Искусство мусульманского мира

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Искусство мусульманского мира — информация об искусстве в мусульманском мире.

Общая информация[править]

Мусульманский мир — пространство, в котором доминировали ислам и Халифат, который включает в себя не только мусульман и арабов, но и разные культуры, вероисповедания, племена и философские школы, имевшие как сходства, так и различия. Таким образом искусство и эстетика в мусульманском мире являются более широкими понятиями по сравнению с исламским искусством. В результате своего расширения ислам включил в себя разные территории с разными верованиями, которые были переименованы в ислам. Например, Каррамиты[1], которые считали Бога субстанцией, а Его акциденции — объектами материального мира и делали упор на общинную собственность, или Алавиты, основывавшие свое учение на идее Троицы. Трудно дать определение исламу, поскольку сами мусульмане спустя почти 1400 лет не пришли к согласию относительно принципов веры, истории и целей ислама. Их убеждения во многом основаны не только на ранее существовавших доисламских верованиях, но и на социально-экономическом происхождении.

Раннее исламское искусство и искусство мусульманского мира в целом надо рассматривать как продолжение предшествовавших ему, распространенных на землях Ближнего Востока и Средиземноморья (Римская и Сасанидская империя). В отличие от официальной историографии ислама, археологические данные свидетельствуют о возникновении и распространении халифата не в пустыне Аравийского полуострова, а на территории арабских племен Гассанидов и Лахмидов, подчиненных римлянам и Сасанидам, которые населяли север Аравийского полуострова, Сирию и Палестину (также надо учитывать влияние южного населения аравийского полуострова, которые были в подчинении Ирану и Риму). Благодаря долгим политическим и экономическим отношениям с византийцами и сасанидами, арабы уже приобщились к различным их традициям. Эти традиции стали основой нового культурного единства — мусульманского мира.[2]

Фризовая плитка с изображением дракона, Кашан, 1270-е гг.

В более позднем искусстве мусульманского мира можно видеть эстетическую традицию с собственными законами. Искусство мусульманского мира развивалось и предпочтение отдавалось определённым мотивам и стилям в соответствии с требованиями религии, географии и общественно-экономических отношений.

«По прошествии нескольких веков с момента возникновения ислама и установления его политико-экономических основ, с возникновением новых городов и масштабным строительством культовых и правительственных зданий постепенно на всем пространстве объединен- ных мусульманских земель сформировались и окрепли принципы единой традиции в области искусства и эстетики. Признаки этой художественной традиции практически в одинаковой форме проявляются в памятниках архитектуры, каллиграфии, книжной иллюминации и текстильных изделиях начиная с востока исламского мира, то есть полуострова Индостан, и заканчивая Северной Африкой и Андалусией.»

— Абд Аллах Мирзайи, Сборник статей, «Единство красоты», С. 85.[3]

Трудно игнорировать отличие узоров, мотивов, иногда даже техник производства позднего искусства мусульманского мира (за исключением тех произведений, которые были произведены сугубо по традициям конкретного народа, например изображение дракона на тканях или плитках у Ильханидов) с римским, китайским или греческим произведением, так как трудно игнорировать влияние разных цивилизации до и после возникновения мусульманского мира на его искусство.

Религиозное искусство отражает религиозное мировоззрение, оно проповедует религиозное мировоззрение и целесообразно влияет на, поведении и чувство верующих. Видждан Али пишет:

«В исламе художник и ремесленник — единое целое; оба — орудия Господа для сотворения красоты, и ни один не является творцом сам по себе. Художественное творчество в исламе никогда не бывает „беспричинным“; оно всегда отвечает каким-то определённым целям. В отличие от современного западного искусства, исламскому искусству было неведомо противоречие между так называемым чистым искусством, или „искусством для искусства“, которое предназначено только для того, чтобы вызывать эстетические переживания у зрителя, и утилитарными объектами, лишенными красоты и используемыми лишь для бытовых нужд. Исламское искусство всегда было функциональным и полезным, будь эта полезность духовного порядка, как вырезанные на стене мавзолея коранические суры, или тактильного, как роспись на светильнике в мечети или чаше для умывания.»

