Михель Езофович

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Михель Езофович — польский предприниматель[1].

Биография[править]

Происходил из рода Езофович.

Был одним из крупнейших откупщиков своего времени.

Деятельность Езофовича распространялась на Брест, Могилёв, Витебск, Гродно, Минск, Бельск, Дрогичин, Луцк, Владимир-Волынск и Новогрудок.

Езофович отличался выдающейся предприимчивостью и редкой деловитостью, торгуя не только разными товарами, но и занимаясь кредитными операциями. Эту кипучую деятельность, благодаря которой он нажил громадное состояние, Езофович продолжал и после возведения его в «старшие» всех литовских еврейских общин.

«Универсалом» от 27 февраля 1514 года король Сигизмунд объявил всем литовским евреям о назначении над ними старшиной Езофовича ввиду его больших заслуг перед королём: он пользуется правом исключительного предстательства по еврейским делам перед королем и великеим князем, судит евреев, налагает денежные штрафы, заключает в тюрьму и собирает «цинши и теж серебщину» с евреев в пользу казны. Езофович должен иметь при себе, по собственному выбору, раввина для разрешения спорных еврейских дел. Этим актом, напоминающим попытку немецкого императора Рупрехта назначить верховного раввина для немецких общин, король Сигизмунд имел в основном в виду интересы фискальные. Зная Езофовича в качестве опытного откупщика и ценя его финансовые дарования, он хотел воспользоваться им как центральным органом для урегулирования взыскания евр. податей, каковым впоследствии стали ваады польских и литовских еврейских общин.

Право суда было пожаловано Езофовичу «в виде синекуры», потому что судить, вероятно, должен был раввин.

Но акт Сигизмунда остался, вероятно, мертвой буквой или осуществился лишь не надолго. Неудача королевского плана коренилась в незнании существа еврейства, в представлении, что достаточно предоставить кому-либо из евреев право суда, — и евреи сейчас станут обращаться в новоустроенный трибунал.

В многочисленных актах, где фигурирует Езофович в 15141527 годах, он ни разу не титулуется этим званием.

В 1525 году король пожаловал Езофовичу дворянство, предоставив ему герб "Лелива" — единственный случай возведения еврея в польское дворянство.

Умер до 1535 года, так как в этом году Сигизмунд I утвердил его сына, Авраама Михелевича, в принадлежавших его отцу правах на мост в Дорогичине.

Примечания[править]