Гаванские конвенции (1928)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Эта статья требует оформления и доводки

В 1927 г. Комитетом юристов Панамериканского союза был подготовлен проект Конвенции о консульских чиновниках. Конвенция о консульских чиновниках была принята 20 февраля 1928 г. на VI панамериканской конференции в Гаване. Данная Конвенция (Гаванская) оказала значительное влияние и на европейскую практику XX в. и на работу Комиссии международного права ООН по кодификации норм консульского права. Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г. состоит из трёх основных разделов: назначение и функции консула; привилегии консулов; приостановление и окончание консульских функций.

Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г. предусматривает передачу властям государства пребывания дипломатическим путём патента. Патент передаётся самим консулом. Консул считается признанным в своём качестве на территории государства пребывания только тогда, когда им будет предоставлен свой патент и получена экзекватура от государства пребывания. Чаще всего экзекватура выдаётся главой государства, если патент подписан главой государства. Если он подписан министром иностранных дел, то выдаётся министром иностранных дел государства пребывания. В соответствии с Законом республики Гондурас от 14 марта 1906 г. экзекватура выдаётся правительством.

По многим действующим консульским уставам государств Латинской Америки допускается назначение консулом иностранного гражданина при условии согласия государства пребывания. В этом случае выдача экзекватур заменяет «согласие».

В случае невозможности исполнить свои обязанности (например, смерти) или отсутствия консула, Гаванской конвенцией 1928 г. предусматривается возможность замещения его должности одним из служащих. Но в этом случае важно, чтобы его официальный статус был предварительно доведён до сведения властей. В таком случае указанное лицо будет иметь полное право временно выполнять функции консула. В течение всего этого времени оно будет пользоваться всеми правами и привилегиями консула.

Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г. не даёт подробного перечня функций консула, что обычно закрепляется в различных двусторонних консульских конвенциях. Она отсылает к национальному законодательству.

Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г. различает обычных и чрезвычайных дипломатических чиновников, определяя первых как постоянно представляющих правительство одного государства при правительстве другого государства, а вторых — как чиновников, которым поручена специальная миссия или которые аккредитованы для представительства правительств на международных конференциях, конгрессах или международных собраниях. При этом дипломатические чиновники, независимо от их ранга, обладают одними и теми же правами, прерогативами и привилегиями, за исключением вопросов, касающихся старшинства или этикета, в соответствии с общепринятыми правилами, законами и обычаями государства пребывания.

Согласно положениям Гаванской конвенции о дипломатических чиновниках 1928 г. дипломатические представители пользуются неприкосновенностью в отношении своей личности, частной резиденции, а также имущества и служебных помещений. Неприкосновенность распространяется не только на дипломатических чиновников всех рангов, но и на весь официальный персонал представительства, членов их семей (проживающих вместе с ними), архивы, бумаги и корреспонденцию представительства.

В целом, Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г. возлагает на государство пребывания обязанность всячески облегчить дипломатическим чиновникам выполнение их функций.

Литература[править]

  • Вышинский А. Я. Дипломатический словарь. — Гос. изд-во полит. лит-ры, 1948.