Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Джеваншир, Ширин-бек

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие однофамильцы Джеваншир

Джеваншир, Ширин-бек











Отец
Сафи-хан Джеваншир


Супруга
Матан-ханум
Дети
Халаф-бек, Али Верди-бек, Фатма-ханум, Гюль Пери-ханум




Шири́н-бек Джеванши́р (азерб. Şirin kələntər Yağləvəndli-Cavanşir, 10 мая 1760 — 14 декабря 1819) — азербайджанский военный деятель XVIIIXIX вв. С 1797 года на службе у Ибрагим Халил-хана.

Биография[править]

Ширин-бек — сын Сафи-хана Джеваншира, происходил родом из оймака (ветвь племени[1]) Яглевенда[2][3]. В документах того периода указывается о дворянском титуле[4]. Его род утратил власть в результате войны против Панах Али-хана.

Ширин-бек имел должность калантара, сохранил своё положение и должность при преемниках Панах Али-хана Джеваншира. До глубокой старости он оставался в гуще событий, потрясавших Карабах, при этом его семейство Гафизалилу продолжало богатеть[5].

Это было трудное время в истории Карабаха, который в 1779—1797 подвергся опустошительным нашествиям иранского правителя Ага Мухаммеда шаха Каджара. В 1797 году он второй раз вторгся в Карабахское ханство и завладел его столицей. Схваченного Вагифа шах приговорил к смерти, однако убийство иранского владыки его собственными сановниками-заговорщиками спасло ему жизнь.

Ага-Мухаммед-шах назначил карабахским ханом Мухаммед-бека, племянника и врага Ибрагим Халил-хана. Это был человек богатырского сложения, энергичный и одарённый. Он давно добивался ханства. Теперь, изменив народу, изменив делу защиты родной страны, он принял ханскую власть от Ага-Мухаммед-шаха.

После убийства Ага Мухаммед-шаха находившийся на Карабахском троне Мухаммед-бек расправился со сторонниками Ибрагимхалил-хана. По его приказу были также убиты везир Вагиф и его сын[6].

К концу XVIII в. Ширин-бек усилился настолько, что примкнул к сыном Мехр Али-хан Джеваншира, которые стремился ограничить власть Ибрагим Халил-хана, сына Панах Али-хана.

Однако узурпатор продержался недолго. Через несколько месяцев, в связи с возвращением Ибрагим Халил-хана, он бежал из Карабаха и укрылся в Шеки, где был схвачен Мухаммедгасан-ханом Шекинским и выдан Мустафа-хану Шемахинскому, который казнил его, отомстив за убийство Мухаммед-беком своего отца[7]. Все сторонники Мухаммед-бека были перебиты.

Об этом Мирза Джамал Джеваншир пишет: «Мухаммед бек, услышав о приближении хана, вздумал переселить илатов Карабага и устроиться на берегу реки Аракс, с тем чтобы оттуда поднять мятеж против него. (Однако) когда Мухаммед Хасан ага дошел до горы Кирс, расположенной в трех фарсахах от крепости, где находились сторонники и воины Мухаммед бека, население Карабага, увидев агу и его войско, стало группами являться к нему и целовать ему руку. Собранные (Мухаммед беком) илаты оставались в степях и лесах. Он (Мухаммед Хасан ага) послал человека за Мухаммед беком. Вначале Мухаммед бек струсил, но затем, оправившись, явился к нему, поцеловал его руку и доверчиво остался при нем. Некоторые злоумышленники, совершавшие злодеяния в период правления Мухаммед бека, были им (Мухаммед Хасан агой) наказаны в присутствии самого Мухаммед бека. Между тем находившийся в крепости Мехтикули хан, по получении известия о прибытии аги и следовании его с войском мимо крепости, схватил ставленников своего двоюродного брата Мухаммед бека и заключил их в темницу»[8]

Прощая Ширин-беку, Ибрагим Халил-хан оштрафовал его на пять тысяч туманов.

Затем он ездил в столицу по делу нескольких представителей джеванширской знати, поднявших смуту. Заговорщиков наказали, их имущество конфисковали. В 1798 году Ширин-бек подавлял в Челаберде восстание местного правителя Мелик Рустама. Разгромленный правитель бежал, и его магал была предана ограблению. Ширин-бек был ханом награжден.

