Максат Кошкинбаевич Кариев

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие однофамильцы Кариев
Максат Кошкинбаевич Кариев
каз. Мақсат Көшкінбайұлы Кәриев
Файл:Kariev.png
Имя при рождении:Максат Кошкинбаевич Кариев
Прозвища:«Таразский стрелок», «Таразский терминатор»
Дата рождения:16 января 1977 года
Место рождения:Луговое, Жамбылская область, Казахская ССР, СССР
Национальность:Казах
Гражданство:Союз Советских Социалистических Республик СССРРеспублика Казахстан Казахстан
Убийства
Период:12 ноября 2011 11:00 — 12:52 (UTC+6:00)
Основной регион:Тараз
Жертв:7
Раненых:3
Способ:Стрельба, самоподрыв, угон автомобиля
Оружие:Обрез охотничьего ружья, два карабина «Сайга», гранатомет РПГ—26, Пистолет Макарова, АКС-74У, Граната
Мотив:Религиозный экстремизм
Смерть
Дата:12 ноября 2011 года
Место:Тараз, Казахстан
Причина:Самоподрыв

Максат Кошкинбаевич (Кокшкинбаевич) Кариев (каз. Мақсат Көшкінбайұлы Кәриев; род. 16 января 1977 года, Луговое, Жамбылская область, Казахская ССР12 ноября 2011 года, Тараз, Казахстан) — казахстанский террорист-смертник, последователь джихадизма, организатор и исполнитель террористического акта в городе Тараз 12 ноября 2011 года. В результате теракта погибло 7 человек[1] и 3 получили ранения. Сам Кариев погиб от взрыва гранаты в левой руке во время перестрелке с полицейским Газизом Байтасовым[2].

Биография[править]

Максат Кошкинбаевич Кариев родился 16 января 1977 года в селе Луговое Рыскуловского района Жамбылской области. Во время прохождения срочной службы (1995-1997 годах) в вооружённых силах РК характеризовался как хороший стрелок. В разные периоды проживал в городах Алматы, Кокшетау, Атырау и Астана. Не работал и не учился. В Таразе вместе с женой поселился у своей матери. В последнее время работал в мебельном цехе. Для доступа к оружию пытался устроиться на работу в охранное агентство, но не сдал квалификационных экзаменов. Давно стоял на учёте в КНБ как приверженец джихадизма. По оперативной характеристике, Кариев имел неуравновешенный характер, в разговорной речи часто употреблял нецензурные выражения, отмечается его жестокость, неупорядоченность в принятии решений, наклонность уголовного преступника.

Совершенные им безмотивные преступления против простых граждан наряду с сотрудниками правоохранительных органов подтверждают указанные черты характера.
 — Генерал-лейтенант полиции Марат Кожаев

Вместе с тем, одна из очевидцев рассказала, что целью смертника были лишь полицейские.

Террорист сам наших соседей предупредил. Сказал: „Вы мирно проходите, я вас не трону, мне только полицейские нужны, а вас я не трону“. Это был обыкновенный азиат, казах. Там много полицейских, толпа людей. И вообще в городе полный хаос. Люди боятся выходить из дома[3].
 — Асель, очевидец

Теракт в Таразе[править]

 → Теракт в Таразе

Утром 12 ноября 2011 года телефон в дежурной части УВД Тараза буквально разрывался от звонков. Горожане сообщали, что в центре города слышны выстрелы. Ещё не понимая, что произошло, и не зная деталей, оперативный дежурный направил по указанному адресу полицейские наряды.

Пока они добирались до места, поступил звонок, который всё объяснил. Женщина по имени Бахыткуль Бектурганова рассказала, что работает продавцом в оружейном магазине «Маке», на который только что было совершено нападение, — преступнику удалось унести несколько единиц оружия и патроны.

Ранее ни с чем подобным стражам порядка сталкиваться не приходилось. К месту преступления были стянуты все свободные силы городской полиции, перед которым поставили задачу во что бы то ни стало найти преступника. Только спустя минуты выяснилось, что нападавший даже не собирался скрываться.

