Имплицитность
Имплицитность, в лингвистике — невербализованное информативное содержание, предназначенное для сообщения[1].
Другие определения[править]
С. С. Карцевский описывает имплицитность как проявление «асимметричного дуализма языкового знака, сущность которого заключается в том, что знак и значение не покрывают друг друга полностью».
Е. И. Шендельс обозначает имплицитность как «всеобщее объективное свойство языковой системы, которое открывается субъекту в речи в виде импликации».[2]
И. В. Одинцова определяет имплицитность как неявное, опосредованное выражение части информации, отраженной в поверхностной структуре предложения и текста[3].
У А. П. Старковой: имплицитность — способность языка передавать скрытую, подразумеваемую информацию, неявно выраженную в вербальных формах[4].
Общая информация[править]
В общем случае имплицитность характеризуется известной асимметрией плана содержания и плана выражения языкового знака, при котором содержание мысли оказывается значительно шире своего языкового выражения в языковых единицах. К имплицитному принято относить как категории скрытой грамматики, так и имплицитную номинацию, семантический эллипсис, имплицитную предикацию, скрытые смыслы, опущенную часть информации и т. д.
Имплицитность целесообразно рассматривать как намеренно, в определенных целях не выраженную вербально часть высказывания, требующую от реципиента домысливания на основе операции импликации.[1]
Имплицитность является одной из универсальных языковых категорий, существование которых обусловлено асимметрией плана содержания и плана выражения, несоответствием категорий языка и мышления[3].
Имплицитность как лингвистическое явление принадлежит речевому, коммуникативному уровню и обнаруживает себя в имплицитных приращениях смысла коммуникативных единиц[4].