Военные преступления Великобритании

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Британские военные преступления – это действия вооруженных сил Соединенного Королевства, которые нарушают законы и обычаи войны, установленные Гаагскими конвенциями и декларациями 1899 и 1907 годов. К таким действиям относятся казни военнопленных и безоружных лиц, переживших кораблекрушение, применение чрезмерной силы во время допросов военнопленных и вражеских комбатантов, а также применение насилия в отношении гражданских некомбатантов.

Определение[править]

Военные преступления определяются как действия, нарушающие законы и обычаи войны (установленные Гаагскими конвенциями и декларациями 1899 и 1907 годов), или действия, являющиеся грубым нарушением Женевских конвенций и Дополнительного протокола I и Дополнительного протокола II[1]. Четвертая Женевская конвенция 1949 года продлевает срок защиты гражданских лиц и военнопленных во время военной оккупации даже в случае отсутствия вооруженного сопротивления на период в один год после окончания военных действий, «однако оккупирующая держава в той степени, в которой она осуществляет функции  правительства на этой территории, будет связана на период оккупации положениями следующих статей настоящейКонвенции: 1 - 12, 27, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 47, 49, 51, 52, 53, 59, 61-77 и 143».

В Руководстве по праву вооруженных конфликтов, опубликованном министерством обороны Великобритании[2], используется следующее определение военного преступления из Нюрнбергской хартии 1945 года ‑ «нарушение законов и обычаев войны. К таким нарушениям относятся, в частности, убийство, жестокое обращение или принуждение к рабскому труду гражданского населения, проживающего или находящегося на оккупированной территории, убийство военнопленных или лиц, находящихся на море, или жестокое обращение с ними, убийство заложников, разграбление государственной или частной собственности, разрушение городов, поселков или деревень или их разграбление, не оправданное военной необходимостью»[1].

В руководстве также отмечается, что «нарушения Женевских конвенций 1949 года, не являющиеся "грубыми нарушениями", также являются военными преступлениями».

В Руководстве по праву вооруженных столкновений (2004 г.) отмечено следующее:

«Серьезные нарушения права вооруженных конфликтов, помимо тех, которые перечислены в качестве серьезных нарушений в Женевских конвенциях 1949 года или в Дополнительном протоколе I 1977 года, остаются военными преступлениями и подлежат наказанию как таковые. Следует проводить различие между преступлениями, установленными договором или конвенцией, и преступлениями по обычному международному праву. Преступления, предусмотренные договорами, имеют обязательную силу только для участников соответствующего договора, в то время как обычное международное право является обязательным для всех государств. Многие договорные преступления являются лишь кодификацией обычного права и в этой степени обязательны для всех государств, даже тех, которые не являются его участниками.

В публикации 2004 года также отмечается, что «лицо, как правило, виновно в военном преступлении только в том случае, если оно совершает его с умыслом и осведомленностью»[3].

Вторая мировая война[править]

Преступления против вражеских комбатантов и гражданских лиц[править]

Мародерство[править]

В нарушение Гаагских конвенций британские войска проводили мелкие грабежи в Нормандии после ее освобождения[4]. 21 апреля 1945 года британские солдаты выбрали случайным образом и сожгли два деревенских дома в Зедорфе (Германия) в отместку местным жителям, которые прятали немецких солдат в своих подвалах[5]. Историк Шон Лонгден утверждает, что есть лишь два варианта отношения к насилию в отношении немецких пленных и гражданских лиц, отказавшихся сотрудничать с британской армией: «либо игнорировать, либо рассказать об этом»[6].

Пытки военнопленных[править]

Во время войны и в период после нее британское военно-политическое руководство использовало объект, принадлежавший MI19, известный как «Лондонская клетка». В 1947 году в отношении этого объекта было проведено официальное расследование[3]. «Секреты Лондонской клетки», «Гардиан»] Центр допросов в Бад-Ненндорфе, находящийся на территории оккупированной Германии и находившийся в ведении Центра подробного допроса объединенных служб, стал объектом официального расследования. Было установлено, что во время допросов применялись «психологические и физические пытки»[7].

Изнасилования[править]

Изнасилования имели место во время британского наступления на Германию[8]. В конце 1944 года, когда армия Великобритании базировалась на территории Бельгии и Нидерландов, солдаты были размещены в жилищах местных жителей. В декабре 1944 г. до сведения властей дошла информация о том, что имел место «рост количества случаев непристойных взаимоотношений с детьми», когда британские военнослужащие использовали «атмосферу доверия», возникавшую в общении между ними и хозяевами домов. Хотя армия «пыталась расследовать обвинения, и некоторые мужчины были осуждены, этот вопрос не получил широкой огласки»[6]. Изнасилования также имели место после вступления британских войск в Германию. Многие изнасилования были связаны с алкогольным опьянением или посттравматическим стрессом, а тажке были случаи преднамеренных нападений. Например, в апреле 1945 года в Нойштадте-на-Рюбенберге были изнасилованы три женщины. В деревне Ойле, недалеко от Ниенбурга, два солдата попытались завести двух девушек в близлежащий лес. Когда они начали сопротивляться, они схватили одну их них и силой потащили в сторону от дороги, а после ее попыток закричать «один из солдат вытащил пистолет, а затем совершил умышленный или ошибочный выстрел в горло девушке и убил ее».

