Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Полина Киценко

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Полина Киценко

Полина Киценко с мужем Эдуардом



Дата рождения
14 апреля 1975 года
Место рождения
Александров, Владимирская область, РСФСР, СССР




Род деятельности
предприниматель









Бизнес-Секреты 2.0: Полина Киценко — креативный директор Podium Market // Бизнес-секреты (14 июл. 2016 г.) [55:38]

Полина Киценко (Polina Kitsenko) (р. 14 апреля 1975 года) — предприниматель, бывшая владелица сети мультибрендовых универмагов Podium и Podium Market (признаны банкротами в 2012 и 2018 годах соответственно), «светская львица», владелица SlimFitClub, соорганизатор Благотворительного марафона «Бегущие сердца».

Краткая биография[править]

Полина Киценко родилась 14 апреля 1975 года в Александрове (Владимирская область) в семье работника прокуратуры.

В 1986 году вместе с семьёй переехала в Москву. Училась в английской спецшколе. По окончании обучения Киценко поступила на юридический факультет Международного университета в Москве. Жила в США по программе обмена студентов. По возвращении в Москву устроилась работать в департамент платёжных карт коммерческого банка.

В конце 90-х познакомилась со своим будущим мужем — бизнесменом Эдуардом Киценко. На момент знакомства он совместно с партнёром Игорем Краюшкиным владел магазином Podium. Пара расписалась в 1999 году и Полина на правах жены присоединилась к работе по развитию бизнеса супруга. К 2010 году Podium владел более 20 ретейл-бутиками по всей России.

В 2019 году после банкротства Podium Market и ухода семьи Киценко из ретейл-бизнеса Полина открыла спортивную студию #SlimFitClub на Лужнецкой набережной и занялась организацией фитнес-туров со средней стоимостью поездки, по разным оценкам, от 10 до 15 тысяч евро.

Судебные разбирательства и банкротство[править]

В 2010 году, когда первая компания Киценко — Podium — насчитывала 2 десятка универмагов по всей стране, в общественное поле просочились первые жалобы поставщиков о задержках выплат за предоставленные и реализованные в бутиках товары. Бизнес-модель строилась на том, что сначала Полина Киценко брала у дизайнеров их продукцию на реализацию, а выплаты им производила уже после продажи в своих универмагах.

После появления претензий от контрагентов партнёр Эдуарда Киценко Игорь Краюшкин решил выйти из совместного бизнеса и продал долю в Podium. Выкупил её сам Киценко.

«В августе 2011 года стали происходить непонятные процессы. Уже в сентябре Эдуард Киценко в один день переоформил на совершенно другие юридические лица все кассы группы компаний „Podium“», — рассказывал Игорь Краюшкин в интервью газете «Известия».[1]

Как стало известно, в Росбанк, обеспечивший кредит для Эдуарда Киценко, перестали поступать средства на обслуживание кредитной линии в 128 миллионов долларов. По данным Краюшкина, Podium не исполнял свои финансовые обязательства перед контрагентами с сентября 2011 года по май 2012 года. За эти полгода Росбанк недополучил около 6 млн долларов.

«Я так подозреваю, что Podium выводил активы из компании, чтобы подготовить к банкротству, и выводились они на новую компанию, которая называется Podium Market», — рассказывал Игорь Краюшкин.

В 2012 году бренд Podium был ликвидирован по причине банкротства. К этому моменту долг компании перед дизайнерами насчитывал несколько миллионов рублей. Сразу после банкротства Podium на его базе был зарегистрирован новый бренд — Podium Market, был открыт одноимённый универмаг в гостинице «Москва».

«Мы хотим открывать еще больше магазинов, причем не только в Москве, но и по всей России, — анонсировала Полина Киценко. — Такой концепции, как у нас, сегодня нет, пожалуй, ни у кого».

Однако вскоре после открытия в сети появилась информация о новых жалобах поставщиков и долгах перед ними со стороны Киценко.

Первым дизайнером, который публично заявил о невыплатах от Podium Market, была основательница ювелирной марки Velichenko Jewelry Studio Дарья Величенко. Об этом она сообщила на своей странице в Facebook (проект Meta признан экстремистским на территории Российской Федерации), придав делу максимальную огласку. После появления информации о долгах в СМИ, Podium Market выплатил Дарье всю сумму.

В то же время в прессе появились данные о долгах Киценко перед соосновательницей питерского бренда украшений Luch Design Эльвирой Ломовской. После придания конфликта огласке долги перед ней также были погашены.

«В определенный момент мы поняли, что не происходит никаких выплат, и перестали делать поставки. При этом приходили документы о продажах. И когда сумма долга достигла довольно ощутимых для нас 50 тысяч рублей, мы решили закрыть вопрос. Я связалась с подругой-юристом, мы сделали бумажку о прекращении договора, я съездила в Москву ее подписать. После этого ничего не происходило какое-то время, и мы написали предсудебную претензию. Я общалась с менеджером Кариной Фязуллиной. Она говорила, что что-то происходит в компании, и хорошо, что я все сделала, чтобы себя обезопасить с юридической точки зрения. При этом она не гарантировала, что все выплатят. Тем не менее в мае 2017-го нам сделали пять переводов на общую сумму задолженности», — заявляла Ломовская в интервью Blueprint.[2]

Через суд взыскать деньги с компании Киценко пытались, в том числе, бренды Oh, my, Denimes + Cobalt, Tegin Fashion House. Совокупный долг компании перед контрагентами составил свыше 1 млрд рублей.[3]

В период с 2012-го по начало августа 2016-го к компании было предъявлено 23 иска, с конца августа 2016-го до 24 мая 2017-го — 71.[4]

Сами Эдуард и Полина Киценко все обвинения назвали информационной атакой «со стороны блогеров, пользователей социальных сетей и корреспондентов отдельных СМИ, которые интересуются в большей степени новостями с горячими заголовками и желательно в негативном ключе». В июне 2018 года Podium Market был признан банкротом. Семья Киценко объявила, что уходит из ретейла.

