Елизавета Ксаверьевна Воронцова

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Елизавета Ксаверьевна Воронцова (в девичестве — Елизавета [Элиза] Браницкая) была дочерью польского графа Франциска Ксаверия Браницкого и племянницы князя Григория Потёмкина Александры Васильевны (в девичестве — Энгельгардт). Таким образом в ней были смешаны польская, немецкая и русская кровь. Родилась Елизавета Браницкая 8 (19) сентября 1792 года в поместье своего отца Белая Церковь, где не только выросла, но и жила до 27 лет. Лишь в 1819 году она первый раз побывала (вместе с матерью) за границей, а в Париже познакомилась с будущим мужем, 36-летним графом Михаилом Семёновичем Воронцовым. Сын дипломата, выросший в Англии Воронцов был тогда генерал-лейтенантом и командовал оккупационным корпусом.

По мнению пушкинистов, изучавших личную жизнь поэта, этот довольно быстро состоявшийся брак был заключен по расчёту. Воронцов женился на девушке из богатой семьи (Александра Васильевна Браницкая спокойно говорила, что у неё примерно двадцать восемь миллионов рублей), Элизу выдали замуж за человека, которого явно ожидала блестящая карьера. В 1823 году граф Воронцов стал генерал-губернатором Малороссии и Бессарабии.

Прозаик и драматург Владимир Соллогуб, который познакомился с Елизаветой Воронцовой, когда она была уже пожилой и располнела, назвал её «одной из привлекательнейших женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто такою мягкою, очаровательной женской грацией, такою приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что легко себе объяснить, как такие люди, как Пушкин, и многие другие без памяти влюблялись в Воронцову».

24-летний Пушкин познакомился с Воронцовой, бывшей старше его на семь лет, когда летом 1823 года приехал в Одессу. В письмах он возмущался тем, что генерал-губернатор изменяет своей жене; хорошо известна его эпиграмма на Михаила Воронцова («Полу-милорд, полу-купец…»), за которую поэта упрекали уже в наше время, отмечая высокий интеллект и образованность графа, пользу, которую тот принёс своей государственной деятельностью.

Елизавету Воронцову сильно любил Александр Раевский, старший сын знаменитого участника Бородинской битвы, изображённый Пушкиным в стихотворении «Демон». Хорошо знавший обоих Ф. Вигель вспоминал: «чутьем я слышал опасность для Пушкина, не позволял себе давать ему советов, но раз шутя сказал ему, что по африканскому происхождению его все мне хочется сравнить с Отелло, а Раевского — с неверным другом Яго». Он же писал о Воронцовой: «Ей было уже за тридцать лет, а она имела все права казаться еще самою молоденькою. С врожденным польским легкомыслием и кокетством желала она нравиться, и никто лучше ее в том не успевал. Молода она была душою, молода и наружностью. В ней не было того, что называют красотой, но быстрый нежный взгляд ее миленьких небольших глаз пронзал насквозь…».

Посвящёнными Воронцовой признаны стихотворения, написанные уже в Михайловском, а её изображение появлялось в рукописях Пушкина до 1829 года. В числе этих стихотворений «Желание славы», положенное на музыку Давидом Тухмановым:

Когда, любовию и негой упоенный,
Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,
Я на тебя глядел и думал: ты моя…
Когда, склонив ко мне томительные взоры
И руку на главу мне тихо наложив,
Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?
Другую, как меня, скажи, любить не будешь?
Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?..

Как доказал П. Е. Щёголев, который считался и считается знатоком черновых рукописей Пушкина, основой стихотворения послужил набросок, сделанный или в декабре 1823-го, или в начале следующего года. Этот набросок показывает, что влюблённый в Воронцову Пушкин добился взаимности. Уже невозможно установить, была ли дочерью Пушкина её дочь Софья, хотя такая версия существует.

Александр Барыкин — Храни меня, мой талисман (А. Барыкин — А. С. Пушкин)

Вскоре после ссылки в Михайловское в конце июля 1824 года Раевский писал Пушкину: «Она приняла живейшее участие в вашем несчастии; она поручила мне сказать вам об этом, я пишу вам с ее согласия. Ее нежная и добрая душа видит лишь несправедливость, жертвою которой вы стали». Воронцова и сама писала Пушкину, прося сжигать эти письма, что привело к сочинению стихотворения «Сожжённое письмо». Но самым известным из посвящённых ей стихотворений является, конечно, написанное в 1825 году «Храни меня, мой талисман…». Оно было по крайней мере дважды положено на музыку — сначала Александром Барыкиным, а потом Давидом Тухмановым. Название «Храни меня, мой талисман» получил фильм Романа Балаяна, действие которого происходит в Болдино, в котором снимались Олег Янковский, Александр Абдулов, Татьяна Друбич, Александр Збруев, Александр Адабашьян, сыграли самих себя Михаил Козаков и Булат Окуджава.

Через два года Пушкин написал стихотворение «Талисман». О чём же здесь речь? О перстне с надписью на иврите, который Воронцова подарила поэту перед расставанием.

Елизавета Воронцова, получившая прекрасное домашнее образование, знала не только историю и литературу, но и ботанику, что позволило ей руководить созданием верхнего и нижнего сада в Алупке. Она также вывела несколько новых сортов роз. Много лет она возглавляла Женское благотворительное общество. В 1833 году, когда в Малороссии бушевал голод, было накормлено около 4300 человек. Более 400 человек получили работу, позволившую им кормить себя и свои семьи, нашли дома для жизни беспризорные дети. Через два года открылся первый частный детский приют, заложивший основу для Михайлово-Семёновского сиротского дома. Оказывалась помощь бедным — особенно сильно после Крымской войны.

Умерла Елизавета Ксаверьевна Воронцова 15 (27) апреля 1880 года в Одессе, почти на двадцать четыре года пережив своего мужа и на сорок три года пережив Пушкина.

Литература[править]

  • П. Губер. Дон-Жуанский список А. С. Пушкина. Харьков, 1993.

Ссылки[править]