Более подробную информацию в дежурную часть передал патрульный наряд «Беркут-1», первым прибывший на вызов. Выяснилось, что около полудня в магазин зашёл молодой человек в униформе сотрудника «Казахтелекома» и стал интересоваться товаром — в основном полуавтоматическими карабинами. Бахыткуль любила свою работу и об оружии знала все, а потому рассказывала о нём с интересом, когда на неё неожиданно направили обрез. Чтобы окончательно напугать продавца, преступник отвёл ствол в сторону и выстрелил, после чего потребовал отдать ему карабины «Сайга» и «Чезета».

Сопротивляться было бессмысленно. Отдав нападавшему один из карабинов, женщина заметила, что дверь в главное хранилище открыта. Именно это спасло ей жизнь: пока налетчик разбирался с оружием, Бахыткуль ползком добралась до хранилища и заперлась изнутри.

Что происходило дальше, она не видела, а только слышала несколько выстрелов. Позже стало известно, что преступник застрелил охранника магазина Вячеслава Федосенко и случайного посетителя Нургали Оразбекова, которые пытались его остановить.

К моменту прибытия первых полицейских нарядов налетчика на месте преступления уже не было. С двумя карабинами и тремя десятками патронов он покинул оружейный магазин, бросив, за ненадобностью, на витрине два обреза.

С помощью записей камер наружного наблюдения оперативники быстро установили личность нападавшего, и ужаснулись.

Максат Кариев давно состоял на учете у силовиков как человек, проповедовавший идеи радикального ислама. Он находился под постоянным наблюдением сотрудников Комитета национальной безопасности. Почему при этом стало возможным его нападение на оружейный магазин, ещё не выяснилось.

Догадки силовиков о том, что нападение на оружейный магазин — только начало, подтвердились спустя минуты. Звонившие в полицию горожане сообщили, что слышали выстрелы на улице Пырманова, в нескольких кварталах от «Маке». Прибыв по вызову, патрульные обнаружили возле небольшого магазинчика с добрым названием «У дяди Вити» несколько человек, находившихся явно в шоковом состоянии. Они наперебой рассказывали, что в помещение ворвался человек с двумя автоматами в руках и гранатометом через плечо и потребовал у одного из посетителей отдать ему ключи от автомобиля, припаркованного возле входа. Получив желаемое, преступник вышел, сел в ВАЗ-2109 и уехал.

Взяв на борт владельца машины, полицейские бросились в погоню. В пути они передали ориентировку остальным патрульным нарядам, указали марку и госномер авто, а также примерное направление, в котором уехал экстремист.

Неожиданно пропала связь с экипажем «Беркут-3», в котором находился владелец угнанной машины. Ответом на все вызовы дежурного была тишина. Только через четыре минуты, которые, казалось, тянулись, как вечность, один из полицейских ответил: «Нас обстреляли. Есть погибшие». И снова пропал из эфира. Когда коллеги обнаружили патруль в районе пересечения улиц Грэсовской и Лукманова, они были шокированы: ВАЗ походил на решето, а водитель и автоматчик были расстреляны.

Узнать подробности того, что и как произошло, удалось от владельца машины Равжана Садыкова и выжившего инспектора Каната Мырзагалиева.

Когда Кариев на угнанном авто неожиданно выехал навстречу полицейским из-за железнодорожного переезда, перекрыть ему дорогу они не успели. Но преступник не собирался бежать. Он остановился, вышел из машины и открыл по патрульному экипажу беспорядочную стрельбу. С точки зрения подготовленного человека, он выбрал очень удобную точку с острым углом обстрела. Первые пули тяжело ранили водителя и автоматчика. Тем временем третий патрульный, Канат Мырзагалиев, сумел вытащить из машины Равжана Садыкова и, отстреливаясь из табельного ПМ, увести его за железнодорожную насыпь. Опьяненный кровью Кариев подошел к патрульному автомобилю и, увидев раненых сержантов, хладнокровно добил их в упор.

Расправившись с ранеными полицейскими, Кариев вновь сел в угнанное авто и поехал в сторону центра города. Фанатик почти сразу заметил, что его по пятам сопровождает гражданская машина. Как выяснилось позже, это был один из свидетелей убийства патрульных. Мужчина ехал следом и сообщал полицейским по телефону, куда едет преступник.

Но Кариеву «хвост» был не нужен. Резко затормозив, он вышел из машины, передернул затвор автомата и дал очередь в сторону преследователя. План сработал — преследователь отстал.