«Мы получили официальное уведомление о том, что компания Podium Market обанкротилась. В том же письме говорилось, что все долги будут закрыты до конца августа 2017-го», — вспоминает основательница бренда Totti Ирина Полыковская (Podium Market все ещё должен её бренду 570 тысяч рублей).

Критика[править]

Ксения Собчак, Яна Рудковская и Яна Расковалова открыто назвали Полину Киценко мошенницей. В 2018 году, после банкротства Podium Market, стало известно, что в числе пострадавших есть и подруги Полины Киценко.

Яна Рудковская и Яна Расковалова (бренды Yana Dress, Yana Jewellery) публично заявили о долгах владельцев универмага перед ними. В августе 2022-го Рудковская заявила о том, что Podium Market с 2017 года не выплатил бренду пуховиков Odri 4 млн рублей. Рудковская обвинила в этом бывшую подругу. Расковалова оценила долг Полины Киценко в 30 млн рублей.

При этом Киценко на своих страницах в социальных сетях заверяла, что «юридически никому не должна» и подчеркивала, что «в Podium Market работала наемным сотрудником, получавшим заработную плату, в должности креативного директора и руководителя отдела пиара, маркетинга и ивентов». В ее обязанности, якобы, входила исключительно креативная деятельность по определению направления, что будет модно, контроль за мерчандайзингом, связи с общественностью от лица компании и организация ивентов.

«Я была лицом компании и ее спикером в публичном поле. Но быть лицом — не значит управлять компанией. У меня была важная творческая роль, но де-юре у меня никогда не было финансовых операционных полномочий. Этим занималось большое количество руководящих лиц, наделенных ими, и самое главное, компанией управляли акционеры, в число которых я никогда не входила», — писала Полина Киценко.

Слова Киценко оспаривала Ксения Собчак, которая на тот момент уже не считала себя её подругой. В своём Telegram-канале Собчак привела фрагмент интервью Полины, где та заявляет о том, что владеет 50 % доли своего мужа Эдуарда в Podium Market.

«Бегущие Сердца»[править]

Шлейф скандалов и правовых претензий тянется и за благотворительным марафоном «Бегущие сердца», который, по утверждениям Полины Киценко, она организовала совместно с Фондом Натальи Водяновой.

При этом в СМИ и Telegram-каналах появились сообщения о том, что Киценко незаконно присвоила себе права на «Бегущие сердца». В частности, Ксения Собчак обвинила бывшую подругу в сомнительном получении прав на благотворительный марафон, первоначального организованный «Сбером» и Фондом Водяновой.

«28 мая в Москве состоится марафон „Бегущие сердца“. И нет слов, чтобы описать организатора, которая в обход фонда „Обнаженные сердца“ Натальи Водяновой и пользуясь его безупречной репутацией, делает в этом году забег, используя брендинг, который, конечно же, Полина Киценко зарегистрировала на себя молниеносно еще в самом начале их совместного пути, во всех вариациях, мы проверяли», — писала Ксения Собчак.[5]

Организаторы забега объяснили рокировку тем, что Наталья Водянова в 2022 году не смогла присутствовать на забеге в Москве и его провели под покровительством Благотворительного фонда Константина Хабенского.

Вопросы у публики возникали и к финансовым отношениям Киценко и Фонда Натальи Водяновой. Речь шла о растрате Полиной и Эдуардом собранных на марафоне денег.

«В 2017 году после марафона твой супруг приходил к мужу совладелицы клубов Galladance Оли Панченко Яше и взял у него в долг 100 тысяч долларов, которые не отдал до сих пор. Сказал, что позарез нужны деньги „отдать в фонд“, так как собранные на марафоне они уже потратили», — указывала Собчак в своём Telegram-канале.[5]

Суды с Эдуардом Киценко[править]

В центре скандалов помимо Полины Киценко оказался её муж Эдуард. На его счету разбирательство с «Абсолют банком», в котором Киценко выступает ответчиком. Финансовая структура обвиняет его в невыполнении обязательств на сумму в 1 млрд рублей.

В январе 2023 года суд рассмотрит апелляционную жалобу компании «Стокманн» (российский оператор финского ретейлера Stockmann) на судебный акт, который признал недействительной сделку по покупке ретейлером части имущества сети магазинов «Подиум Маркет» (впоследствии переименована в ИПК «Атлас»). В 2017 году сеть приобрела некоторые активы Podium Market за 105,3 млн руб.

«На нас вышел лично Киценко. Он приехал к нам в офис, договорился о встрече с нашим акционером, и активно начал уговаривать купить хоть что-нибудь. Мы, честно говоря, не очень хотели соглашаться. Киценко нас какое-то время уговаривал — наверное, пару недель. Он рассказывал о том, как мы ему сильно поможем, если купим у него торговое оборудование и остатки товара», — вспоминает глава торговой сети «Стокманн» Геннадий Левкин. [6]

После заключения сделки в декабре 2018 года конкурсный управляющий обанкротившегося бизнеса Киценко обвинил «Стокманн» в нарушении условий выкупа бренда и потребовал вернуть 1,7 млрд рублей, хотя стоимость приобретённых «Стокманном» активов не превышала 106 млн рублей.

Источники[править]