Лахамула

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

43°03′00″ с. ш. 42°26′00″ в. д. / 43.05° с. ш. 42.433333° в. д. (G) (O) (Я)

Лахамула

Лахамула (Грузия)
Red pog.png



Статус
Село













Лахамула (Лахамули, Лахамур) — село в Грузии.

Общие сведения[править]

Регион: Край Самегрело — Верхняя Сванетия.

История[править]

По преданиям, это село было с еврейским, но затем обращённым в христианство населением.

Ал. Долгушин описывает:

На другой день мы спустились в селение Лахамур, расположенное на самом берегу Инсура. Местность, по которой нам пришлось проходить, известна под общим именем Чубихеви. В состав ее входят около 10 селений, а по пространству она занимает почти половину всей Дадишкелиановской Сванетии. Жители ее несванского происхождения и, по общему мнению, евреи (А. И. Стоянов (Ibid.) сомневается в том, чтобы лахамульцы были евреями, хотя признает за ними многие их качества: сметливость и промышленный дух. Но Г. И. Радде («Путешествие в Мингрельских альпах» в VII к. Записок Кавк. Отд. Имп. Русс. Геогр. Общ. 1866 г.) склонен в них видеть бывших евреев. Ред.). Как они попали туда, доподлинно неизвестно, но, судя по сохранившемуся типу и некоторым чертам характера, это предположение имеет за собою все основания. По религии и образу жизни они настоящие сваны, но последние издавна относятся к ним враждебно[1].

Этнограф Г. Мерцбахер пришёл к выводу о еврейском происхождении села Лахамула[2].

Придерживался этого мнения и учёный Г. Радде, немец по происхождению, который с 1863 года жил в Тбилиси[2].

Более убедительно пишет об этом Я. Гогебашвили в своих историко-этнографических произведениях: «Сами сваны не занимаются торговлей. Купля-продажа целиком в руках жителей с. Лахамули, которые, всего около 50 дымов, живут в Сададиано Сванети. По происхождению они евреи. Лахамульцы говорят по-свански, вероисповедания православного и, несмотря на это, сваны их ненавидели и держали обособленно; не имели с ними никаких отношений, не садились вместе с ними за стол. Не ели мяса заколотого лахамульцем скота. Их женщины красивее, чем сванки, однако сваны не смели породниться с ними. Но прискорбная эта ненависть сегодня убавилась, и устоялись добрососедские отношения»[2].

В израильском журнале «Дроша» была опубликована интересная статья Гершона Мегрелишвили, который передал рассказанное в начале XX века лахамульцем Эмузой Гулбани следующий рассказ: «раньше мы были евреями, слышал я от своего деда, что дед его Рафаэль был большим раввином в Лахамуле. Когда нас победили христиане, повесили раввину Рафаэлю на грудь крест, а раввин снял и бросил его в воду. Христиане гнались за ним, а он бросился в реку и утонул. Наши предки все время воевали, не слагали оружия, и так продолжалось на протяжении веков. Уже потом, когда наших предков победили, завещали они нам, чтоб Тора, тефилин и мезуза хранились бы в каждой семье. Вот потому в моей семье есть и Тора, и тефилин»[2].

Г. Мегрелишвили располагал и другими сведениями о лахамульских евреях. Он писал, и это примечательно, что в начале ХХ века лахамульцы все ещё помнили о своем еврейском происхождении. Читатель помнит рассказ Муза Гулбани, свана из Лахамулы, о том, что его прадед Рафаэль был раввином, и когда лахамульские евреи потерпели поражение от христиан, он предпочел утопиться в Енгури, чем обратиться в христианство и изменить вере своих предков. Поскольку лахамульские иудаисты жили в постоянном ожидании нашествия, деревня была обнесена высокой стеной, а население «никогда не слагало оружия». В конце концов их победили, и лайлашцы приняли христианство, синагогу превратили в церковь, хотя «Бытие» хранится там же с большими почестями. Лишь название деревни напоминает сегодня о той борьбе, которую вели лахамульцы во имя сохранения своих верований — «лохамул» на еврейском языке означает «война»[2].

См. также[править]

Источники[править]