В 1804—1813 годах Ширин-бек сражался против персов. Он служил в карабахской коннице, командовал карабахской кавалерией. Во время русско-иранской войны 1804—1813 годов генерал А. П. Тормасов неоднократно обращался к Мехти Кули-хану с просьбой о предоставлении карабахской конницы. В одном из своих обращений от 15 сентября 1810 года он писал о необходимости и значимости этой конницы: «Если же привести здесь русскую пословицу, что пеший конному не товарищ, то всякий легко увидит, что войскам, в Карабаге расположенным, состоящим из победоносной российской пехоты, нужна славная Карабагская конница, чтобы поражать опрокинутого пехотой неприятеля и не допускать его нигде свободно прорываться»[9]. Далее генерал писал, «чтобы Карабагская конница всегда содействовала русской армии, находилась в разъездах и караулах в нужных местах; сопровождала почту; составила конные посты у Худаферинского моста через Араз, а также близ русских пехотных постов; проводила разведку; предотвращала нападения мародеров на села и скот».

А. П. Тормасов специально отметил в письме хану от 21 августа 1811 года, что Карабагская конница самостоятельно, «деятельными мерами, от Вас принятыми», совершенно уничтожила трижды нападавших иранцев, которые с большими потерями ушли за Аракс[10]. Генерал не просто выразил свою признательность Мехти Кули-хану, но, как он пишет: «нынешний Ваш подвиг с истинным удовольствием представил в высочайшее усмотрение его императорского величества»[11].

Следовательно, карабагская конница сыграла свою роль в русско-иранской войне 1804—1813 годов, коль скоро российский генерал неоднократно отмечал ее участие в боевых действиях русской армии и в защите Карабахского ханства. О важности карабагской конницы писал хану 5 декабря 1811 года также генерал маркиз Ф. О. Паулуччи, бывший квартирмейстером Кавказской армии. Он же обещал компенсировать материальные и денежные утраты Гарабага в ходе русско-иранской войны 1804—1813 годов. В ответном письме Ф. О. Паулуччи, отправленном в феврале 1812 года, Мехти Кули-хан подробно обрисовал генералу успешное сражение, в котором принимал непосредственное участие[12]. Это сражение произошло в январе того же года в Гарабаге, недалеко от Аракса, где встретились на поле боя иранские отряды наследника престола Аббаса-Мирзы с русским батальоном и карабагской конницей.

Умер в 1819 году, похоронен в селе Яглавенда.

Семья[править]

Отец — Сафи-хан Джеваншир.

Жена — Матан-ханума (? — 1823), дочь Мухаммед-ага Джеваншира

Сыновья:

Дочери:

  • Фатма-ханум; замужем за Сейид-ага Джеванширом[13].
  • Гюль Пери-ханум.

Примечания[править]

  1. Алфавитный список мусульманских названий и слов[недоступная ссылка]
  2. Gəncə-Qarabağ əyalətinin müfəssəl dəftəri (= Пространный реестр Гянджинского-Карабахского эялета) / Предисл., пер. (с турецкого), прим. и комм. Хусамеддина Мамедова. — Баку, 2000. — С. 450.
  3. Çingizoğlu Ə. Cavanşir-Dizaq mahalı. — Bakı: Mütərcim, 2012. — 216 s.
  4. ARDTA, f.77, iş 231.
  5. Чингизоглы А. Яглевендцы. — Баку: Мутарджим, 2016. — 356 с.
  6. Абасов Ф. М. Гарабагское ханство. — Баку: Тахсил, 2007. — С. 47.
  7. Бакиханов, стр. 148.
  8. Мирза Джамал Джеваншир, История Карабаха. http://zerrspiegel.orientphil.uni-halle.de/t1154.html Архивная копия от 27 января 2007 на Wayback Machine.
  9. АКАК, т. IV, док.845, с.565; док.856, с.571
  10. АКАК, т IV, док.860, с.572
  11. АКАК, т IV, док.193, с.130
  12. АКАК, т. V, док.203, с. 137—139
  13. Çingizoğlu Ə. Əmirmuradlı tirəsi: yaranış və yaşamı // Soy: dərgisi. — 2008. — № 5 (13). — S. 6-18.

Литература[править]

  • Чингизоглы А. Халаф-бек Яглавенд-Джеваншир. — Баку: Сой, 2004.