Метаирония

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Метаирония — ирония на метауровне: не в «рамках», где заявлен юмор или ироничное иносказание, — но через вовлечение самих таковых «рамок», явную отсылку к ним или их рушение.

Метаироничный юмор порождается ироничным взаимодействием некоего смыслового, образного или эмоционального посыла — с контекстом или с культурной средой, обусловливающей толкование.

Метаирония может задействоваться, чтобы заострить внимание на существование проблемы или набора мнений[1]. Иногда метаиронии дают определение «ирония над иронией»[2][3].

Подвиды и примеры[править]

Нарушение шаблона интерпретации[править]

Метаирония может деконструировать сложившиеся форматы толкования юмора. Начало метаироничной шутки — навлекает представление слушателя о «нормальной» шутке, а концовка — противопоставление или иной способ создать несоответствие ожиданий. Самостоятельно такая шутка может даже не быть смешной. В противоречии и заключается ирония второго порядка. Это своеобразный ответ на сложившуюся абсурдность сегодняшнего юмора, насмешка над его развитием[4]. Пример: анекдот про американца, русского и индуса, попавших в ад, где Сатана, обращаясь к русскому, упоминает саму культуру рассказывания такого рода анекдотов и высказывает надежду, что, «как обычно» в таких анекдотах, русский проявит нестандартное мышление. Тут метаирония действует в дополнение к первичной иронии: и шутка, и метаироничный элемент в ней — «смешные».

Иной вариант — обратный: на первый взгляд серьёзная заявка или посыл рано или поздно оказывается поперёк рамок интерпретации; — либо путём остроумия, либо абсурдно, либо через игру с контекстом. Пример: юное и прелестное лицо, изображённое татуированием на гладкой коже, с возрастом носителя постепенно меняет форму, «толстеет» и «оплывает». Ирония не заложена в изображении, но образуется взаимодействием изображения с его материальной обусловленностью.

«Настолько плохая, что хорошая» шутка[править]

В критике искусств известно маргинальное жанровое качество «настолько плохой, что аж хороший» (англ. So bad that it’s good) — простейший образец метаиронии. Ирония произведений, «настолько плохих…» — в их заведомой очищенности от намеренных элементов иронии.

  • Частный повседневный пример — анекдот, настолько несмешной, что от этого смешно. Сама культура рассказывания анекдотов подразумевает рамку восприятия, заявляющую ироничный посыл. Когда ожидание не оправдывается, слушатель оказывается в ситуации, где он был «обманут» и смеяться поначалу не над чем. Осознав нелепость ситуации, можно обнаружить метаиронию.

Ирония размещения в контексте[править]

В Советском Союзе существовало уникальное явление — интеллигентский фольклор. Были специалисты по разговорам. И у меня был свой «ассортимент» анекдотов. Причем я их сочинял, и в свое время было доказано, что эти анекдоты мною сочинялись.
— Любопытно: какие?

— Вот например. Одно время я был лектором городского комитета партии — правда, после курьезного случая меня убрали оттуда. А дело было так. В Артиллерийской академии висел лозунг: «Наша цель — коммунизм.» Когда меня везли туда, я сказал сопровождающему меня майору: «А какое ваше учебное заведение — артиллерийское?» Он говорит: «Да». Я ему: «Посмотрите, какой у вас лозунг!». К моменту, когда лекция была закончена, этот лозунг уже сняли. И через некоторое время появился этот анекдот.
 — Александр Зиновьев, интервью 1999 г.[5]


Метаирония может образовываться «игрой» — контрастом, конфликтом, взаимодействием — между смысловой заявкой и её информационной средой. Заявление, вполне доироничное по содержанию и форме, может развивать иронию на метауровне — метаиронию — будучи умещено или обращено наперекор ожиданию, норме или шаблону интерпретации. Пример: намеренно пустая страница, пустота которой нарушена напечатанным на ней самой уведомлением о пустоте. Ирония не заложена в самом уведомлении, а порождается его конкретным размещением[6] на странице: здесь угадывается метаирония, причём, вероятно, ненамеренная.

Метаирония судьбы: плашка с мудрым изречением «Важнейшие в жизни вещи — не вещи.» — среди разрухи после торнадо. На метауровне забавно, как автор даже и не расчитывал, что созданная им вещь будет умещена в столь утвердительном контексте.


Упоминания метаиронии деятелями искусства[править]

Метаирония услеживается в романе Джозефа Хеллера «Уловка-22». Французский философ, структуалист и литературовед Ролан Барт назвал метаиронию «похищением языка»[7].

Марсель Дюшан, французский и американский теоретик искусства, называл метаиронию «иронией безразличия»[8][9][10]. Оригинал цитаты Дюшана:

Моя ирония — это ирония безразличия. Это метаирония

Метаирония vs. постирония[править]

И метаирония, и постирония, считается, навлекают некий дополнительный, вторичный уровень или слой иронии. Притом же метаирония никак не синоним постиронии. Метаирония, в конечном счёте, целиком ирония, лишь достигаемая на более объемлющем масштабе или уровне. Постирония же характеризуется неоднозначностью или неполнотою восприятия чего-то целиком в ключе иронии или целиком вовне (как доироничное, прямолинейное или серьёзное). Однако же, метаирония может быть спутником постиронии: от неоднозначиности восприятия чего-либо, как ироничного или доироничного, может навлекаться ирония касательно иронии: метаирония. Например, если в какой-то группе разделились пути толкования некоторого посылка, как серьёзного или шуточного, то наблюдатель может найти забаву в факте того, что постирония найдена на метауровне, не будучи обозначена в самой шутке: серьёзное для одних людей оказывается шуткой для других. В этом разделении угадывается метаирония, не заявляемая в содержании шутки, но культурно обусловленная неоднозначностью толкования.

Иные «мета-» понятия[править]

Источники[править]

  1. wiki.c2.com Meta Irony
  2. yandex.ru/q Что такое метаирония? И чем она отличается от постиронии?
  3. Сычев Андрей Анатольевич СМЕХ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН Специальность 24.00.01. — теория и история культуры
  4. Бакалаврская работа Юмор в сети интернет: философский анализ
  5. “Домой, в Россию!”, Zavtra.ru
  6. Конкретное размещение — «инстанция», токен по дихотомии тип — токен.
  7. Барт, Ролан. Мифологии // Р.Барт — Москва: Академический проект, 2008. С — 251
  8. Cook A. The «Meta-Irony» of Marcel Duchamp // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 1986, № 3, p.266.
  9. dali-genius.ru Дюшан + dada, dada — Дюшан =
  10. urgi.info РЕДИ-МЕЙД: МЕТАИРОНИЯ И КОННОТАЦИИ