вместе с воспитанниками Академии Л. Л. Каменевым и Е. Э. Дюккерком Шишкин начал работать в Тевтобургском лесу недалеко от Дюссельдорфа[9]. Эти северные природные уголки были сродни российским пейзажам. Шишкин любил эту неброскую северную природу и с удовольствием переносил увиденное на холст или на бумагу. Его исполненные пером рисунки быстро привлекли внимание многочисленных ценителей искусства, и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее[10]. Сам И. Шишкин писал об этом своему приятелю художнику И. В. Волковскому из Дюссельдорфа 27 февраля 1865: «…я теперь сделался здесь известным, где и куда нейдешь, везде показывают, пошел вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует»[1][8].

Именно там (возле Дюссельдорфа) и тогда (1864—1865 гг.) по заказу петербургского коллекционера Н. Д. Быкова им было создано полотно «Вид окрестностей Дюссельдорфа»[4][6].

И.Шишкин, «Дубы», 1865 г., Дюссельдорф. Этот изображенный дуб художник использовал через много лет при создании картины «Среди долины ровныя»

Созданию полотна предшествовали этюды. Стиль работы Шишкина включал в себя создание множества эскизов и поиск самого оптимального варианта из того, что он нашел и запечатлел. А какие-то наброски стали отдельным вполне законченным произведением — как и данная картина «Дубы», создававшаяся как этюд[11].

Приступая к созданию заказанного ему полотна, художник не сразу определил его сюжет. Первоначально Шишкин хотел изобразить на картине пейзаж после грозы, о чем сообщал в письме к Н. Быкову 29 сентября 1864 года[1]. Он даже название картине придумал — «После грозы»[1]. Постепенно планы изменились, и он задумал показать пейзаж не после грозы, а в ожидании ее.

Картина полна света и воздуха. Зритель словно ощущает эту живую природу, ее теплоту, ее душевность. Чувствуется, что автору произведения самому нравится эта простая и в общем-то неброская красота. Художник филигранно выписывает каждую деталь полотна[12]. Правый фрагмент пейзажа дает предчувствие грозы, надвигающейся на долину. Художник помещает в правом верхнем углу темную тучу, которая заслоняет солнечный свет. Шишкин буквально играет с контрастом тоновой насыщенности, отображая перемены погоды. Но его гроза — не страшная, она тоже символ этой радости жизни и всего бытия. Об этом говорят и человеческие фигурки — люди вовсе не собираются бежать от надвигающейся непогоды, они вполне принимают ее, ощущая и себя, и природу частичками одного целого единого мира[13].

Вернувшись в Россию в том же 1865 году, художник показал свои работы, которые сразу были оценены очень высоко. А за полотно «Вид окрестностей Дюссельдорфа» И. И. Шишкин получил звание академика[4][8][6].

Заказчик полотна Н. Д. Быков писал И. И. Шишкину 9 июля 1865 года, после получения картины: «Вот как происходило дело: картину Вашу я поручил открыть и натянуть на рамку, а сам 7 июля, по случаю столетнего дня закладки церкви Академии художеств и самого ее здания, отправился в Академию. Возвратился домой при знойном солнце и нашел Вашу картину, которой отдаю полную справедливость и скажу, прекрасная картина и тон ее верен… <…> Итак, благодарю за картину, об остальных ее достоинствах поговорим после, а теперь от души пожелаю Вам идти в художестве тем путем правды и натуры, которую я вижу в Вашей картине»[14].

Художник приступил к следующим работам.

Но этюды, выполненные к этой картине, сохранились. И через много лет оказались востребованы.

В 1883 году И. Шишкин приступил к работе над полотном «Среди долины ровныя…»[15][16]. Это картина — об одиноком сильном и никому не нужном дубе. Основой произведению послужила известная русская песня с тем же названием (поэт: Алексей Мерзляков, композитор: Степан Давыдов)[17]. К этому времени художник похоронил почти всю свою семью: став дважды вдовцом, он растил двух дочерей Лидию и Ксению. Он очень тяжело переживал своё дважды вдовство, а кроме того — он дважды хоронил сыновей… Он спасался работой, писал много, но уже редко рисовал солнечные безмятежные пейзажи — в его сердце жило горе, которое он щедро передавал холсту, и не желал больше иметь с этой жизнью ничего общего — ни радостей, ни веселости, ни надежд… Именно тогда он нашел свой старый этюд «Дуб» к картине «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» и перенес его на новое полотно. Однако тот швейцарский дуб теперь преобразился. Какая же разница в их изображениях! И в тех годах — 1865 и 1883! И эта разница не умещается в прошедшие 18 лет, она значительно больше: это разница между радостью и горем. Дюссельдорфский дуб не давил одиночеством — да он и не одинок! — это были могущество и сила жизни, что подчеркивалось и ярким солнечным сиянием, и нахоженной тропинкой, и девичьей фигуркой на этой тропинке, — а вот картину «Среди долины ровные…» уже никакие фигуры не оживляют. Да и солнечные блики, кажется, никогда не прорвутся в этот сумрак.

А картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», созданная художником в 1865 году и привезенная тогда же в Россию, по-прежнему — и так же по-юному — призывает к жизни…

См. также[править]

Источники[править]