Однополый мир

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Однополый мир — относительно распространенный мотив в спекулятивной фантастике, посвященный существованию однополых миров или однополых обществ. Эти вымышленные общества долгое время были одним из основных способов изучения влияний гендерных факторов и гендерных различий в научной фантастике и фэнтези[1]. В сеттинге фантастики подобные общества часто возникают из-за исчезания другого пола из-за войны или стихийных бедствий и болезней. Однополые общества могут описываться и как утопичные, так и как анти-утопичные, что, например, часто встречается в фантастических произведениях, посвященных матриархату[2].

Однополые женские миры[править]

В литературе и мифологии существует давняя традиция существования миров, в котором живут только женщины, начиная с амазонок и продолжая некоторыми примерами феминистских утопий. В спекулятивной фантастике принято считать, что миры, состоящие целиком из женщин, возникают из-за болезни, которая уничтожает мужчин, наряду с бурным скачком научного прогресса, который позволяет женщинам продолжать род без мужчин. Получившееся в результате общество писатели-феминистки часто изображают утопическим. Несколько влиятельных феминистских утопий такого рода были написаны в 1970-х годах[3] и среди наиболее часто цитируемых примеров можно отметить такие произведения, как «Женщина-мужчина» Джоанны Расс, «Прогулка на край света» и «Родственные линии» Сьюзи Макки Чарнас, а также «Женщина на краю времени» Мардж Пирси.

Утопии, придуманные авторами-мужчинами, обычно включают равенство полов, а не их жесткое разделение. Общества только для женщин можно рассматривать как крайний тип предвзятого соотношения полов, еще одну распространенную тему научной фантастики. Такие миры часто изображались лесбийскими или феминистскими авторами; описание миров, состоящих только из женщин, позволяет исследовать женскую независимость и свободу от патриархата[3]. Эти общества не обязательно могут быть лесбийскими или сексуальными вообще — известным ранним бесполым примером является «Ейляндия» — утопический роман 1915 года, написанный феминисткой Шарлоттой Перкинс,

Фемискира — родной остров супергероини Амазонки Чудо-женщины в мире DC Comics, был создан Уильямом Моултоном Марстоном, чтобы аллегоризировать защищенность и безопасность в том доме, где женщины могут процветать отдельно от враждебного, доминирующего мужского влияния. Жизнь на этом острове регулируется «законом Афродиты», который гласит: «смертная казнь всякому, кто попытается ступить на Фемискиру».

Британский писатель-фантаст Эдмунд Купер исследовал эту тему в нескольких своих романах, в том числе в произведениях «От пяти до двенадцати» (1968) и «Кому нужны мужчины» (1972).

Некоторые лесбийские авторы, придерживающиеся крайне левых взглядов, использовали в своих произведениях общества только для женщин для того, чтобы доказывать миру, что все женщины были бы лесбиянками, если бы не имели возможности сексуальных контактов с противоположным полом, как, например, в произведении «Ammonite» Николы Гриффит.

Чрезвычайно популярные в феминистическом обществе «Женщина-мужчина» (1975) и «Когда это изменилось» (1972) Джоанны Расс изображали мирное аграрное общество лесбиянок, которое вынужденно вступить в конфликт из-за вторжение мужчин, и мир, в котором мужчины в результате геноцида исчезли, а существование утопического лесбийского общества является закономерным итогом подобной войны[4].

В эпоху бума pulp-журналов матриархальные антиутопии были относительно распространены, в них общество только для женщин или находящееся под контролем женщин было показано с негативной стороны.

В книге Джона Уиндема «Рассмотрим ее пути» (1956) мужское правление показано как репрессивное по отношению к женщинам, но свобода от патриархата возможна только в авторитарном кастовом обществе, основанном только на женщинах[5].

«Девственная Планета» Пола Андерсона изображала мир, где пятьсот отверженных женщин нашли способ размножения бесполым путем, однако дочь генетически идентична матери, в результате чего в конечном итоге планета хоть и имеет высокую численность населения, но оно состоит полностью из «копий» первоначальных женщин. В этом мире, где живут только женщины, мужчины считаются мифическими существами, и человеку, который высаживается на планету после столетий изоляции, трудно доказать, что он действительно один из них.

Примером современного антиутопического женского мира является «Y. Последний мужчина», в котором в результате чудовищной эпидемии уничтожены практически все носители Y-хромосомы на планете, кроме мужчины и самца обезьяны.

Источники[править]

  1. Brian Attebery Decoding Gender in Science Fiction. — 2002. — С. 13. — 219 с. — ISBN 041593950X.
  2. Robin Anne Reid Bartter. — 2004. — С. 101.
  3. 3,0 3,1 Brulotte & Phillips Science Fiction and Fantasy. — 2006. — С. 1189.
  4. Landon Writing Like A Woman: Joanna Russ. — 1997. — С. 129.
  5. Larbalestier Mama Come Home; Parodies of the Sex-War. — 2002. — С. 72.