Работа с домашним насилием
Работа с домашним насилием — это сфера деятельности, которая занимается помощью пострадавшим от домашнего насилия и профилактикой этой проблемы в обществе. В западных странах для этого обычно использются совместные усилия правоохранительных органов, социальных служб и здравоохранения.
В России важную роль играют независимые проекты («Сестры», «Институт недискриминационных гендерных отношений «Кризисный центр для женщин», «Насилию.нет», центр помощи женщинам «Ты не одна», «Китеж»), а также ГБУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям»[1][2]. Эти центры оказывают помощь пострадавшим. В некоторые организации могут обратиться за психологической помощью и люди, склонные к насилию, которые не могут сами помочь себе справиться с деструктивным поведением. В России такой работой на 2023 год занимаются проекты «Насилию.нет», «Альтернатива» и «Знание остановит гендерное насилие»[3].
Признание домашнего насилия как социальной проблемы[править]
В 1970-х годах в Европе и Северной Америке были проведены исследования, которые выявили широкую распространённость насилия в семьях. Такого рода насилие может привести как эмоциональным и физическим травмам, так и к смерти.[1] Тогда же домашнее насилие стало обсуждаться как социальная проблема, требующая адеватных решений. Маргрит Брюкнер, немецкая исследовательница, социолог и профессор Франкфурского университета прикладных наук, связывает интерес к теме с переосмыслением того, что такое публичная и приватная сферы жизни:
В 1970-х годах началось международное женское движение под лозунгом «Личное есть политическое». Целью его было предать гласности то, что случается с женщинами в частной сфере. Нарушив негласное убеждение «держать в семье дела семейные», женщины вынесли на суд общественности проблемы физического, психического и сексуального насилия. Таким образом, международное женское движение не только предало гласности факт домашнего насилия над женщинами, но и придало ему статус проблемы прав человека.— Брюкнер МаргритНасилие в семье: локальные действия международная проблема
Несмотря на развитие идеи, что домашнее насилие — это проблема прав человека, в 2010 году Организация Объединенных Наций установила, что практически часто эту проблему не удаётся адресовать. В ряде стран домашнее насилие по-прежнему часто считается частным делом, а законов против домашнего насилия или нет или они не соблюдаются. Для помощи в адресации этой проблемы ООН опубликовало Руководство по эффективному реагированию на насилие в отношении женщин, которое могут использовать в своей работе сотрудники полиции и кризисных центров.[3]
Руководство по эффективному реагированию отмечает, что количество зарегистрированных в полиции случаев домашнего насилия часто ниже, чем колическо реальных пострадавших. Люди, пережившие насилие в семье, боятся обратиться в полицию или не знают о такой возможности. Руководство по эффективному реагированию выделило список причин, из-за которых пострадавшие могут скрывать информацию о проишествии и не образаться за помощью: [4]
- Страх
- за свою собственную безопасность или безопасность своих детей
- что у них отберут детей
- неспособности обеспечить себя и своих детей
- риска депортации (если человек иммигрант в настоящей стране проживания)
- Внешнее давление
- со стороны членов семьи, религиозного или культурного сообщества
- из-за оправдания случаев насилия со стороны властей
- Лояльность или эмоциональная привязанность к насильнику
- Перенос вины на себя или низкая самооценка
- Изолированность, отсутствие системы поддержки
- Отсутствие юридической информации о правах жертв
Что касается зарегистрированных случаев, то они часто недостаточно расследуются.[5] Если потерпевший отказывается сотрудничать в ходе расследования, прокурор может принять решение не возбуждать дело.[6] Если дело рассматривается в рамках системы уголовного правосудия, иногда выносимый приговор оказывается незначительным. Важное психологическое следствие этого, по мнению криминологов, — насильники постепенно перестают бояться наказанияю. [7]
Согласно Руководству по эффективному реагированию: «Без четко целенаправленных усилий по изменению институциональной культуры и практики, а также по включению гендерного вопроса в законодательство и практику большинство правовых и политических реформ не имеют большого положительного эффекта». Эффективная система требует «совместного, скоординированного и эффективного участия» правоохранительных органов, сообществ, неправительственных организаций (НПО), судов и тюрем.[5]
Общественные действия для решения проблемы домашнего насилия могут включать в себя: кризисные центры, шелтеры для временного проживания пострадавших, программы профилактики и поддержки пострадавших, кооперация с религиозными и локальными сообществами, программы поддержки и терапии для атворов насилия. [8]
Программы по работе с авторами насилия[править]
Хотя авторами домашнего насилия могут быть люди любого гендера, в центре внимания психологов в основном оказываются мужчины, которые склонны к насилию в семье. Это обусловлено статистикой, согласно которой мужчины чаще оказываются авторами насилия. В России по данным экспертно-аналитического исследования, проведенного СПБГУ на 2019, среди супружеских пар от насилия в подавляющем большинстве страдают жены — 91%[9].
