Евгений Петрович Панченко

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Евгений Петрович Панченко

Evgenij petrovich Panchenko.jpg



Дата рождения
9 июня 1956 года
Место рождения
Германия, г. Карл-Маркс-Штадт, ныне Хемниц


Гражданство
Союз Советских Социалистических Республик СССР
Российская Федерация Россия


Род деятельности
Путешественник










Панченко Евгений Петрович — российский яхтсмен, путешественник.

Биография[править]

Родился 9 июня 1956 года в Германии, г. Карл-Маркс-Штадт, ныне Хемниц.

С детства мечтал о море. После окончания восьмого класса поступал в Одесское мореходное училище, но не прошел медкомиссию из-за малого веса. Как сказали, первой волной за борт смоет. Вернувшись домой, поехал в Туапсе, попытаться поступить в морской гидрометеорологический техникум, но там прием заявлений уже был закончен. Пришлось возвращаться в девятый класс.

В 1978 году окончил Одесский гидрометеорологический институт по специальности Гидрология суши и по распределению уехал на Камчатку. Так как военной кафедры в институте не было, предстояла срочная служба. Несмотря на то, что накануне выпускникам ВУЗов добавили сроки службы с одного года до полутора в сухопутных войсках и до двух во флоте, попросился в ВМФ, хотя был уже женат. , Службу проходил на кораблях измерительного комплекса Пятой тихоокеанской океанографической экспедиции. После службы жил и работал в Соболевском районе Камчатской области: инженером, начальником гидрометеорологической станции, в администрации Соболевского района, где прошёл путь от начальника отдела до исполняющего обязанности главы района. В 2000 году переехал в Петропавловск-Камчатский. Занимал различные должности в структурах Администрации Губернатора и Правительства Камчатской области и края.

Первые шаги в парусе делал самостоятельно в достаточно зрелом возрасте. Начинал с парусной доски. В дальнейшем изготовил аналогичное вооружение, которое устанавливал на резиновые лодки и лыжные платформы.

Первое большое яхтенное плавание совершил в 1991 году в составе экипажа яхты «Тарпон» от берегов Камчатки в Северную Америку, посвящённое 250-летию походов Беринга и Чирикова на Аляску. Камчатское отделение Советского Фонда Мира поручило Панченко организовать в портах захода благотворительную выставку-продажу работ учащихся детской художественной школы Петропавловска-Камчатского. Такие выставки были организованы в Датч-Харборе, Кадьяке, Сиэтле. Несмотря на финансовые сложности, которые экипаж «Тарпона» испытывал на всем протяжении похода, все средства, вырученные от продажи картин, по возвращению были переданы в детскую художественную школу, где ещё долго ломали голову, как легализовать наличные доллары.

В этом плавании у Е. П. Панченко была еще одна миссия от Камчатского отделения Советского фонда мира. Речь идет о юном павлодарце Сергее Чеботареве, который летом 1991 года предпринял попытку на спасательном плоту пересечь Тихий океан. Отправившись от берегов Камчатки, он предполагал попасть в струю Северо-Тихоокеанакого течения и за 4—5 месяцев достигнуть Калифорнии. По первоначальному плану в этом плавании его должна была сопровождать яхта. В дальнейшем из-за организационных неувязок от этого отказались и посчитали, что будет достаточно, если яхта встретит плот у берегов Америки. Выполнить эту миссию Камчатское отделение фонда мира, один из организаторов плавания С. Чеботарева, попросило экипаж «Тарпона», который готовился к походу на празднества по случаю юбилея Русской Америки. Предложение было принято. После завершения программы на Аляске предполагалось идти на юг и там ждать Чеботарева. В этом случае дальнейшее финансирование похода брал на себя Фонд мира. Основным организатором плавания Чеботарева была организация из Павлодара, отчеканившая монеты из сплава уничтожаемых баллистических ракет. Примерно 12 тысяч монет величиной с современную российскую копейку было у Чеботарева на плоту. Предполагалось, что пересёкши океан, они будут представлять ценность для коллекционеров, их можно будет продать и окупить затраты. 500 монет передали Е. П. Панченко, чтобы находясь в США он делал им рекламу и по возможности начал реализовывать. Заинтересовать монетами он никого не сумел, ни одной штуки не продал, около десятка подарил американцам, помогавшим в плавании, раздал членам экипажа «Тарпона», а оставшиеся по возвращении вернул в Фонд Мира.

Сергей Чеботарев отправился в плавание 18 мая, с тех пор его больше никто не видел.

