Толерантность к нереалистическому опыту

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Толерантность к нереалистическому опыту — один из когнитивных стилей, который показывает степень принятия человеком тех ситуаций, которые расходятся с имеющимися у него знаниями и фактами. Данный когнитивный стиль проявляется в нетипичных для человека условиях, которые оказываются для него незнакомыми и непредвиденными.

История изучения[править]

Менингерское исследование[править]

Термин «толерантность к нереалистическому опыту» появился во второй половине XX века. Он был введён Г. Клейном и Р. Гарднером в рамках их исследования когнитивных контролей (когнитивных стилей), под которыми они понимали способы обработки информации, формирующиеся на ранних этапах онтогенеза и являющиеся основой защитных механизмов. В качестве первостепенной функции контролей называлось структурирование поступающей из внешнего мира информации соответственно как реальным условиям, так и внутренним особенностям человека, таким как память или мышление, например. По результатам Менингерского исследования было выделено 6 когнитивных контролей:

  1. Ригидный — гибкий познавательный контроль
  2. Узкий — широкий диапазон эквивалентности
  3. Высокий — низкая толерантность к нереалистичному опыту
  4. Уравнение — заострение
  5. Фокусирование — сканирование
  6. Широта категории

Методы[править]

Методы диагностики толерантности к нереалистическому опыту отражают готовность человека принимать такую информацию, которая будет противоречить уже имеющимся у него установкам. Для выявления толерантности к нереалистическому опыту обычно применяются методика «кажущегося (мнимого) движения», тест Роршаха и эксперименты с анизейконическими линзами.

  1. В методике «кажущегося движения» испытуемый получает следующую инструкцию: его предупреждают, что ему будет предъявляться некое число кадров с тем или иным изображением (например, лошади или человека) и что оно может вызвать иллюзию движения. Иными словами, условиями эксперимента задается разногласие между информацией, полученной перед исследованием в инструкции, и наблюдаемыми изменениями характеристик объекта на изображении в ходе исследования.
    • Эксперимент можно подразделить на три этапа: на первом предполагается, что испытуемый видит два сменяющих друг друга изображения лошади, на втором — одну ее движущуюся фигуру и на третьем — две одновременно мелькающие фигуры. Показатель меры толерантности: величина временного диапазона (в секундах), в котором данный испытуемый видел одну движущуюся лошадь (чем он больше, тем больше выражена толерантность к нереалистическому опыту)[1]. Таким образом, испытуемый демонстрирует способность абстрагироваться от ранее полученной информации. Если же испытуемый, наоборот, более склонен следовать инструкции и ориентироваться на приобретенные из нее знания, то он неохотнее, медленнее согласится с фактом наличия движения. Это будет говорить о низкой толерантности к нереалистическому опыту. В первом случае показатель временного диапазона будет стремиться к максимуму, а во втором — к минимуму.
    • В рамках этой же методики может предъявляться фигура человечка, изображенная, например, на стенках барабана. Таких фигур будет несколько, у каждой будет меняться положение ног. В начале эксперимента барабан начинают крутить, постепенно увеличивая скорость. В первые секунды каждая фигура человечка будет восприниматься отдельно, но в какой- то момент у испытуемого возникнет иллюзия движения, все силуэты человечков «сольются» в одного. Степень толерантности к нереалистическому опыту рассчитывается аналогично описанному выше.
  2. Тест Роршаха применяется как один из методов исследования психики человека. Предполагается, что ассоциации, вызываемые чернильными пятнами, которые предъявляются испытуемому, индивидуальны и могут быть использованы в обнаружении особенностей личности человека. Толерантность к нереалистическому опыту тем ниже, чем больше очевидных ответов дает испытуемый.
  3. Методика предполагает использование испытуемым анизейконических линз, которые надеваются на оба глаза. Эти линзы искажают пространственные отношения, однако, эти изменения замечаются испытуемыми не только с разной скоростью (кто-то обращает внимание на искажения сразу же, кто-то через некоторое время), но и порой вовсе игнорируются. Подобные различия связаны с индивидуальностью реакций на необычные перцептивные впечатления: некоторые люди в ожидании срабатывания защитных реакций демонстрируют избегающее поведение, другие — открытость к «нереалистичным» особенностям событий. Степень толерантности отражается в таких характеристиках, как время, за которое фиксируются искажения, и величина этих искажений. Чем выше эти показатели, тем менее толерантен человек к нереалистическому опыту.