Описывая свой опыт работы с мужчинами, применяющими насилие в семье, психолог Центра социальной помощи семье и детям «Аист» Екатерина Рахлина связывает проблему с низким уровнем понимания своих эмоций среди мужчин:
Влияние гендерных установок на формирование психологической культуры у мужчин заставляет их подавлять и обесценивать собственные чувства. Как итог – всплески агрессии, депрессии, наличие различных заболеваний. Случаи, когда мужчины сами приходят к психологу с такой проблемой, единичные, то есть изначально речь идет скорее о внешней, а не о внутренней мотивации.— Екатерина РахлинаПсихологическая работа с мужчинами, применяющими насилие в близких отношениях.
Один из распространённых методов работы с авторами насилия — модель НОКСА. Модель носит такое название из-за первых букв основных этапов терапии: Насилие, Ответственность, Контекст, Следствие, Альтернатива. Авторы модель и методики — Станислав Хоцкий, Андрей Исьёмин и Андрей Колпаков. Эта модель может быть совмещена с разными психологическими подходами[11].
Рахлина формулирует ряд задач, которые ставит перед собой этот вид терапии [10]:
- Сформировать понимание причин применения насилия как средства контроля партнеров и детей, их мыслей, действий, чувств.
- Выявить и помочь осознать различные формы насилия.
- Определить культурные и социальные факторы, которые способствуют или одобряют насилие. Контексты, в которых проявляется насилие, используются для рационализации, оправдания и обоснования домашнего насилия.
- Противостоять оправданиям домашнего насилия, основываясь на позиции, что агрессоры несут ответственность за свое поведение. Делать упор на мотивацию мужчины и уважительную поддержку изменений.
- Изучить контекст насилия, как физический, так и психологический.
- Изучить разрушительные и потенциально опасные последствия домашнего насилия.
- Помочь мужчинам осознать краткосрочные и долгосрочные последствия домашнего насилия, принятие ответственности за последствия своего поведения.
- Достичь осознания неприемлемости насилия в близких отношениях.
- Достичь принятия ответственности за агрессивное поведение и его последствия.
- Изучить альтернативные способы поведения, стимулирование мужчин к поиску и опробованию альтернатив: уважительное и безопасное поведение.
Примечания[править]
- ↑ Handbook on effective police responses to violence against women. Criminal Justice Handbook Series. World Health Organization. 2010. p. 12.
- ↑ Брюкнер М. Насилие в семье: локальные действия международная проблема (перевод с английского) (ru (рус. )) // Журнал исследований социальной политики : журнал. — 2009. — Vol. 7. — № 2. — С. 261—272.
- ↑ Handbook on effective police responses to violence against women. Criminal Justice Handbook Series. World Health Organization. 2010. p. 7.
- ↑ Handbook on effective police responses to violence against women. Criminal Justice Handbook Series. World Health Organization. 2010. p. 17.
- ↑ 5,0 5,1 Handbook on effective police responses to violence against women. Criminal Justice Handbook Series. World Health Organization. 2010. p. 13.
- ↑ Dawson (2001). «Victim cooperation and the prosecution of domestic violence in a specialized court». Justice Quarterly 18 (3): 593–622. DOI:10.1080/07418820100095031.
- ↑ Siegel, Larry J. Criminology, 8th edition. — Thomson-Wadsworth, 2003. — P. 126–7.
- ↑ Handbook on effective police responses to violence against women. Criminal Justice Handbook Series. World Health Organization. 2010. pp. 37-86.
- ↑ Исследование: около 75% пострадавших от насилия в семье - женщины - ТАСС. web.archive.org (2023-08-29). Проверено 29 августа 2023.
- ↑ 10,0 10,1 Рахлина Е. В. Психологическая работа с мужчинами, применяющими насилие в близких отношениях. Опыт работы психолога Санкт–Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Аист» Пушкинского района» (ru (рус. )) // Социальное обслуживание семей и детей: научнометодический сборник : сборник. — 2017. — № 11. — С. 108—122.
- ↑ Триана-Ривера, Дария Домашнее и партнерское насилие в России: сколько у него жертв и как им помочь рус.. Системный Блокъ (2023-07-12). Проверено 29 августа 2023.