Шон Лонгден подчеркивает, что «некоторые офицеры не воспринимали сообщения об изнасилованиях всерьез». Он приводит пример врача, который сообщил ему об изнасиловании. В сотрудничестве с Королевской военной полицией им удалось выследить и задержать виновных, которые затем были опознаны жертвой. Когда эти два преступника «были доставлены к своему командиру, он отреагировал пугающим образом. Он настаивал, что, раз уж мужчины уходят в отпуск, никаких действий предпринято не будет, и его решение было окончательным».

Бомбардировка Дрездена[править]

Дрезден после бомбардировок

Британцы вместе с другими союзными государствами (в основном, США) осуществляли воздушные налеты на вражеские города во время Второй мировой войны, в том числе бомбардировку немецкого города Дрездена, в результате которой погибло около 25 000 человек. В то время как «никаких соглашений, договоров, конвенций или любых других документов, регулирующих защиту гражданского населения или гражданской собственности» от воздушных налетов не было принято до войны[9], Гаагские конвенции действительно запрещали бомбардировку невооруженных городов. Город, в основном нетронутый войной, имел действующее железнодорожное сообщение с восточным фронтом и являлся промышленным центром. В ходе расследования, проведенного союзными силами, был сделан вывод, что воздушное нападение на Дрезден было оправдано с военной точки зрения, поскольку город находился под защитой.

На вопрос, является ли бомбардировка Дрездена военным преступлением, британский историк Фредерик Тейлор ответил: «Я действительно не знаю. С практической точки зрения, правила войны ‑ это что-то вроде серой зоны. Это пограничный случай с точки зрения масштабов налета и количества примененной силы»[10]. Историк Дональд Блоксхэм утверждает, что «бомбардировка Дрездена 13-14 февраля 1945 года была военным преступлением». Кроме того, он утверждает, что для суда над Уинстоном Черчиллем, среди прочих, имелись веские основания, и, теоретически, он мог быть признан виновным. «Если эта мысль звучит поразительно, то, вероятно, это в меньшей степени результат широкого понимания нюансов международного права и в большей степени результат того, что в народном сознании «военный преступник», такой как «педофил» или «террорист», превратился в нравственную, а не юридическую категорию».

Бомбардировка Дрездена была политизирована отрицателями Холокоста и пронацистскими полемистами - особенно британским писателем Дэвидом Ирвингом в его книге «Уничтожение Дрездена» - в попытке установить моральное соответствие между военными преступлениями, совершенными нацистским правительством, и убийством немецкого гражданского населения в результате бомбардировок союзников[11].

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 Солис, ГэриД Руководство по праву вооруженных конфликтов: международное гуманитарное право в военное время. — Cambridge University. — С. стр.301-2.
  2. [https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/27874/JSP3832004Edition.pdf THE JOINT SERVICE MANUAL OF THE LAW OF ARMED CONFLICT] (английский).
  3. Международный Комитет Красного Креста. «Применение Положения 156. Определение военных преступлений. Переиздание от 6.07.2014 г.» // Международный Комитет Красного Креста.
  4. Флинт, Эдвардс Развитие гражданского права в Великобритании и его применение в области военных операций союзников в ходе Битвы за Нормандию (июнь-август 1944 г.). — 2009. — С. стр. 354.
  5. Биддиском, Перри Вервольф: История национального партизанского движения, 1944-1946. — Университет Торонто. — 1998. — С. стр. 257.
  6. 6,0 6,1 Шон, Лонгден Трофеи принадлежат победителю: со «Дня Д» до Дня Победы. Что стоит за героизмом. — 2004.
  7. The secrets of the London Cage (англ.) (2005-11-12). Проверено 13 сентября 2020.
  8. Эмсли, Клайв Солдат, моряк, попрошайка, вор: преступления в вооруженных силах Великобритании с 1914 года. — 2013. — С. стр. 128.
  9. Хавьер Гуисандес Законы ведения воздушного боя. — 2010.
  10. DER SPIEGEL SPIEGEL Interview: "Dresden Bombing Is To Be Regretted Enormously" - DER SPIEGEL - International (англ.). Проверено 13 сентября 2020.
  11. Шермер, Майкл; Гробман, Алекс Отрицание истории: кто сказал, что Холокост больше не повторится?. — University of California Press. — 2009.