Сомедж То

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
{{{имя}}}

Сомдеж То (официальное имя — Сомдеж Будхакария (То Брахмаранси), тайск. สมเด็จพระพุฒาจารย์ (โต พฺรหฺมรํสี)) — знаменитый тайский монах времён Королевства Раттанакосин. Является одним из самых известных и почитаемых монахов в Таиланде[1], ему посвящены многочисленные статуи и изображения в Бангкоке.

Он славился своей мудростью и остроумием. Имел тесные связи с королевской семьей[1], но оставался досягаем для людей любого социального уровня, что стало одной из причин его популярности[источник?].

Сомдеж То приписывают магические способности, а его амулетам — волшебные свойства[2]. В частности, амулеты должны приносить владельцу благоволение высокопоставленных начальников, повышая шанс увеличения заработной платы и карьерного роста. В связи с модернизацией тайского общества подобные преимущества ценились всё сильнее, и с 50-х годов популярность монаха и спрос на его амулеты начал уверенно расти. В 70-е годы, когда поклонение Сомдеж То было уже широко распространено, цена амулета была сопоставима с ценой автомобиля[3].

Легенда[править]

Сомдеж То родился в провинции Аюттхая и был незаконнорождённым сыном дворянина, который стал королем Рамой II. История гласит, что однажды в 1787 или 1788 году, когда дворянин был на севере Таиланда, очистившись после вторжения бирманцев, он оказался отделен от своих войск. Когда он ехал на своей лошади, он увидел дом, в котором встретил молодую девушку пятнадцати-шестнадцати лет.

Дворянин, измученный дорогой, попросил у неё воды. Девушка пошла набрать воды из колодца. Она набрала в миску воды, над которой она разломила цветок лотоса и тычинки его покрыли гладь воды. Затем она вручила ему миску, когда он сидел на лошади. Он долго смотрел на тычинки поверх воды, а затем очень осторожно выпил воду, чтобы не проглотить их. Когда он протянул ей чашу, он спросил её: «Это уловка?»

«Нет», — сказала она. «Я видела, что вы так сильно хотели утолить жажду, так, что будете быстро глотать и можете захлебнуться. Поэтому я подумала, что это хороший способ убедиться, что вы пили медленно».

Будущий король попросил девушку привести её родителей. Она привела их и путник спросил разрешения у родителей: «Я хочу быть с вашей дочерью». Видимо, не смея возражать знатному человеку, они дали согласие.

Поэтому она присоединилась к будущему королю в армейском лагере, но по мере того, как кампания заканчивалась, он сказал ей: «Боюсь, я не могу доставить тебя во дворец вместе со мной, но если у тебя будет мой ребёнок, вот мой пояс. Дайте ему пояс, и я узнаю, что это мой ребёнок. Я позабочусь о нём или о ней в будущем». После этого он оставил её и отправился в Бангкок. Вся её семья вскоре отправилась в Бангкок, когда обнаружила, что она на самом деле беременна. Они переехали в плавучий дом, пришвартованный на берегу реки Чао Прайя перед монастырем Ват ин. Она родила сына и назвала его Тохом, что означает «большой». Когда он был достаточно взрослым, он был рукоположен в качестве новичка. Несколько лет спустя, когда дворянин стал королём Рамой II, семья взяла Новичка Тоха в Ват Ниббанарам — в настоящее время храм Ват Махатад, храм через дорогу от Большого дворца, — и показала пояс ламе.

Лама возложил пояс к царю, и царь сказал: «Да, это мой сын». Поэтому он позже спонсировал рукоположение Новичка Тоха как монаха. Когда принц Монгкут — позже IV — был рукоположен в монахи, Фра Тох был его «старшим братом-монахом», тот, кто дал ему начальную подготовку в Дхамме и Винае.

Вскоре после рукоположения князя Монгкута его отец умер, и хотя по рождению принц Монгкут был следующим в очереди за престолом, Тайный совет избрал одного из своих единомышленников, чтобы царствовать как Рама III. Когда это произошло, Фра Тох решил, что было бы разумно покинуть Бангкок, поэтому он отправился в лес. Князь Монгкут оставался монахом в течение 28 лет, пока Рама III не скончался. Затем ему был предложен трон, он согласился и был коронован королем Рамой IV.

Вскоре после его коронации он послал слово, чтобы вернуть Фра Тоха в Бангкок. Чиновники ушли в лес, приводив любого монах, которого они могли найти, и спрашивали: — Этот монах? — Нет — Этот монах?

Наконец, слово дошло до Фра Тоха, и он вышел добровольно. Царь дал ему титул Сомдеж, который, рядом с Верховным Патриархом, является наивысшим титулом, который наделял правом владения, и назначил его ответственным за монастырь через реку от дворца Ват Раханг.

Раму IV помнят как мудрого и гуманного короля. Сомдеж То написал пророческий стих, в котором описал будущее династии Чакри (Бангкок). Он поддерживал или воплощал Дхамму. И желание Рамы IV иметь Сомдеж То возле дворца являлось признаком его мудрости. Он знал, что, будучи королем, ему будет трудно найти людей, бесстрашных и бескорыстных, чтобы откровенно сказать ему, когда он был неправ, и поэтому он хотел, чтобы его бывший учитель рядом выполнял эту функцию.

Но даже будучи бывшим учителем короля, Сомдеж То должен был проявлять тактичность и умение критиковать короля.

Источники[править]

Литература[править]