Традиционное масонство

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Традиционное масонство — небольшая группа великих лож, которая посвящает себя истокам масонского искусства (ремесла) в Англии и Шотландии.

Термин впервые был однозначно определён Рене Геноном (1886—1951) в работе «Études sur la Franc-Maçonnerie et le Compagnonnage» (том I, с.133).

В части случаев под традиционным масонством понимается та часть масонов, которые вдохновляются авторами и учениями так называемого «традиционного эзотеризма».

Характеристики[править]

Традиционное масонство имеет некоторые характеристики, которые чётко отличают его от «современного»:

  • Традиционное масонство воссоединяется с историческими корнями масонства (от 1300 до 1600 годов) и таким образом передаёт основополагающие мифы, содержащиеся в различных рукописях, в первую очередь в Поэме Региус и в манускрипте Кука, появившихся между 1390 и 1410 годами и составляющими основу древних обязанностей.
  • Подтверждает суверенитет каждой регулярно создаваемой масонской ложи в отношении централизации «великих лож», основанных начиная с 1700-х годов.
  • Тесно связано с христианством: в универсальной форме, оно открыто для вкладов других духовных традиций, но имеет в христианстве непременное требование, потому что христианская вера лежит в основе британского масонства, которое является матерью всего масонства. Ритуалы традиционных лож, составляющие основу их дисциплины, содержат ссылки на Иисуса, Иоанна Богослова и Деву Марию.
  • Не признает никого выше, чем досточтимый мастер, согласно древним обычаям. Следовательно, не признают великого мастера и другие подобные должности или титулы.
  • Оно сохраняет простоту в обстановке ложи и облачениях, которые носят во время собраний (запоны, регалии), сосредоточив свою работу на оперативной символике и на этических и духовных ценностях, связанных с рабочими инструментами масонства (циркуль, наугольник, мастерок, уровень и т. д.).
  • Не определяет масонский храм, как место встречи (термин, может заставить масонство воспринимать как религию или парарелигию), но как «комната ложи». По той же причине не указывает на человека, не придерживающегося масонства, как на профана, но описывает этот статус через два предложения: а) «чуждый искусству» (соответствующий английскому cowan), когда речь идёт об этом в общем смысле; б) «злоумышленник», «подслушивающий» (англ.: eavesdropper), когда относится к любопытному человеку или злоумышленнику, который имеет целью получить доступ к масонским работам. Кандидат, который должен быть принят — также определяемый как «профан», в латинском масонстве называется почтительным титулом «сэр», от английского «sir» через провансальское слово мезер, «милорд» (в конце концов, sir / sire в свою очередь является заимствованием от langue d’oïl).
  • Называет масонов традиционной группы собратьями вместо того, чтобы употреблять слово братья. Это означает, что вольные каменщики считают себя аффилированными с определенным сообществом, в то время как термин «брат» должен пониматься как открытый для всех человеческих измерений (на самом деле, это различие также происходит из ограничения лексического порядка: родной язык масонства, английский и в нём нет слова «собратья», поэтому, не имея подходящего перевода, используется термин Brother.
  • В ритуальных работах не используется термин посвящение, но термин принятие (acception: от среднего английского accepcioun), напоминая о давнем допуске в ложи людей, не занимающихся ремеслами в архитектурно-строительной сфере. Этот выбор указывает не только на дополнительный признак верности традиции, но и на желание дистанцироваться от тех групп, которые используют масонскую квалификацию на передачу эзотерического содержания, отличного от масонского искусства.

Среди наиболее известных представителей традиционного масонства находим Рене Гийи, основателя журнала «Renaissance Traditionnelle», и Микеле Морамарко, автора «Новой масонской энциклопедии» (1989—1995) и более поздней книги «Масонский путь», в которой он в дополнение к средневековому «оперативному происхождению», анализирует влияние, которое имел орден Розенкрейцеров на масонское искусство в семнадцатом веке.

Несмотря на то, что традиционные ложи появляются в качестве альтернативы, они не запрещают своим членам присоединяться к «современным» ложам.[1].

Библиография[править]

  • Р. Гийи, Les Pierres de la Franc-maçonnerie, de la première Pierre à la Pierre triomphale (textes réunis et adaptés par Роджер Дачез) (Дерви, Париж, 1995)
  • Б. Э. Джонс, Freemasons' Guide and Compendium (Harrap & Co., Лондон, 1956)
  • Дж. Джоваккини, Cultura e spiritualità della Massoneria italiana nella seconda metà del '900 [предисловие Микеле Морамарко] (Тиферет, Ачиреале-Рим, 2017)
  • Р. Генон, Études sur la Franc-Maçonnerie et le Compagnonnage (Editions Traditionnelles, Париж, 2004 г.)
  • М. Морамарко, La via massonica. Dal manoscritto Graham al risveglio noachide e cristiano (Ом Эдизиони, Болонья, 2013 г.)
  • Recueil de prières dans la Franc-Maçonnerie traditionalnelle (Эдливр, Сен-Дени, Иль-де-Франс, Франция, 2007 г.)

Примечания[править]

  1. Ложа «интеллект и любовь», Регола (Реджо-Эмилия, 1992), стр. 2