Классификация Татьяны Чернышевой

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Мы подозреваем, что вторичная художественная условность вообще является тем океаном, той «морской гладью», в которую в конечном итоге вливаются все фантастические реки. Во всяком случае, повествование сказочного типа явно обнаруживает тенденцию влиться в этот океан и затеряться в нем. Все это и порождает те трудности и противоречия при классификации фантастики, о которых речь шла во введении.

Классификация Татьяны Чернышевой — попытка систематизации жанров фантастики, предпринятая Татьяной Чернышевой в своей монографии «Природа фантастики»..

Татьяна Чернышева делит фантастику по 2 параметрам: типу повествовательной структуры (детерминированную и адетерминированную) и используемой мифологической системе (мифологию эпохи язычества, Средневековья и эпохи научно-технического прогресса). И если первый параметр является довольно распространенным в фантастиковедении, то второй представляет собой в большей степени авторскую концепцию.

Помимо 2 основных параметров классификации Татьяна Чернышева делит всю фантастику на фантастику как тему (содержательная самоценная фантастика или фантастика-жанр) и фантастику как прием (вторичная художественная условность, формально-стилевая или условная фантастика в терминологии Татьяны Чернышевой). И если в содержательной фантастике фантастическое допущение имеет прямой буквальный смысл прочтения (а сам фантастический элемент является смысловым текстом произведения), то во вторичной художественной условности фантастическое допущение имеет аллегорический переносный смысл и выполняет вспомогательную функцию художественного приема для достижения основной (уже нефантастической) цели произведения. Данное деление является более-менее общепризнанным в фантастиковедении.

Тип повествовательной структуры[править]

По типу повествовательной структуры Татьяна Чернышева повторяет общепринятое в фантастиковедении деление фантастики на НФ (детерминированный тип повествования) и фэнтези (адетерминированный тип повествования). Однако по ее мнению различие между ними гораздо глубже внешних антуражных элементов (НФ — звездолеты, фэнтези — драконы), а заключено в самом типе повествовательной структуры.

По мнению Татьяны Чернышевой в детерминированном типе повествования (повествовании о необычном и удивительном) вымышленный мир подчиняется причинно-следственной логике реального мира и там действуют обычные законы науки. В детерминированном повествовании вводится одно фантастическое допущение, не противоречащая остальным законам мира. В адетерминированном типе повествования (игровой фантастике или повествовании сказочного типа в терминологии Чернышевой) не действуют законы науки и допустимо нарушение причинно-следственной логики. Также в адетерминированном типе повествования существует множество фантастических посылок, никак не связанных друг с другом и с законами реального мира.

В детерминированном типе повествования (литературе о чудесном и необыкновенном в терминологии Татьяны Чернышевой) фантастическое допущение воспринимается как чудо, аномальное отклонение от законов природы. В адетерминированном типе повествования мир пластичен и лишен четких твердых законов Бытия, поэтому понятия чуда как такового там нет — любое фантастическое допущение обладает достоверностью и правдоподобием любого другого реального события (другими словами нет разницы между фантастическим и реальным событием в мире произведения).

Тип мифологической системы[править]

По типу мифологической системы Татьяна Чернышева выделяет 3 типа произведений: произведения на мифологических системах эпохи язычества, мифологические системы христианства и рыцарский эпос Сердневековья и мифологические системы эпохи научного мышления. Стоит отметить, что в фантастиковедении деление по мифологическим основам используют в основном для фэнтези и только Татьяна Чернышева выделила мифологические основы в НФ.

По мнению Татьяны Чернышевой мифологические системы свободно кочуют из одного типа фантастических произведений в другие: например один и тот-же мотив (система образов) может иметь как сказочное объяснения (превращаясь в фэнтези), суеверно-сверхъестественное объяснение (хоррор), так и научное обоснование (научная фантастика). Поэтому для классификации фантастики Татьяна Чернышева предлагает пользоваться типом повествовательной структуры.

Достоинства классификации[править]

К достоинствам классификации Татьяны Чернышевой стоит отнести деление фантастики по типу повествовательной структуры, что является более глубоким критерием по сравнению с тематической классификацией.

Еще одной заслугой Татьяны Чернышевой является признание того факта, что фантастические образы могут свободно кочевать из одного произведения в другое, одновременно меняя свой внутренний смысл.

Недостатки классификации[править]

Стоит отметить, что классификация фантастики по Чернышевой имеет определенные недостатки.

Например следуя своей концепции Татьяна Чернышева относит хоррор к одному типу повествовательной структуры с научной фантастикой (литературой чудесного и необыкновенного) и противопоставляет его фэнтези (литературе сказочного типа). В фантастиковедении же общепризнанным является деление фантастики на НФ и фэнтези, при этом хоррор однозначно относят к фэнтези (точнее к темной или черной фэнтези) или в крайнем случае выделяют в родственный фэнтези жанр (но никогда не причисляют его к научной фантастике).

Другим более крупным недостатком оказался тот факт, что в классификации Чернышевой не нашлось места юмористической и сатирической фантастике. По ее концепции любое аллегорическое небуквальное прочтение фантастического образа автоматически выносит произведение за пределы жанры фантастики во вторичную художественную условность. Таким образом например юмористическое фэнтези вдруг теряет всякую связь с собственно фэнтези и оказывается в одном ряду с притчей, сатирой и философской аллегорией.

Литература[править]