Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Против иудеев (книга Иоанна Златоуста)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Против иудеев (англ. Adversus Judaeos, греч. Κατά Ιουδαίων) — собрание проповедей Иоанна Златоуста, направленные против иудеев и иудаизма[1].

Общие сведения[править]

В 386—387 годах Иоанн Златоуст произнёс в Антиохии восемь антиеврейских проповедей, текст которых, записанных слушателями и опубликованных.

Если ранее церковь лишь полемизировала с догматами иудаизма, Златоуст же яростно нападет на самих евреев и их образ жизни. Златоуст утверждает, что долг христиан — ненавидеть евреев[2]. Златоуст возложил на евреев ответственность за распятие Иисуса. Стивен Кац видит в этих проповедях предвестника гитлеровского антисемитизма.

Златоуст утверждал, что в субботы и праздники еврейская синагога была полна христиан, особенно христианских женщин, которые любили торжественность еврейской литургии, любили слушать шофар на Рош ха-Шана и аплодировали знаменитым проповедникам. Он также указывал на влияние евреев на судебную систему Антиохии.

Сам Златоуст сравнивал себя с пастухом, который защищает стадо (христианских женщин) от волков (евреев), которые их ведут в синагогу:

Иудеи собирают всякий сброд с улицы… распутных женщин, театральные хоры, и весь этот театр, вместе с актерами, тащат в синагогу.

Современные публицисты отмечают этот его патернализм по отношению к христианским женщинам:

In Adversus Iudaeos, John Chrysostom frequently depicted Jews and so-called Judaizers as lascivious wolves in pursuit of innocent Christian sheep, and he asserted that he himself was the good shepherd who protected the sheep from their Jewish predators. His self-presentation as a stalwart guardian of Christian women went hand in hand with the gendered and sexualized portrayal of his religious opponents... Chrysostom's portrait of a heretical Judaizer luring a pure(ly) Christian woman into the synagogue was just one example of how he denigrated his opponents by constructing them as sexual aggressors[1].

Златоуст упрекает евреев во всевозможных грехах, и призывает христиан полностью порвать с ними общение.

Не менее сильно обрушивается он на иудействующих.

Тем не менее, благодаря этим речам до нас дошли ценные сведения о жизни евреев в Антиохии в IV веке и об их влиянии на нееврейский мир:

Иудействующие[править]

Судя по всему, распространению христианства среди язычников предшествовало распространение иудаизма или иудеохристианства, следы которого были во времена Златоуста ещё очень сильны — многие христиане посещали синагоги, участвовали в еврейских праздниках[3]. «Как мы можем надеяться на прощение, — восклицает Златоуст, — если мы ходим в их синагоги по желанию или по привычке и призываем их ученых и магов в наши дома?»[4]. В другом месте он говорит: «Я призываю небо и землю в свидетели против вас, что если кто-нибудь из вас посмеет соблюдать праздники или поститься с ними, или праздновать субботу, или исполнять разные важные или неважные обряды евреев, я буду неповинен в вашей крови»[5].

Таким образом, он возмущался христианами, которые соблюдали Шаббат, еврейские посты и праздники и даже обрезание и участвовали в паломничестве к еврейским святым местам. Златоуст утверждал, что по субботам и еврейским праздникам синагоги полны христиан.

Он пишет, что при болезнях христиане для излечения шли в синагоги. Также он говорит, что христиане верили, что клятвы, данные в синагоге, особенно строго соблюдаются из-за страха перед Богом.

Златоуст грозит тем, кто ходит в синагогу («крепость диавола») ударом молнии по голове.

Эти его слова можно толковать и как свидетельство успешного иудейского миссионерства, но и как следы более раннего распространения иудаизма среди язычников Сирии, которое лишь начало сменяться христианством.

При этом, речь самого Златоуста указывает на влияние Агады, которая в то время пользовалась преобладанием среди палестинских евреев. Например, в своих гомилиях к Матф., 11, Златоуст толкует слова: «Посмотрите на скалу, из которой вы высечены»[6], в том смысле, что речь идет о Сарре, которая была не способна к деторождению, а потомство её как будто получено из камня, с чем буквально совпадает сказанное в Талмуде[7]. В другом месте Златоуст говорит: «За чревоугодничество Адам был изгнан из рая, за это же Бог послал потоп в дни Ноя и наказал жителей Содома; об этом говорит и пророк Иезекиил: «Вот это и был грех сестры твоей (страны) Содома: пресыщение хлебом и беспечный покой были у нее» (16, 49), — аналогично находим в Сифре[8], с ссылкой на тот же стих Иезекиила.

Обвинение в похотливости[править]

Златоуст утверждает, что евреи приводят в синагоги «скопище распутных женщин»[9].

Он сам напал на одного мужчину («какой-то негодяй и безумец»), который принуждал «одну почтенную, благородную, скромную и верную христианскую женщину войти в синагогу еврейскую». Златоуст предостерегает:

Где блудница предается блудодеянию, то место и есть непотребный дом. А лучше сказать, синагога есть только непотребный дом и театр, но и вертеп разбойников и логовище зверей[10].