— Видждан Али, Сборник статей, «Единство красоты», С. 21.[4]

Купол мечети Шаха в Исфахане. Дизайн потолочных плиток выполнил Реза Аббаси.

Изобразительное искусство[править]

Мастера Средневековья обычно не любили раскрывать свои тайны, поэтому порой сложно угадать смысл их произведений. Но один из принципов исламской эстетики можно резюмировать как принцип «Единство во множественности и множественность в единстве». Мусульманский художник старается изобразить проявление единого во множественности узоров, поэтому использует геометрическую или абстрактную форму. Он переходит из мира материального к миру абстракции, к миру идеальному, к миру душевному. Геометрия поможет в дематериализации. Геометрическая форма приблизит человека к божественной красоте. Повсюду лик Бога и задача исламского искусства заключается в том, что отражать эту красоту.

В Коране Аллах и красота его творения описываются вполне антропоморфические и материальные, однако философские школы аллегорически толковали Коран и пришли к трансцендентальному Богу и красоте. Но в массе и по всей дни среди мусульман существует антропоморфическое и материальное отношение к Богу. Для масс трансцендентный Бог не осязаем. Он даже далеко для представителей философских и мистических школ не осязаем, поэтому они ищут материальный способ прикоснуться к Богу. С этим связана постоянная борьба между иконопочитанием и иконоборчеством. Масса постоянно воспроизводит свои традиции и верования в различных течениях ислама, а это поставит под угрозу интересы тех, кому эти традиции чужды.

Средневековый каирский историк аль-Макризи писал, что в 1378 году один суфийский фанатик, застав феллахов приносящими дары Сфинксу в надежде пополнить свой урожай, исполнился гнева и отбил у «идола» нос, за что был растерзан толпой. Из рассказа аль-Макризи можно заключить, что для местных жителей Сфинкс был своеобразным талисманом, властителем Нила, от которого, как они полагали, зависел уровень разлива великой реки и, соответственно, плодородие их полей.[5]

В исламе особенно среди религиозных деятелей существует сильная традиция запрещать изображение фигур. В истории ислама акт удаления идолов из Каабы в Мекке имеет символическое значение для верующих. В некоторых течениях в исламе запрет распространяется как на религиозную, так и на светскую сферы, а иногда даже на искусство в целом. Исламское искусство обычно избегает изображения живых существ (как животных, так и людей) в священных местах, таких как мечети и медресе. Сам Коран не столько против идолопоклонства столько против ширка (придание Аллаху товарищей (равных)).

Хотя иконоборчество в конечном итоге выиграло борьбу между иконопочитанием и иконоборчеством в исламском мире, иконоборчество не всегда доминирует в изобразительном искусстве. Иногда даже в архитектуре религиозных мест сохраняется противоположная тенденция, особенно при тюркских и монгольских династиях. Примером этого являются Дворец Хишама (Hisham’s Palace) построенный династией Омейядов в 724—743 годах, который является важным раннеисламским археологическим памятником в палестинском городе Иерихон на Западном берегу, Медресе Шердор (начало 17 века) в Самарканде и Медресе Нодир-Диван-Беги (начало 17 века) в Бухаре.

Истоки искусства мусульманского мира[править]

Доисламский Иран —Доисламский Иран сыграл важную роль в формировании искусства мусульманского мира. Мусульмане практически стали наследниками Сасанидов. Сасанидское государство явилось результатом длительного процесса формирования иранской цивилизации.

Та держава, которая известна нам как Персия или Иран, была создана не только арийцами. А арийцы влияли на её создание совместно с другими цивилизациями, которые возникли на территории так называемого большого Ирана. Если считать державу Ахеменидов началом Иранской империи, а основателем этой державы Кира II Великого, то надо учитывать и влияние доахеменидской державы на неё. Например в иранское архитектуре встречается свотчатые формы, которые уже наблюдается в зиккурате и подземных могилах эпохи Элама.