Проявление толерантности к нереалистическому опыту[править]

Некоторые авторы связывают высокую степень толерантности к нереалистическому опыту с более высокими показателями уровня интеллектуального развития, а также с творческим потенциалом. Люди с низкой толерантностью люди более тревожны вследствие неготовности воспринимать непривычную информацию[2]. Данный когнитивный стиль — один из немногих, который обнаруживается у детей-дошкольников, выраженность толерантности к новому и маловероятному у них очень высока.

Итоги и перспективы[править]

Таким образом, проведенных исследований в целом достаточно, чтобы сделать следующие выводы о механизмах возникновения толерантности/нетолерантности к нереалистическому опыту:

  1. Толерантность/нетолерантность появляются в условиях, создающих явное несоответствие между информационным вводом, с одной стороны, который укрепляет веру в то, что "реально", и, с другой стороны, непрерывным информационным вводом, который производит опыт, противоречащий этому убеждению.
  2. Толерантные/нетолерантные установки появляются в условиях, когда субъект вносит в ситуацию сильно укоренившееся, давно отработанное и проверенное убеждение, которое теперь опровергается системным и устойчивым изменением проксимальной стимуляции. Ситуация с анизейконическими линзами носит именно такой характер. Задачи такого типа будут представлять собой проблему относительной прочности хорошо установленных уровней адаптации.
  3. Толерантные/нетолерантные отношения появляются в условиях, когда воспринимаемая информационная отдача (обратная связь) от действия или восприятия оказывается обманчивой, т. е. порождает ложные гипотезы неэффективных действий.
  4. Толерантные/нетолерантные установки появляются в условиях, способствующих быстрым изменениям содержания осознания.

Все тесты, представленные в настоящем исследовании, могут быть включены в первые два пункта. В этой связи было бы заманчиво дополнить тест кажущегося движения другим, в котором испытуемые бы убедились в действительном движении стимулов. Так как в используемом тесте испытуемым сообщается об иллюзорности движения, в предполагаемом новом следует дать испытуемым установку о действительном движении стимулов (для демонстрации выбирается оптимальная частота чередования, которая рассматривается всеми как движение). Далее планируется снижать частоту чередования и определить критическую точку отчета о чередовании. Мы ожидаем, что высоко толерантные субъекты, которые в исходном тесте дали узкий диапазон, теперь дадут широкий диапазон.

Третий и четвертый пункты не представлены в настоящем исследовании, но предполагают вероятные условия для дальнейших исследований. Условие возникновения толерантных/нетолерантных отношений представляет собой ситуацию, в которой достоверно информативная обратная связь, от которой люди обычно зависят в перцептивном управлении своим поведением, больше не возникает. Характер нарушения поведения должен различаться у субъектов в зависимости от степени толерантности.

Четвертый пункт предполагает, что толерантный и нетолерантный контроли могут быть отражены в различиях между людьми в их склонности вспоминать или останавливаться на преходящих, неустойчивых, текучих и других "нереальных" переживаниях. Например, нетолерантные субъекты не могут легко вспомнить гипногогические и гипнопомпические образы, предполагая, что они даже имеют такие переживания. Точно так же организация вспоминаемых снов у толерантных и нетолерантных субъектов может отличаться.

Данная тема требует дальнейших исследований для получения наиболее полной картины о толерантности к нереалистическому опыту.

Источники[править]

  1. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд., перераб. — СПб. «Питер», 2004. — с. 72
  2. Ausubel D. P. Educational psychology: A cognitive review. — N. Y., Chicago, 1968

Литература[править]

  1. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. — Планета детей Москва, 1997. — 328 с.
  2. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд., перераб. — СПб. «Питер», 2004. — 384 с.
  3. Ausubel D. P. Educational psychology: A cognitive review. — N. Y., Chicago, 1968
  4. Klein G. S., Gardner R. W., Schlesinger H. Tolerance for unrealistic experiences: A study of the generality of cognitive behavior // Brit. J. of Psychology, 1962. — V. 52(1).-P. 41-55