Репродуцирование в фильме Олимпия Лени Рифеншталь

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Репродуцирование в фильме «Олимпия» Лени Рифеншталь

Понятие[править]

Репродуцирование — это понятие означающее воспроизведение в любом размере, объеме или форме одного или более экземпляров оригинала или копий как письменных, так и других графических произведений за счет фотокопирования или посредством другого вида инструментов.

Репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение перечисленных копий в электронной, оптической или иной машиночитаемой форме.[1]

В данном контексте говорится о репрографическом изображении отдельно взятых объектов, а именно человеческого тела в фильме немецкого режиссера и фотографа Лени Рифеншталь «Олимпия. Часть 2: Праздник Красоты».

Олимпия. Часть 2: Праздник красоты[править]

«Оли́мпия» (нем. Olympia — Олимпиада) — документальный фильм о XI летних Олимпийских играх, прошедших в Берлине в июле — августе 1936 года. Фильм состоит из двух частей: «Олимпия. Часть 1: Праздник народов», «Олимпия. Часть 2: Праздник красоты».

Данный фильм является ярким представителем так называемого «олимпийского кино»[2]. В период массового освещения послевоенных олимпиад именно этот фильм стал основоположником новой эстетики, во многом благодаря таланту немецкого режиссера Лени Рифеншталь. В фильме в различных ракурсах вниманию зрителя представлено человеческое тело, во всей своей красе и величии. Мощные торсы спортсменов сняты с выгодных позиций, показана точность и плавность движений людей, занимающихся спортом.

Нововведения в съемочном процессе[править]

Впоследствии такому стилю пытались следовать многие режиссеры, снимающие олимпийские игры и, в частности, спортсменов. Например, в архиве British Pathe до сих пор есть документальные съемки церемонии открытия псевдо-олимпийских игр 1946 года на стадионе в Берлине. Организаторы вновь получили обвинения в милитаризме, как и во время съемок Олимпийских игр 1936 года. Оператор British Pathe, снимал атлета, зажигавшего олимпийский огонь с нижнего ракурса, отсылая не только к Рифеншталь, но и к архитектурным традициям XIX века. Основной дух Олимпийских игр все же отличался не только неоклассицистическими ракурсами, но и техническими нововведениями.

Общеизвестно, что Лени Рифеншталь и ведущие операторы «Олимпии» (1938) Ганс Эртл (Hans Ertl), Вальтер Френц (Walter Frentz), Гуцци (Густав) Ланчнер (Guzzy (Gustav) Lantschner) ввели в съемочный процесс множество нововведений. Эта традиция продолжалась и после войны. Проявил себя в плане знания технических ноу-хау режиссер фильма «Великая Олимпиада» (La grande Olympiade, 1961), в честь Игр 1960 года в Риме, Ромоло Марчеллини (Romolo Marcellini), прекрасно показавший мощь борцов на фоне каменных арок, гимнастов — в термах, марафонцев— на исторической Via Appia. Также благодаря технике, режиссер использовал съемку с вертолета.

И все же, несмотря на роль «Олимпии», она была не первой.

Истоки «олимпийского кино»[править]

В 2008 году в преддверии олимпиады 2012 года в Лондоне британский историк кино Люк МакКернан представил вниманию публики пленки эпохи Пьера де Кубертена, для того чтобы показать истоки «олимпийского кино». Во время Парижской олимпиады 1900 года основанный хронофотографом Этьен-Жюлем Маре «Институт Маре» (The Marey Institute) осуществил хронофотографирование олимпийцев США. На основе хронофотограммы были созданы «двигающиеся картинки», прототип современного кино. Казалось бы, какое фундаментальное значение могли нести такого рода эксперименты. Но именно студии Маре заложили основы изображения олимпийского движения на экране.

Внимания заслуживает фильм, посвященный событиям Мюнхенской олимпиады 1972 года «Глазами восьми» (Visions of Eight, 1973), продюсером которого стал Дэвид Вольпер. Фильм состоит из художественных взглядов восьми режиссеров, принявших участие в съемках: Милош Форман, Клод Лелюш, Артур Пенн, Джон Шлезингер, Кон Итикава, Мэй Зеттерлинг, Юрий Озеров, Михаэль Пфлеган. В 1890 году Маре снял свой «опус по прыжкам с шестом». И затем, в 1972 году фотография в «стиле Маре», сделанная Лени Рифеншталь, была опубликована в Sunday Times Magazine. В фильме «Глазами восьми» соревнования по прыжкам с шестом снимал Артур Пенн. В фильме обошлось без музыкального сопровождения — овации и аплодисменты зрителей стали этим сопровождением. Начало новеллы Пенна — возникновение нового мира ex nihilo, из ничего. Ex nihilo — это случайность. Первые кадры фильма возникают из ниоткуда: в самом начале нечетко настроена оптика.

Эпизод прыжка с шестом[править]

Эпизоды Рифеншталь и Кона Итикавы о соревнованиях по прыжкам с шестом похожи : оба начинаются с отдыхающих (внимательно наблюдающих за остальными участниками) спортсменов США, а в конце эпизода следует наступление темноты. Отличие пленок заключается в том, что свою новеллу Рифеншталь, сопровождает патетической музыкой. Итикава в своем творении к музыке относится более неприхотливо. Но сама «схватка» спортсменов и публики схожа, как будто одно и то же представление происходит в одних и тех же декорациях, только одни актеры сменились другими. На смену состязанию 1936 года спортсмена из США и из Японии приходит дуэль Хансена и Рейнхарда.[3] Ощущение такое, будто Итикава принимает эстафету от Лени Рифеншталь.

Мнение[править]

«Герои „Олимпии“ — не люди, а именно тела, скульптуры или машины, созданные для достижения очередного рекорда. В последних эпизодах, где показываются прыжки в воду, Рифеншталь демонстрирует сверхчеловечность своих героев: мы не видим их естественного падения (земля Рифеншталь не интересует, ее она оставляет за кадром), а восхищаемся парением спортсменов в небесных просторах. Это — люди-птицы, киборги, превзошедшие свое человеческое естество, воплотившие мечту Икара. „Олимпия“ — фильм о летающих людях, которые совершают свои полеты с шестом, на брусьях, с трамплина.», описала в своей статье «Олимпия» искусствовед Екатерина Викулина[4]

Съемка процесса полета в «олимпийском кино»[править]

К киноисследованиям процесса полета в спорте можно отнести и «горный» фильм Aрнольда Фанка «Белое безумие» (Der weiße Rausch , 1931), где героиня Лени Рифеншталь также хочет парить, хотя первый ее полет на лыжах весьма краток, или фильм Вильгельма Прагера «Путь к силе и красоте» (Wege zu Kraft und Schönheit- Ein Film über moderne Körperkultur, 1925)[5], где показаны уроки по прыжкам в воду немецкого спортсмена Ганса Лубера (серебряный призер по прыжкам в воды на Стокгольмской олимпиаде 1912 года), но этим первым опытам спортивной съемки до мастерства Рифеншталь еще далеко. Также кадры «Олимпии» можно сравнить с фотоиллюстрациями из официального отчета об олимпийских играх в Лос-Анджелесе в 1932 году.

Источники[править]

Ссылки[править]