Кущи, которые строят евреи, «не лучше корчемниц, в которых водятся женщины распутныя и играющия на флейте»[11].

Златоуст называет евреев «женонеистовыми» и похотливыми[12]:

Говорю о нечестии и нынешнем безумии иудеев. Но пора уже показать, что там в (синагоге) живут и демоны, и не только в этом месте, но и в самых душах иудеев... А похотливостию не превзошли ли они самых похотливых животных? Послушай, что пророк говорит о их невоздержности: "кони женонеистовии сотворишася, кийждо к жене искренняго своего ржаше"; не сказал: каждый питал похоть к жене ближняго; нет, с особенною силою выразил их неистовую похоть ржанием (известных) животных[13].

(Пророк Иеремия писал от имени Бога [V, 8]: «Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц. Это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого.» ).

Также Златоуст пишет:

Иудеи ничего этого и во сне не видят, так как живут для чрева, прилепились к настоящему, и по своей похотливости и чрезмерной жадности нисколько не лучше свиней и козлов; только и знают, что есть да пить, драться из-за плясунов, резаться из-за наездников[14].

Судя по словам Златоуста, в первую очередь в синагоги ходили христианские женщины, и их надо отваживать от этой привычки, аналогично запрету жёнам и слугам посещать театры:

Есть у тебя слуга, или жена, удерживай их дома с великою строгостию. Если ты не позволяешь им ходить в театр, тем более не позволяй ходить в синагогу, потому что это преступление больше того: там - грех, а здесь - нечестие. Говорим это не с тем, чтобы вы позволяли им ходить в театр, ибо и это худо; но, чтобы гораздо более воспрещали им ходить в синагогу[15].

Златоуст упрекает мужей, которые отпускают жён в синагоги, а те бегут туда по призыву труб (шофара):

Когда же диавол зовет их к трубам и они с готовностию повинуются ему, не останавливаете их, но равнодушно смотрите, как они увлекаются к преступному нечестию и предаются невоздержности. Ибо туда, обыкновенно, собираются и любодейцы, и изнеженные мужчины, и целая толпа плясунов. И что говорить о совершающихся там прелюбодеяниях? Ужели ты не боишься того, что жена твоя возвратится оттуда с диаволом в душе? Разве ты не слышал, как ясно показало нам предыдущее слово, что демоны обитают и в душах иудеев, и в местах, где они собираются? Как же осмеливаешься ты, скажи мне, после пляски с демонами снова идти в апостольское собрание?[16]

Мужчины также ходили в синагоги. Злаутоуст походы мужчин туда объясняет суеверной верой в то, что молитвы евреев могут побороть травму и болезни.

Говоря о походах жён в синагоги Златоуст явно говорит о прелюбодеянии, то есть, то ли этих женщин в синагоги водили их евреи-любовник, то ли сами синагоги становились местом оргий (этот кажется абсурдным вывод однако не столь уж неправдоподобен: есть свидетельства античных авторов, что евреи участвовали в оргиях, схожих с дионисиями).

Предсказание скорого заката иудаизма[править]

В своих сочинениях Златоуст доказывает, что иудаизм отжил свой век, так как иудейская религия якобы не может существовать без храма, без жертвоприношений и без религиозного центра в Иерусалиме, причем ни одно из позднейших религиозных установлений евреев не может их заменить.

Златоуст уверен, что «иудеи никогда не получат ни храма, ни города» [Иерусалима].

Занятия евреев[править]

Златоуст называет синагоги местом сбора разбойников и торгашей (торгашом он называет и иудейского патриарха), актёров и танцоров. Говоря о пороках евреев, он восклицает:

О чем еще сказать вам? О хищениях, о лихоимстве, о притеснении бедных, о кражах, о корчемничестве?

Были ли актёры евреями, или их призывали в синагоги для увеселения, из текста неясно.

Однако, остаётся предположить, что среди евреев Антиохии были торговцы, возможно ростовщики, бандиты и корчмари, а также служители культа, люди свободных профессий.

Прочие подробности[править]

Любопытен рассказ Злаутоуста, что император Константин приказал отрезать уши поднявшим мятеж евреям:

При Константине они опять покушались на то же; но царь (в наказание им) обрезал им уши, и положив на их теле знак их возмущения, водил их всюду, как беглецов и негодяев, таким искажением тела делая их приметными для всех, и вразумляя живших повсюду (иудеев) не отваживаться на подобныя дела.

Ссылки[править]

Источники[править]

  1. КЕЭ, том: 3. Кол.: 752–753.
  2. Adversus judaeos, VI, 7
  3. Adversus judaeos, I, издание Migne, 8, 48
  4. ib., VIII
  5. ib., I, 8
  6. Ис., 51, 1
  7. Иеб., 64а
  8. к Экеб, 48, к Гаазину, 18
  9. Adversus judaeos, I, 2
  10. ib., I, 3
  11. ib., VII, 1
  12. ib., IV, 6
  13. ib., I, 6
  14. ib., I, 4
  15. ib., IV, 7
  16. ib., II, 3