Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Дождь в дубовом лесу (картина)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
И. И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу. 1891 г.

«Дождь в дубовом лесу» — картина русского художника И. И. Шишкина.

Время создания: 1891 г.

Жанр: пейзаж.

Размеры: Высота: 124 см. Ширина: 204 см[1][2][3]

Масло, холст.

Современное местонахождение: Государственная Третьяковская галерея[3], Москва (Российская Федерация). Инвентарный номер: 24794[2].

Время создания[править]

Время написания картины — это расцвет таланта художника[4]. Шишкин к этому времени — автор множества полотен, его имя хорошо известно не только в профессиональном мире, он получил заслуженную славу выдающегося русского пейзажиста. Его произведения — обязательный атрибут и гордость выставок художников-передвижников.

И вместе с тем Шишкин умел почувствовать в стане передвижников новые течения, и не только умел почувствовать, но и освоить их. Умерший в 1887 году основатель «передвижничества» художник Иван Николаевич Крамской перед самой смертью успел разглядеть это, сказав, что Шишкин «тон почуял»[2][5].

Что же это за новый тон, который, по словам Крамского, почувствовал Шишкин?

1890-е годы — кризисный для передвижников период. Пришло новое поколение художников — со своим видением мира и творчества. Молодые художники по-своему отражали свое духовное начало — новыми методами, новыми возможностями, создавая новые эстетические направления. Когда-то и передвижничество начиналось тоже так же.

Передвижничество перестало быть новаторским. На первый план выходили новые идеи. Да и среди самих передвижников выявились очевидные разногласия — многие из них не сумели понять необходимость перемен и из реформаторов творчества превращались в самых закостенелых консерваторов, стоящих на пути естественного развития искусства[2].

Многие старые художники не выдерживали этого напора.

А вот Иван Иванович Шишкин не только разглядел начатки новых формирований искусства, но и поверил в них. Конечно, он оставался верен своим традициям художников-передвижников, однако стиль изображения природных состояний требовал иного подхода, диктовавшемуся временем.

Шишкина заинтересовали изображения атмосферных состояний и передача света -более чуткая, чем ставшая привычной эстетическая методика реалистов-передвижников. Новая манера — импрессионистическая — стала проглядывать — еще только проглядывать! — в шишкинских полотнах[5]. Более всего это выразилось в картине «Дождь в дубовом лесу»[2]. И потому картина «Дождь в дубовом лесу» стоит в творчестве И. Шишкина несколько отдельно.

Сюжет[править]

Собственно, сюжет картины выражен в его названии — это дождь в дубовом лесу. И могучие дубы, и лесная дорожка, и гуляющая публика «сражены» обрушившимся на них дождем. Мы видим окончание дождя, сильный ливень уже позади, оставив водяные следы и на лесной дорожке, и на мокрой траве, и на дубовой кроне. Идущие под широким зонтом люди вынуждены продолжить свой путь, а дальше кто-то торопливо вышагивает, оказавшись без зонта[6]. Художник в своем творчестве редко обращался к фигурам людей — только когда ему требовалось «оживить» свой пейзаж. Вот и тут — человеческие фигуры привносят в картину легкость и непринужденность, уводя от свойственной художнику этой поры тоскливости. Но не люди главное на этом полотне. Главное действующее лицо пейзажа — это сам дождь. И дождь этот вовсе не унылый, не серый, не мрачный, он тоже привносит оживление на полотно, словно отмечая красоту природы во всех проявлениях. Ибо это — сама жизнь.

В этой картине Шишкин, верный своим реалистическим убеждениям, реалистически по-прежнему абсолютно точен и «объективен»[2][4].

Его дождь прочувствован до каждой мельчайшей подробности. Он везде — на лужах, на мокрой тропинке, по которой бредет немолодая пара, на траве, на потемневших стволах деревьев, легкими сияющими капельками рассыпался на листьях дубов, дождь в воздухе; дождевое марево туманит взор, уводя зрителя в перспективу… На заднем плане цветовая гамма все более стирается и сливается с серебристо-серой мглой[7]. Но высоко в небе пробивается тонкий лучик — его еще нет, но уже появился его отсвет, символизирующий скорое окончание дождя. Буквально всё — все детали картины — проникнуто тончайшими нюансами цветов и тонов[8]. Картина Шишкина настолько безукоризненно завершена, точна до самых мелочей, настолько соответствует природному состоянию[5], что сходна с фотографическим изображением[7].

Одна знакомая Шишкина вспоминала, как тот стоял в грозовой ливень на даче — босиком, в промокшей одежде. «Иван Иванович!  — спросила она. — Вы тоже попали под дождь?» — Нет, я вышел под дождь! — взволнованно ответил художник. — Гроза застала меня дома. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Какая необычайная картина! Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель… И темный лес. Хочу запомнить и свет, и цвет, и линии…" [2][5]. Это очень пронзительный рассказ, показывающий, насколько важно было для Шишкина подобное «изучение» природных явлений на себе — света, цвета, неровности и изломанности дождевых капель, ломающих собой обыденность и стереотипы цветовой гаммы «недождевого» мира.

Особенности картины[править]

Чуткость к состоянию погоды и вообще природы в этом полотне близка импрессионистической, только в картине нет импрессионистической интимности. И сама его картина по формату значительно больше, чем обычные камерные полотна французских импрессионистов, — а это придает ей определенную монументальность, чего избегали импрессионисты. И широкий панорамный охват пейзажной композиции тоже не восходит к импрессионизму. Нет, Шишкин верен своему реалистическому видению — верности воспроизведения. И тем не менее — особая выразительность и переданная полотну филигранность через собственное ощущение делает произведение шагом в сторону недавно появившихся тогда художественных направлений[2].

В отличие от суровых и порой пронзительно тоскливых картин, которые были написаны Шишкиным в последние годы его жизни, полотно «Дождь в дубовом лесу» несет в себе необычную для этого периода жизни художника легкость, оно словно проникнуто наслаждением и красотой природных красок[7][6].

Искусствовед Игорь Викторович Долгополов так определил место этой картины И. Шишкина: «Но не этот холст послужил завершающим, этапным творением Ивана Шишкина. Скорее „Дождь“ был лишь данью великолепному владению палитрой, колоритом, и в этом смысле полотно несколько выпадает из суровых, эпических по складу картин мастера. „Дождь в дубовом лесу“ — улыбка живописца, его комплимент жанру, но даже в этом полотне во всей дивной красе предстает перед нами храм живой природы»[8][9].

См. также[править]

Источники[править]