Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Гибель группы М. Кореня

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Гибель группы М. Кореня — близкий аналог гибели группы Дятлова, произошедший 25 марта 1971 года в Восточных Саянах, Тофалария, перевал Тофаларский Ключ (Пихтовый).

Состав группы[править]

  • Михаил Корень — руководитель
  • Федор Гимеин
  • Вадим Казарин — самый младший в группе, 23 года[1].
  • Игорь Корнеев — самый старший (41 год)[2] и один из самых опытных туристов в группе
  • Арон Крупп — известный поэт, исполнитель авторской песни
  • Анна Нехаева
  • Александр Носко
  • Владимир Скакун
  • Александр Фабрисенко

9 человек, как и в группе Дятлова.

Последовательность событий[править]

12 или 13 марта 1971 года (см. раздел «Документы») две группы белорусских туристов ушли в Саяны — лыжный поход 5-й категории сложности. Маршрут начинался от Верхней Гутары. До первого перевала добрались с оленями. Затем каюр вернулся, а туристы на лыжах, с двумя собаками, отправились дальше. Снега в горах в ту зиму выпало мало, и лыжи часто приходилось снимать и нести в руках[3].

Затем начался обильный снегопад. Зима как бы стремилась наверстать упущенное.

10 апреля группа Михаила Корня не вышла в назначенное время на КПП. Начались поиски. 11 апреля вертолёт из соседней воинской части облетел весь маршрут.

Туристы обнаружены не были. Но летчики заметили у входа на перевал Тофаларский Ключ поваленную ветром палатку . Немного выше, под перевалом, обнаружили лыжу, воткнутую в снег. Как позже выяснилось, лыжа была запасной. На туристском жаргоне она именуется «тещей» из за вредности — ее надо было тащить.

Прибыли поисковики из Иркутска. Из Минска вылетела поисковая группа спасателей под руководством мастера спорта по альпинизму Феликса Норкевича. Так как время от времени сходили лавины, проводить раскопки в районе «тёщи» было невозможно. Искали вокруг. Через двадцать дней первую смену спасателей-поисковиков сменила вторая.

13 мая 1971, в последний день работы второй смены (третья смена уже прибыла), поисковики обнаружили первые три тела. Раскопки шли уже вокруг «тёщи». Вторая смена не улетела — осталась помогать третьей. За три дня восемь погибших туристов были извлечены из-под снега (некоторые — с глубины 10-12 м.). Все, за исключением Игоря Корнеева.

Вторая смена вернулась в Минск, привезя с собой восьмерых. Третья — осталась искать последнего туриста.

Корнеева нашли только через две недели, когда начал таять снег, в 250 метрах от «тещи». При раскопках обнажилась рука и лыжная палка. Видно, защищаясь, Игорь поднял руку навстречу лавине.

По его записям восстановили всё происшедшее[4].

Туристы похоронены на Чижовском кладбище в Минске.

Картина трагедии, восстановленная по дневниковым записям[править]

Как уже говорилось выше, несколько дней был обильный снегопад. 22 марта «кореневцы» остановились на ночёвку у Пихтового перевала. На утро был запланирован подъём.

Но у Федора Гимеина начались боли в желудке — видно, дала о себе знать язвенная болезнь. Пришлось задержаться на три дня, которые и стали роковыми для группы, так как снегопад продолжался и лавиноопасность нарастала.

24 марта двое ушли в разведку и, вернувшись к вечеру, доложили, что на зазубринах скал — огромные снежные карнизы[5]. Судя по дневнику, Игорь Корнеев возражал против подъема в таких условиях. Но большинство высказалось за восхождение.

Утром участники группы двинулись в путь. Игорь нес палатку, и, упаковывая ее, отстал от остальных. Когда Корнеев отошел примерно на 150 м от последней стоянки, группу накрыло лавинами с обоих склонов.

Игорь был засыпан снегом, но, так как он оказался на краю лавины, ему удалось выбраться. Также, выжила одна из собак, которых туристы взяли с собой. Игорь вернулся на стоянку, вновь разбил палатку и несколько дней жил на перевале, пытаясь вызволить из снежного плена своих товарищей. Он соорудил из двух лыжных палок подобие лавинного зонда и с помощью этой конструкции проверял толщу снега. Также раскапывал подозрительные места лыжей. Он, как опытный турист, понимал, что с каждым часом шансы на спасение уменьшаются в 2-3 раза — по экспоненте[6]. Лавины «сходили одна за одной», как в известной песне В. Высоцкого.

Четверо суток изнурительных поисков (почти без сна) ни к чему не привели. Пора было спасать собственную жизнь. Над предполагаемым местом гибели группы Игорь воткнул в снег лыжу, вернулся в палатку, выспался, записал все произошедшее в дневник и отправился в обратный путь. В какой-то сотне метров от палатки он разделил участь своих товарищей…

Аналогии[править]

  • Как и в случае с группой Дятлова, склон, на котором произошла авария группы Кореня, имел незначительную крутизну и казался, на первый взгляд, не лавиноопасным[6].
  • Одинаковое число жертв в обоих случаях
  • Аналогичные причины катастроф. В настоящее время опытные туристы склоняются к версии, что причиной аварии группы Дятлова была небольшая лавина-«доска»[7]. В случае с «кореневцами» имели место «традиционные» лавины.

Документы[править]

Из письма Арика Круппа дочери, отправленного из В. Гутары 12 марта 1971 г. накануне выхода группы[8]:

Диночка, здравствуй! Пишу тебе из Восточной Сибири.

Здесь горы, снег и настоящая тайга, растут ели, сосны, березы, кедры,

но больше всего лиственницы. Село называется Верхняя Гутара, живет здесь очень маленькая народность: тофалары, их всего 600 человек, но они имеют свой язык, а столицей у них является это село: Верхняя Гутара. Когда приеду, расскажу подробнее обо всем. Постараюсь привезти тебе кедровых орехов, здесь

они, кажется, есть. У тебя, наверно, скоро каникулы будут, отдыхай хорошо.

Еще очень прошу тебя, Диночка, слушайся маму, не ссорьтесь.

Я приеду примерно 10 апреля.

Папа.

Верхняя Гутара

11 марта 1971 года

Отражение в искусстве[править]

Н. Крупп «И женщины красивы и мужчины» (Арик Крупп) изд. «Локис», Москва 2002. ISBN5-85692-040-6

См. также[править]

Источники[править]

Литература[править]

  • Надежда Крупп. «И женщины красивы и мужчины» (Арик Крупп) изд. «Локис», Москва 2002. 350 стр. ISBN5-85692-040-6