Коммуникационная и медиаполитика

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Коммуникационная и медиаполитика — это комплекс государственных мер, направленных на обеспечение гарантированных конституцией прав в сфере СМИ. В экономически развитых рыночных демократиях целью государственной медиаполитики является создание условий для широкого доступа общества к СМИ и обеспечение плюрализма.[1]

Наука о коммуникации, изучая значение коммуникации для общества, задалась вопросом: что привело к возникновению многочисленных отраслей, тем и методов этой науки, которые находятся между наукой о коммуникации и другими науками.

Коммуникационная и медиаполитика[править]

Коммуникационная и медиаполитика — это отрасли науки о коммуникации, занимающиеся медийной системой и ее развитием. Другими отраслями, посвященными этой тематике, являются: право СМИ, экономика коммуникации и СМИ, этика коммуникации и СМИ, история коммуникации и СМИ.

Коммуникационная политика включает в себя политику в области СМИ, а также все политические меры и решения, относящиеся к организации и регулированию (управлению) социальной коммуникацией, включая немедийную и организационную коммуникацию.

Медиаполитика описывает совокупность политических мер, которые относятся к институтам, структурам (организациям) и процессам медийной коммуникации, и, прежде всего, к общественной медийной коммуникации (публицистике). При этом должны учитываться отличия политики в разных областях СМИ: печати, радиовещании, телевизионном вещании и интернете

С точки зрения политологии, медиаполитика — одна из областей политики, которая, в сравнении с другими областями: экологической, налоговой или трудовой политикой, является второстепенной. Несмотря на это, общественная коммуникация имеет большое политическое значение. СМИ играют ключевую роль в процессе формирования общественного мнения, осуществляют демократический контроль и подвергают критике политические институты. Поэтому в либеральных демократиях СМИ должны быть как можно более независимы от государства. В России это закреплено в статье 29 Конституции Российской Федерации.

Статья 29.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.[2]

В гармоничных отношениях со СМИ заинтересованы не только представители государственной власти, но и политические партии, различные сообщества, профсоюзы, религиозные и негосударственные организации. Без этого приобретение и дальнейшее сохранение политической власти немыслимо. До сих пор повсеместно как в политике, так и в обществе преобладает представление о сильном влиянии СМИ. Государство, проводящее социальную политику, должно принимать самые решительные меры в случае неблагоприятного действия СМИ. Политические деятели пытаются повлиять на СМИ и публицистический процесс, так как речь идет о повышении собственных шансов на приобретение власти.

Коммуникационная политика проводится и для того, чтобы оказывать влияние и контролировать политическую коммуникацию.

В демократических государствах значительно отличаются нормативно допустимые и применяемые на практике меры и средства контроля: государство не идет на конфронтацию со СМИ и старается не принимать ограничительных мер, даже когда это разрешено законом. В странах с недемократическим режимом существует государственная цензура, специальные налоги и взносы для СМИ, обязательные лицензии и т. д.. Подобные меры не применяются (или только в исключительных случаях) в демократических государствах. При этом в военное время или в борьбе с терроризмом свобода СМИ даже в либеральных государствах ставится под вопрос.

С одной стороны, государство обязано обеспечивать свободы СМИ экономическими и политическими мерами, с другой стороны, СМИ должны организовываться самостоятельно и без государственного вмешательства.

Теория коммуникационной политики[править]

Термин «коммуникационная политика» впервые появился в первой половине 1960-х гг. как обозначение отрасли в науке о коммуникации. Однако еще до этого некоторые исследователи занимались особенностями государственной политики в сфере СМИ. Единой и всеми признанной коммуникационной и медиаполитики до сих пор не сформулировано. Однако существуют по-разному, в том числе нормативно, сформированные принципы.

Кроме повествовательно-описательных исследований развития СМИ (истории печатных СМИ, радиовещания, телевещания) и исследований национальных СМИ существуют также системные исследования и работы, посвященные конкретным политическим деятелям.

Ульрих Заксер понимает «систематическую коммуникационную политику» шире: «наука о коммуникации может быть, очевидно, воспринята также как коммуникационная политика, так как, по крайней мере, некоторые их функции пересекаются».[3] Он имеет в виду, что все разделы науки о коммуникации представляют накопленный опыт, который помогает усовершенствовать политику в этой области. Например, итоги исследования влияния СМИ (как раздела науки о коммуникации), которые способствуют принятию закона об охране прав молодежи…

Задача коммуникационной политики как науки заключается в анализе коммуникационно-политических систем. Речь идет о политических деятелях и фундаментальных нормах и ценностях.

Методы исследования[править]

В процессе анализа и исследования, как и в целом в науке о коммуникации, наблюдается плюрализм. Применяется, прежде всего, политический анализ (Policy-Analysis), анализ закрытых документов и медийных источников, а также интервью с экспертами. Например, часть политического процесса можно восстановить с помощью анализа документов (программы партий, законопроектов, административных протоколов парламента и т. д.), а также на основе высказываний того или иного политического деятеля.

Фазы[править]

Как и у всех политических процессов, у коммуникационной и медиаполитики есть характеристические фазы развития: формулирование политической программы осуществляется в фазе осуществления; затем следует оценочная фаза. К этому примыкает, при определенных условиях, новый политический цикл — возникнут новые проблемы, или выясниться, что до сих пор принимаемые меры были недостаточными.[4]

Источники[править]

  1. Медиаполитика — Экономический словарь
  2. Статья 29 Конституция РФ. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются | Кодексы и Законы РФ + Судебная практика. www.zakonrf.info. Проверено 2 апреля 2017.
  3. Saxer U. Politik und Kommunikation: Neue Forschungsansätze. — Мюнхен, 1983. — С. 148.
  4. Beck K. Kommunikationswissenschaft. — 5-е изд.. — Мюнхен: UVK Verlagsgesellschaft GmbH, Konstanz mit UVK/Lucius, 2017. — С. 225-231. — 270 с.