Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Картина Г.Чернецова. Общий вид
Посмотреть в высоком разрешении

«Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге. 1837» — картина русского художника Григория Чернецова, написанная им в 1832—1837 гг. по личному заказу императора Николая I.

Холст, масло. 112x345 см.

Художник[править]

Портрет Григория Чернецова работы художника Л.Румянцева

Григорий Григорьевич Чернецов (1802—1865) родился в городе Лух Костромской губернии (ныне Ивановской области)[1]. В семье выросло сразу несколько художников. Сам отец был иконописцем, работавшим по заказу окрестных церквей. Старший брат Евграф пошел в помощники к отцу. Он явился и первым педагогом двум своим младшим братьям — Григорию и Никанору (1805—1879). Художником стал и их самый младший брат Поликарп[2]. У Григория и Никанора разница в возрасте была не слишком большая — три года, они росли вместе и учились вместе. В 1819 Григорий Чернецов поступил в Петербургскую Академию художеств в класс М. Н. Воробьева, а в 1823 за ним туда же пришел и Никанор Григорьевич Чернецов.

Со временем пути братьев разошлись — Григория зачислили на службу при Кабинете Его Величества с жалованьем 1500 рублей ассигнациями в год[1]. Он стал придворным художником, в его обязанности входило изображение различных официальных событий, в которых принимали участие первые лица государства, — торжественных встреч, парадов, молебствий и пр.[2] и, соответственно, написание портретов великих деятелей государства.

В 1831 году Григорию Чернецову Академический совет присвоил звание академика живописи[1][3].

Однако придворная должность оказалась невечной, и с 1837 г. братья Чернецовы работали вместе. Они сделали зарисовки своей поездки по Волге, но работы эти оказались никому не нужны. Какое-то время работали за границей[2].

Когда в 1865 г. умер Григорий Чернецов, Никанору не на что было похоронить его. Академия Художеств прислала 200 рублей через две недели. Больной и нищий Никанор предлагает руководству Академии Художеств купить 4 портфеля рисунков его и Григория, но там лишь после долгого молчания согласились приобрести рисунки в рассрочку на несколько лет. Никанор Чернецов всей суммы так и не дождался[2].

Военные действия с Царством Польским[править]

Темой картины стал парад по поводу победы над Польским восстанием 18301831 гг., когда войска генерала Ивана Фёдоровича Паскевича-Эриванского (17821856) подавили мятежи в Польше. Взятие Варшавы русскими длилось несколько дней, пока Варшава не была сломлена. Тогда Паскевич написал императору: «Варшава у ног Вашего Величества»[4][5]. По случайному совпадению Варшава была взята в ту же дату, что и Бородинское сражение — 26 августа (7 сентября) (Бородинское сражение произошло в 1812 году).

Пушкин по этому поводу писал чудовищные строчки:

Сбылось — и в день Бородина
Вновь наши вторглись знамена
В проломы падшей вновь Варшавы;
И Польша, как бегущий полк,
Во прах бросает стяг кровавый -
И бунт раздавленный умолк.
БОРОДИНСКАЯ ГОДОВЩИНА[6]

В это же время разразилась страшная эпидемия холеры, достигла она и столиц – Москвы и Санкт-Петербурга[7]. Были временно закрыты учебные учреждения, фабрики, государственные, частные и общественные предприятия, театры[8][9][10]. Тем не менее, Парад по случаю победы над Польским восстанием по решению государя отменять не только не стали, но и потребовали явиться даже заболевших. В результате среди участников Парада было много больных и заразившихся, в скором времени умерших.

Картина[править]

Франц Крюгер. «Парад в Берлине. 1824—1831»

Николай I заказал Григорию Чернецову написать вид, изображающий парад на Царицыном лугу, по типу известной картины Франца Крюгера «Парад в Берлине» — это полотно в феврале 1831 года было выставлено в Концертном зале Зимнего Дворца[1] и, судя по всему, произвело должное впечатление на императора. Немецкий художник среди зрителей парада изобразил всевозможных мировых знаменитостей, в том числе и великого скрипача Паганини; но дело в том, что настоящий Паганини в это время никак не мог находиться в Берлине и, как следствие, — любоваться проводившимся на его площади парадом — что, очевидно, ни для художника, ни для императора значения не имело.

