Кудряшов, Василий Леонтьевич

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Василий Леонтьевич Кудряшов (30 декабря 1890, село Старое Городище (Старый Город), Темниковский уезд, Тамбовская губерния — 19 августа 1937, Дмитлаг) — священник Православной российской церкви, за Христа пострадавший в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.[1]

Биография[править]

Родился 30 декабря 1890 в селе Старое Городище, Темниковского уезда (сейчас это Республика Мордовия).

Окончил церковную учительскую школу в Шацке.

В 1912-1913 годах служил псаломщиком при Никольской церкви в Тамбове.

В 1913-1922 годах псаломщиком в сане священника при Тамбовском Спасо-Преображенском кафедральном соборе.

Супруга: Мария Иванова.

Первый арест[править]

Первый арест по ст. 80 УК РСФСР пришелся на вторую волну гонений на духовенство (1921-1923). Происходило изъятие церковных ценностей для помощи голодающим Поволжья.

13 октября 1922 г.  владыка Тамбовский Зиновий (Дроздов) произнес в Покровском соборе знаменитую «громовую» проповедь. Зачитав с церковной кафедры целые главы из посланий апостольских о признаках апокалипсических времен, епископ нашел полное осуществление указанных грозных признаков в «Живой Церкви» (обновленцев).  Он заявил, что с такими людьми он прерывает свое духовное общение.

Кудряшов Василий Леонтьевич обновленчества не принял, был уволен от службы в соборе. Служил тайно на дому. [2]

Из воспоминаний Марии Витальевны Тепниной:

"Во время "обновленчества" я была еще в Тамбове. Все священники должны были подписаться под распоряжениями "обновленцев", то есть дать свое согласие на то, что Церковь теперь будет идти новым путем  содействия советской власти. Конечно, "неподписавшихся" было очень немного, но их сразу не репрессировали, просто исключали. Церкви закрывались и передавались "красной" церкви. На своих местах оставались только те, которые подписывали. Мой первый духовный отец, о.Василий Кудряшов, служил у себя на дому"[3]

В. Н. Каменев вспоминал:

«Какой-то период времени в Тамбове действовала только одна, не захваченная "живцами", железнодорожная церковь, приходилось ходить в нее далеко от дома, за полотно железной дороги. Помню обедни в этой церкви, на них бывало множество народа, стояли тесно. Наконец, и железнодорожная церковь закрылась для нас, и единственным местом, где совершались службы по-старому, была домовая церковь при Доме слепых, туда мы некоторое время и ходили. От нашего дома на Никольской улице путь туда был не близким, приходилось идти на другой конец города! Дорогу по темным тамбовским улицам преодолевали сразу всей семьей, а возвращались еще большей дружной толпой, постепенно таявшей. Узкий круг посещавших церковь, атмосфера таинственности, отчасти даже конспирации, невольно воссоздавала времена молебствий первых христиан в римских катакомбах, так чудесно и проникновенно описанных в книге Евгении Тур (графини Салиас) "Катакомбы". "таинственным сборам на исповедь на квартирке Кудряшевых сначала на Архангельской, потом на Большой улице"[4]

Акция по изъятию коммунистами ценностей ценностей из Преображенского собора стала поводом для ареста в октябре 1922 г. самого епископа Тамбовского Зиновия (Дроздова) и его коллег.

Во время изъятия ключарь Собора протоиерей Тихон Поспелов не предоставил комиссии по изъятию часть предметов, которых не было в описи. В основном это были реликвии, связанные с историей храма и вклады именитых людей. Опасаясь, что реликвии могут попасть не в те руки, отец Тихон спрятал их у себя дома.

По признанию протоиерея это было тяжелое решение, т.к. изъятие объяснялось помощью голодающим. Поэтому о. Тихон постарался восполнить сокрытое, настояв даже на отдаче серебряной раки от мощей св. Питирима и дополнительно собрал почти 50 кг серебра. Верующим тогда давалось право вместо реликвий отдать серебро или золото.

Был арестован протоиерей Тихон Поспелов, епископ Зиновий, иерей Василий Кудряшов, староста храма Нил Васильевич Каменев, помощник старосты Виссонов. По версии следствия Василий Кудряшов помог извлечь утварь из хранилищ, Каменев — перенес с этажа на этаж, Виссонов — донес до усадьбы Поспелова.

Заседание суда происходило несколько дней при переполненном зале и толпах на улице. По городу поползли слухи о смерти арестованных, да так, что пришлось опровергнуть через печать, т. к. «сотрудники исправтруддома N 1 осаждаются всевозможными кликушами». Была развернута информационная кампания по очернению адвокатов. Сами адвокаты утверждали, то ни одного доказательства на суде предоставлено не было.

Трибунал всех обвиняемых признал виновными:

  • Поспелову дали 7 лет,
  • Зиновию 6 лет,
  • Кудряшову и Каменеву по 4 года,
  • Виссонову 3 года.

Они были заключены в Исправдом N 1 под усиленный караул и запрет на прогулки. По амнистии срок наказания был сокращен на одну треть.

Второй арест[править]

Второй раз арестован 20 июня 1932 года Тамбовским оперсектором ПП ОГПУ при ЦЧО. Содержался под стражей в Тамбовской ФЗИТК. 1 января 1933 года при ПП ОГПУ по ЦЧО осужден по ч. 2 ст 58-10 УК РСФСР за антисоветскую агитацию. Обыск ничего не дал, вещественные доказательства в деле отсутствуют. Приговорен к 5 годам концлагеря.

Третий арест и расстрел[править]

К моменту третьего ареста Василий Кудряшов работает по вольному найму фельдшером в Лазарете Хлебниковского района (Дмитлаг). Московская область, Хлебниковский р., д.Котово.

Арестован в августе 1937 года по обвинению в "активном участии в контрреволюционной террористической организации на канале Волга-Москва”.

19 августа 1937 года осужден комиссией НКВД СССР, прокурора СССР и председателя Военной коллегии верховного суда СССР. Приговорен к расстрелу, приговор исполнен в тот же день.

Захоронен — Московский крематорий (Донское кладбище).

После расстрела[править]

После расстрела Василия Кудряшова супруга его — матушка Мария Ивановна осталась одна, с дочерьми (Вера, Ксения, София). Им (и еще другим за Христа пострадавшим: епископу Афанасию (Сахарову), иеромонаху Иераксу (Бочарову), Н. В. Трапани, Е. Н. Челищевой-Стаховой и другим) помогала Каменева Татьяна Ниловна (рожд  15 февраля 1909 в Самаре, в дворянской семье) — сотрудница Государственной библиотеки им. В. И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека). Дочь старосты храма, с которым Василия арестовали в 1922 году.

Реабилитация[править]

6 марта 1957 года Василий реабилитирован по 1937 году.

7 июля 1989 года Василий реабилитирован (заключение Прокуратуры Тамбовской области) по 1932 году.

Примечания[править]

  1. Институт Системного Анализа Российской Академии Наук ФИЦ ИУ РАН База данных "За Христа пострадавшие".
  2. Мария Витальевна Тепнина "Катакомбы XX века", ISBN 5-89831-007-X.
  3. Катакомбы XX века.
  4. Гончаров Владимир Александрович, Косик Ольга Владимировна Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 119–137. — 2016. — № 3 (70). — С. 119–137.

Ссылки[править]

"Репрессии против духовенства, монашествующих и мирян в Тамбовской епархии в 20х-30х гг. XX вв. (на примере г. Тамбова и Тамбовского района)