При возвращении к родным берегам огромная волна перевернула «Тарпон» в центре Аляскинского залива. К счастью, яхта вернулась на ровный киль. Немногие из советских и российских яхтсменов пережили подобный стресс, ещё меньше их осталось в яхтинге после пережитого.

Этот поход подробно описан камчатским писателем Геннадием Струначёвым-Отроком в документальной повести «Топорки летят на Алеуты».

В 1996 году Панченко был организатором яхтенного похода из Петропавловска-Камчатского в Токио и обратно, посвящённого 300-летию Российского Флота. В плавании длившемся два месяца, наряду со взрослыми яхтсменами, принимали участие два четырнадцатилетних подростка.

В 2002—2003 годах принимал участие в Первой Камчатской кругосветной парусной экспедиции 2000—2003 годов на яхте «Камчатка».

Выйдя в июне 2002 года вдвоём с капитаном Зигмасом Жилайтисом из Севастополя, через сутки, в центре Чёрного моря потеряли гребной вал с винтом. Только под парусами прошли проливы Босфор и Дарданеллы, Мраморное, Средиземное моря, Гибралтар, Атлантику и в середине августа прибыли в порт Сантьяго-де-Куба. Это был первый и единственный в истории российского и современного мирового яхтинга маршрут, пройденный чисто под парусами, без использования двигателя. Здесь яхта была отремонтирована, а Евгений Панченко вернулся на Камчатку. Перед возвращением, в Гаване, в институте дружбы, при поддержке российского посольства, состоялась передача послания губернатора Камчатской области, коммуниста Михаила Машковцева Фиделю Кастро.

Дальнейшая судьба кругосветного плавания яхты «Камчатка» сложилась трагически. После прохождения Панамского канала, капитан Зигмас Жилайтис продолжил плавание в одиночку, а в начале декабря 2002 года был обнаружен мёртвым на палубе яхты, стоящей на якоре в водах Коста-Рики.

Завершать кругосветное плавание в Коста-Рику вылетел экипаж во главе с Евгением Панченко в составе Алексея Баранова и Александра Николаева.

Прибыв в Коста-Рику, экипаж принял участие в церемонии кремации тела З.Жилайтиса, которая проходила 21 января с участием сотрудников российского посольства в Коста-Рике во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ Елизаровым. По завершении церемонии, в резиденции Посла был устроен прием по случаю траурных мероприятий, а также в честь вновь прибывших членов экипажа яхты «Камчатка» . На приеме Е.Панченко передал Послу видеокассету о первом этапе кругосветного плавания, а также фотоальбом о Камчатском полуострове.

Выйдя из Гольфито 2 февраля, в Петропавловск-Камчатский яхта вернулась 2 июня 2003 года, посетив в пути Акопулько (Мексика), Хило (Гавайи), острова Огосавара (Япония), Кусиро (Япония).

Свои ощущения от пережитого на борту в период атлантического этапа плавания Евгений Панченко опубликовал в очерке «Субъективные записки об объективных событиях».

В 2005 году Евгений Панченко в составе экипажа Владивостокской шхуны «Чава» принимал участие в походе, посвященном 100-летию Цусимского сражения. Перед вылетом из Петропавловска-Камчатского во Владивосток, командование Войсками и Силами на Северо- Востоке России передало Е.Панченко траурные венки от благодарных соотечественников. Один венок был опущен на воду на месте гибели кораблей русской эскадры, другой возложен к монументу с фамилиями всех погибших в этом сражении. Наряду с Послом Российской Федерации в Японии, экипаж «Чавы» были единственными представителями России, принявшими участие в церемонии.

В сентябре 2007 года многие российские СМИ сообщили о захвате неизвестными, в водах Эритреи российской яхты, капитаном которой был Евгений Панченко. Экипаж состоял из двух человек. Капитан по УКВ рации успел связаться с капитаном проходящего танкера, попросил сообщить об происходящем. Плен длился недолго. Инцидент разрешился благодаря оперативному вмешательству МИД России.

В 2008 году Евгений Панченко являлся главным судьёй самой продолжительной в России гонки на собачьих упряжках «Беренгия». Сопровождая каюров, он прошёл на снегоходе по лесам, тундре и горам Камчатки более 950 км.

В дальнейшем совершал плавания в Красном, Андоманском, Жёлтом, Японском, Охотском морях.

Публиковался в периодических изданиях Камчатки, журнале «Катера и яхты».

Мастер спорта международного класса, отличник физической культуры и спорта.

Ссылки[править]