Григорий Григорьевич Чернецов взялся за работу. Работал над картиной он долго, несколько лет, стараясь передать всё точно — и детали военной униформы, и портретное сходство людей.

Художник настолько досконально вырисовывал все мельчайшие детали, по этой картине любой желающий, не будучи специалистом, может изучить военную форму эпохи до самых мелких подробностей[11]. Чернецов был не менее скрупулезен и в написании портретов: специально выезжал туда, где собирались выдающиеся люди отечества, заставлял их позировать и четко копировал черты лица и фигуры, чтобы потом перенести на новое полотно.

Композиция «Писатели в Летнем саду» (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич. Масло. 1832), вошедшая затем в картину
Фрагмент картины с композицией «Писатели в Летнем саду». Позади группы писателей стоит группа балерин Петербургской императорской труппы: Лаура Пейсар, Луиза Круазетт, Екатерина Телешова, рядом драматический актер и автор множества водевилей Пётр Андреевич Каратыгин

Он отдельно записывал данные изображаемых лиц. Вот одна из записей: «Александр Сергеевич Пушкин, рисовано с натуры 1832 года, Апреля 15-го. Ростом 2 аршина 5 вершков с половиною». Именно благодаря этим записям Чернецова последующие поколения узнали рост Пушкина — почти 167 см.[1] (правда, сохранились и другие сведения о росте великого русского поэта, называющие цифру несколько меньше — что на его величии никак не отражается).

Картина являет собой коллективный портрет современников Николаевской эпохи. Всего изображено 223 человека — выдающихся людей России этого периода. По этим портретам сегодня можно судить об их значимости в начале 19 века. Полный список имен прикреплен длинной полосой внизу рамы картины.

Картина собрала всех известных людей России данного времени. Имена некоторых уже забыты, многих помнят по сию пору. Художник включил даже экономку и домоправительницу семьи Чернецовых. А нет среди них декабристов, которые в эти самые годы отбывали ссылку в Сибири.

Художник скрупулезно выписывал внешние образы, добиваясь полного портретного сходства. Искусствоведы называли эту картину «редкостной по своей историко-документальной точности»[1]. Но сама картина является вымыслом. Не собирались все эти люди в точно означенное время на плацу, они были собраны художником на его полотне — и только. А портрет каждого он рисовал отдельно.

Работа вызвала всеобщий интерес в Петербурге, но не понравилась самому заказчику — императору Николаю I: слишком много внимания на полотне оказалось уделено зрителям парада и мало — ему самому[3].

Одновременно с созданием этой картины Григорий Чернецов нарисовал другую: «Парад по случаю открытия памятника Александру I в Санкт-Петербурге 30 августа 1834 года», созданную в 1834 же году. В той работе художник исправил допущенную ошибку: там не зрители - главные действующие лица, а офицеры, ожидающие начала парада. Зрители же являют собой лишь некое украшение, фон, безликие фигуры[1]. В это же самое время Г. Чернецов еще продолжал работать над «Парадом … 6 октября 1831 года на Царицыном лугу».

Результатом решения императора оказалось то, что главная картина в творчестве Г. Чернецова простояла несколько лет в его мастерской на Миллионной улице в Петербурге[2]. Лишь в 1840 году судьба произведения решилась. 6 декабря 1840 года в Зимнем дворце состоялось обручение наследника престола, великого князя Александра Николаевича, с принцессой Баварской. За четыре месяца до бракосочетания высокопоставленные чиновники начали заблаговременно готовить подарки новобрачным, в число которых было решено занести картину Григория Чернецова «Парад на Царицыном лугу».

С тех пор это ставшее поистине выдающимся произведение русской живописи на долгие годы обрело адрес в одной из комнат апартаментов Александра II в Зимнем дворце[2][12].

Ныне картина хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

См. также[править]

Источники[править]

Фотопанорама[править]

{{#ev:gigapan|87249/tiles/&width=19886&height=11736&nlevels=8&cright=19886.0&cbottom=11736.0|600}}
Картина Г.Чернецова в высоком разрешении