Имперская или священная ленточка[править]

Рельеф триумфа Шапура I над Валерианом в Накше-Рустаме (ок. 241—272 гг. н. э.), расположенном в 3 км к северу от Персеполя. Шапура I носит ленту и также лента наблюдается на лапах и хвосте его коня.

Эта лента является знаком священности и принадлежности к царской семье. Лента часто развевается в изображениях. Она наблюдается уже с Мидийского периода, но при государстве Сасанидов достигает вершины. При исламе тоже правители используют этот элемент. В дальнейшем эту ленту можно будет увидеть на посуде и тканях разных династий исламского периода. Изображение лент продолжается до периода Сельджукидов и в этом периоде форма ленты существенно меняется и наконец исчезает.

Сцена победоносной битвы Ардашира против последнего парфянского царя Артабана V в 224 году. Справа Ардашир пронзает Артабана копьём. В центре, наследный царевич Шапур, побеждающий визиря Артабана Дарбендана, слева, иранский воин сражающийся с парфянским рыцарем. У Артабана V парфянский царь тоже лента наблюдается.
Рисунок французского художника-востоковеда и путешественника Эжена Фландена (1840 г.). Наскальный рельеф сасанидского царя Ардачира Бабакана (Фирузабад 1). Сцена, показывающая конную победу над парфянским царем Артабаном V, провинция Фарс, Иран.

Король-охотник стал стандартным королевским изображением на серебряных пластинах во время правления Шапура II (310—379 гг. н. э.). Тема, символизирующая доблесть сасанидских правителей, использовалась для украшения этих царских тарелок, которые часто отправлялись в дар соседним дворам. Король имеет различные королевские атрибуты: корону и повязку, покрытый земной шар, нимб с бисерной каймой и бисерный нагрудный повод с развевающимися лентами.[6]

Прочее[править]

В доисламских произведениях ремесла и искусства сюжет Сасанидов больше вращается вокруг царей, охоты и пиршества (в Согдиане тоже не мало таких сцен наблюдается), а для согдийцев сюжет больше вращается вокруг быта, обрядов и природы. После распространения ислама сасанидо-согдийское искусство отражается в искусстве Саманидов, а сасанидо-арабское искусство отражается в искусстве Буидов.

В искусстве мусульманского мира есть элементы, не имеющие ничего общего с исламом как таковым. Искусство этого периода содержит доисламские иранские элементы, такие как лотос, древо жизни, развевающаяся лента, жемчужное кольцо, симург и другие.

Галерея[править]

Источники[править]

  1. Foundation, Encyclopaedia Iranica Welcome to Encyclopaedia Iranica (en-US). Проверено 16 января 2024.
  2. Сборник статей Единство красоты. — Россия: Фонд Ибн Сины, ООО «Садра», 2019. — С. 16,17,18. — 104 с. — ISBN 978-5-906859-33-4.
  3. Сборник статей Единство красоты. — Россия: Фонд Ибн Сины, ООО «Садра», 2019. — С. 85. — 104 с. — ISBN 978-5-906859-33-4.
  4. Сборник статей Единство красоты. — Россия: Фонд Ибн Сины, ООО «Садра», 2019. — С. 21. — 104 с. — ISBN 978-5-906859-33-4.
  5. Большой сфинкс (рус.) // Википедия. — 2023-11-09.
  6. 6,0 6,1 Plate with king hunting rams.
  7. Plate: the king Yazdgard I, slaying a stag.
  8. King Hormizd II Hunting Lions.
  9. Fragment with Landscape, Hunters, and Ibexes.
  10. Fragment with Mounted Hunter Spearing Animals.
  11. Wall panel with wings and a Pahlavi device encircled by pearls.
  12. Child’s Coat with Ducks in Pearl Medallions.
  13. Roundels with King Spearing Lion.
  14. Oval bowl with grapevine scrolls inhabited by birds and animals.
  15. Buff Ware Bowl with Geometric Patterns.
  16. Textile with Confronted Horses in Roundels.
  17. Plate with a hunting scene from the tale of Bahram Gur and Azadeh.
  18. Bowl with Bahram Gur and Azada.
  19. Tile Depicting Bahram Gur and Azada.
  20. Wall decoration with vegetal and geometric design.