Тем временем оперативники, прибывшие на место расстрела патруля, выяснили, что радикал забрал автомат одного из убитых, а значит, стал еще более опасен. Прошло около 15 минут, но информации о передвижениях преступника больше не поступало. Даже не смотря на то, что после введения плана «Серена» по тревоге был поднят и брошен на городские улицы весь личный состав полиции. Только потом выяснилось, что за это время Максат Кариев добрался до здания ДКНБ по Жамбылской области. Именно оно было его главной целью, именно для него он припас гранатомет РПГ—26.

В 12:32 Кариев произвел выстрел по зданию ДКНБ. Снаряд влетел в окно актового зала и разорвался. Позже стало известно, что именно в это время и именно в этом помещении должно было проходить совещание с участием личного состава и руководителей подразделений. Но по ряду причин его отменили.

Проехав на угнанном авто ещё метров 400, Максат Кариев оказался в тупике и, забрав оружие, продолжил путь пешком. Автомат патрульных он бросил тут же: после стрельбы по окнам здания национальной безопасности в оружии заклинило затвор.

Дворами и закоулками Кариеву удалось прорваться в центр города. Вооруженный автоматами человек и смело шагающий по улицам, не вызывал особой паники у окружающих. Некоторые оглядывались вслед, а другие просто проходили мимо.

Заметив преступника на одной из улиц, патрульный экипаж долго не мог развернуться: его, с включенными сиренами и проблесковыми маячками, просто не пропускали гражданские водители. Для террориста он стал бы отличной мишенью, не появись неожиданно рядом конные полицейские кавалерийского взвода Данияр Курманбаев и Малик Молдакасов. От неожиданности Кариев, отстреливаясь, бросился во дворы. Началось преследование. Одной пулей ранил в шею лошадь, а следующая попала в руку Молдакасову. Лошадь напарника испугалась звуков выстрела и понесла его в сторону.

Когда я упал, он подошёл ко мне и стал обыскивать. Пистолет искал. Я сказал, что у меня его нет. Он хотел добить меня, но подъехали патруль и спецназ. Он стал стрелять в них.
 — вспоминает Малик Молдакасов

В 12:43 Кариева преследовали по улице Казыбек би. Все понимали, что он пытается прорваться к зданию акимата, где в выходные очень многолюдно и допустить этого им было нельзя.

На пересечении с улицей Абая преступника окружили десятки нарядов. Ближе всех к нему оказался экипаж капитана полиции Газиз Байтасов. Полицейский едва успел выскочить из машины, как Кариев несколько раз выстрелил в него из пистолета. Раненый правоохранитель продолжал преследование. Перестрелка возобновилась.

«У Кариева кончились патроны. И в автоматах, и в пистолете», — рассказывали потом свидетели тех событий. Но сдаваться живым радикал не собирался. Свой кровавый вояж по городу он продумывал долго и тщательно. Бросив оружие на землю, Кариев достал гранату и вырвал чеку. Через секунду, на глазах у десятков прохожих, его сбил с ног, повалил на землю и накрыл гранату своим телом раненый в перестрелке Газиз Байтасов.

«Взрыв был похож на громкий хлопок», — рассказывали после очевидцы, которых спас от неминуемой смерти 40-летний капитан полиции.

Когда на месте, где Газиз Байтасов сумел ценой собственной жизни остановить религиозного фанатика, работала опергруппа, в Центр оперативного управления ДВД Жамбылской области поступило ещё одно тревожное сообщение.

Неподалеку от места проживания Максата Кариева прохожие обнаружили автомобиль, в котором находились тела двух застреленных мужчин. Это были сотрудники областного ДКНБ Мухтар Халиев и Сергей Касьяненко. Именно они вели наблюдение за Кариевым, но каким-то образом обнаружили себя и были расстреляны фанатиком перед началом его кровавого шествия по Таразу.

В декабре 2011 года, через месяц после этих страшных событий, президент Нурсултан Назарбаев подписал указ о присвоении капитану Газизу Байтасову высшей государственной награды — звания «Халық Каһарманы» («Народный герой») — посмертно. Награду глава государства вручил супруге героя Гульжамал Тажиевой[2].

См. также[править]

Источники[править]