Отличия между угаритянами и израильтянами в свете хананейского влияния

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Отличия между угаритянами и израильтянами в свете хананейского влияния

Общие сведения[править]

Между текстами Угарита и Бибилей много общего.

Конечно, есть и отличия: в первую очередь, религия Угарита была политеистической, в то время как религия израильтян в конце концов свелась к почитанию «единого бога».

Пророк Осия отмечает участие израильтянок в хананейских сексуальных оргиях, эти девушки в Библии названы ḳǝdēšā (Быт 38:21-22, Втор 23:18, Ос 4:14) — «посвященная», она же zōnā («блудница»). Хотя в угаритском языке имелись подобные термины (khnm — священники, qdsm — «святые»), но в Угарите, судя по имеющимся текстам, таких жриц не было, более того, женщины вообще не выполняли священнических функций[1]. Вообще, из Библии ясно, что библейские ḳǝdēšā были связаны с хананеями, которые совращали израильских девушек (Дан., 56, 57; Быт. 34:1-31), причём и у хананеев ḳǝdēšā не было (Быт 38:21–22). Запрещает это и Библия: «Пусть никто из числа израильтянок не становится кедеша» (Втор 23:18–19), но этот запрет не выполнялся так как хананеи вовлекли в этот культ израильтянок, которые, как пишет Осия, всецело увлеклись этой практикой («На вершинах гор приносят жертвы, на холмах совершают всесожжения — под дубом, под тополем, и под теревинфом, чья тень так приятна. Вот почему блудят ваши невестки, предаются разврату ваши дочери!»), якобы чтобы умилостивить ханаанских богов плодородия. Впрочем, подобная сексуальная религиозная практика наблюдалась и у других народов Ближнего Востока, — девушкам разрешалось иметь внебрачные половые контакты с чужеземцами («гостеприимная проституция»), и это считалось угодным богине Астарте. Хананеи не давали такой вольности своим женщинам, что скорее всего указывает на их пришлое происхождение.

В Угарите, как представляется, женщины имели сексуальную свободу, во всяком случае Ю.Б. Циркин пишет, что бог Илу был не прочь воспользоваться прелестями своей жены для соблазнения Балу:

Балу фактически управлял миром, и это порой не устраивало Илу. Он составлял заговоры против Балу, не останавливаясь даже перед тем, чтобы его собственная жена соблазняла Балу[2].

В Библии мы видим подобные примеры, когда израильтянки (Яэль, Юдифь, Эсфирь) использовали свои чары как оружие против врагов. Супружеские измены в Библии упомянуты нередко (2 Цар., 11, 3; Притчи 5, 3-6; Притчи 7, 4-24; Притчи 6, 32-33; Притчи 18, 23; Притчи 23, 33; Притчи 30, 20; Иоанн, 30, 20).

Другая схожесть состоит в одежде — судя по изображениям, угаритянки любили обнажаться[3][4][5][6][7]. Это отличало их хананеянок, которые, судя по наряду Фамарь, которая отправилась в ханаанское поселение, закутывались в скромную одежду (Быт, 38, 14). Зато израильтянки, как пишет пророк Михей (1:11) ходили erjah («обнаженные»), что вызывало boscheth («стыд») у пророка. Не удивительно, поэтому, что темпераментные хананейские мужчины активно вступали в отношения с израильскими девушками, о чём Библия рассказывает на примере Дины.

Как и в древнем Израиле, в Угарите был сильный матриархат, и положение женщин было довольно высоким[8].

Таким образом, в Угарите судя по всему не было храмовой проституции: «В угаритских текстах qdšm (множественное число от слова qadeš) упоминаются несколько раз (KTU, 4.29.3; 4.36.2; 4.38.2; 4.68.73) в списках занятий после khnm (жрецов), т. е., по всей видимости, в Угарите они были храмовыми служителями, стоявшими на ступень ниже жрецов. Единственный раз (KTU, 1.112.21), когда qdš упоминается в единственном числе, говорится о его пении во время обряда, но из этого вряд ли можно заключить, что пение было главной обязанностью угаритских «святых».»[9]

Между тем, как у древних израильтян культ блудниц был широко распространён:

Из запретов в Лев. 19, 29 и 21, 9 можно предположить, что отдача своих дочерей в обрядовые блудницы была обычным явлением среди допленных иудеев, в т. ч. среди яхвистских жрецов... Речь идёт об обрядовых блудницах, возможно, жрицах Ашеры, культ которой являлся неотъемлемой частью культа Яхве. Сходство историй Осии и Исайи свидетельствует, что священный брак между яхвистским пророком и обрядовой блудницей был законным и распространённым способом пророчества в допленном иудаизме[9] .

Однако, следует указать, что подобное явление возникло вторично и под влиянием хананеев. Хотя сами хананеи не допускали своих женщин до блуда (ויאמרו לא היתה בזה קדשה - И сказали: "не было тут никакой блудницы" / "Никогда тут не было блудницы"), но склоняли к нему израильских девушек (Быт, 34, 31), которые оказались податливыми то ли из-за того, что хотели повысить рождаемость («Слово קדשה, кдоша, блудница относится к совершению этого акта в храме и, по-видимому, берет начало в период матриархата, когда женщины в храмах принимали мужчин, исполняя священный долг продолжения рода»), то ли потому что хотели через детей от хананеев обосновать своё право на Ханаан («дочь Дины Азенат вышла замуж за Йосифа, и он получил свое право на Шхем, как часть приданого его жены»)[10], но скорее всего по причинам более прозаическим — просто потому что хананеи были сексуально активными, и, очевидно, нравились израильтянкам.

Источники[править]