Хатынь (мемориальный комплекс)

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Хатынь»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

54°20′10.16″ с. ш. 27°56′26.71″ в. д. / 54.336156° с. ш. 27.940753° в. д. (G) (O) (Я)

Мемориальный комплекс «Хатынь»
белор. Мемарыяльны комплекс "Хатынь"
Файл:Непокоренный.jpg

Скульптура «Непокорённый человек». Автор Сергей Селиханов

Хатынь (мемориальный комплекс) (Белоруссия)
•
Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Белоруссии

Код: 611Д000279

Мемориальный комплекс Хаты́нь — центр памяти о населённых пунктах Белоруссии, уничтоженных вместе с жителями в ходе карательных акций нацистских оккупантов и их пособников. Центром мемориала стала деревня Хатынь, сожжённая 22 марта 1943 года сформированным на Украине карательным отрядом (118-й батальон шуцманшафта и особым батальоном СС «Дирлевангер»)[1][2][3] в соответствии с практиковавшимся нацистами принципом коллективного наказания. 149 жителей Хатыни (в том числе 75 детей) были сожжены заживо или расстреляны по подозрению в оказании помощи партизанам[4].

Мемориальный комплекс «Хатынь» был открыт в 1969 году на месте деревни как символ и в память о массовом уничтожении нацистами и коллаборационистами мирного населения на оккупированной территории СССР.

Начало карательной операции в Хатыни[править]

В ночь с 21 на 22 марта 1943 года в Хатыни заночевали партизаны из партизанской бригады «Дяди Васи» (Василия Воронянского). Утром 22 марта они ушли в сторону Плещениц. Из Плещениц им навстречу в направлении Логойска выехала легковая автомашина, в которой ехал гауптман Ганс Вёльке, в сопровождении двух грузовиков с карателями из 118-го батальона шуцманшафта 201-й немецкой охранной дивизии (в батальоне служили преимущественно этнические украинцы[2][5]).

Фрагмент немецкой карты 1941 года, регион к северу от Минска. На нём изображена дорога Плещеницы-Логойск.

По пути гитлеровская колонна натолкнулась на женщин из деревни Козыри, работавших на лесозаготовке; на заданный им вопрос о наличии поблизости партизан женщины ответили, что никого не видели. Проехав 300 м, нацисты попали в партизанскую засаду, потеряв трёх человек, включая Ханса Вёльке. Командир взвода карателей Василий Мелешко заподозрил женщин-лесозаготовителей в пособничестве партизанам. По его приказу 26 женщин были расстреляны, а остальные отправлены в Плещеницы[6][7].

Гитлеровцы стали прочёсывать лес в поисках партизан и во второй половине дня 22 марта 1943 года окружили деревню Хатынь[8][9].

Описание преступления[править]

 → Уничтожение Хатыни

Ванда Яскевич — одна из 149 сожжённых жителей Хатыни

Жители деревни ничего не знали об утреннем инциденте[2].

По приказу начальника 118-го полицейского батальона Эриха Кёрнера и под непосредственным руководством начальника штаба батальона Григория Васюры полицейские согнали всё население Хатыни в колхозный сарай и заперли в нём. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте[10]. Сарай обложили соломой, облили бензином и подожгли[11].

Когда под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери деревянного сарая и оттуда стали выбегать охваченные ужасом люди в горящей одежде, их расстреливали из пулемётов, автоматов и винтовок[11].

Схематический план бывшей деревни Хатынь и окружающей местности. Из уголовного дела о массовом убийстве жителей деревни.

В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет[10]. Из находившихся в сарае детей уцелели семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский: их, обгоревших и израненных, подобрали и выходили жители соседних деревень[10]. Ещё троим — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу — также удалось скрыться от нацистов.

Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский (1887—1973). Когда он пришёл в сознание лишь поздно ночью, среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника «Непокорённый человек» в мемориальном комплексе.

Письмо гебитскомиссара Борисова начальнику жандармерии Борисовского уезда лейтенанту Гирстелю с просьбой сообщить подробности о нападении партизан на полтцейский патруль у дкрквни Губы и уничтожении деревни Хатынь.
Документ оккупационной администрации от 5 апреля 1943 года, который содержит сообщение об убийстве 90 жителей Хатыни и уничтожении деревни.

Мемориальный комплекс «Хатынь»[править]

Белоруссия понесла самые большие жертвы во время Великой Отечественной войны, потеряв треть своего населения. Долгие годы считалось, что за 1941—1944 гг. оккупанты провели на территории БССР свыше 140 крупных карательных операций, во время которых было сожжено около 9 200 сел и деревень республики. Расследованием в ходе уголовного дела о геноциде белорусского народа выявлено, что количество уничтоженных сёл гораздо больше: 12,3 тысячи, из которых 280 повторили судьбу Хатыни, то есть были сожжены вместе с жителями[12]. Из сожженных деревень 186 так и не возродились[13]. В Витебской и Минской областях некоторые населенные пункты сжигались по несколько раз[13].

Впервые широкое освещение тема уничтожения белорусских деревень в годы Великой Отечественной войны получила в сборнике документов «Преступления немецко-фашистских оккупантов в Белоруссии. 1941—1944», изданном в 1963 и 1965 гг. 17 января 1966 г. Президиум ЦК Компартии Белоруссии принял решение об установлении мемориальных знаков на месте сожженной деревни Хатынь и открытии здесь филиала Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны[14].

В марте 1967 года Союз архитекторов Белорусской ССР объявил конкурс на создание проекта мемориала. В конкурсе победил коллектив молодых архитекторов: Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин. Для создания скульптур был приглашён участник Великой Отечественной войны, народный художник БССР С. Селиханов. Он выполнил главную скульптуру мемориала - «Непокоренный человек», прототипом которой стал житель сожжённой деревни Иосиф Каминский с телом своего сына Адама, умершего у него на руках. 6-метровая фигура, вылепленная динамично, в обобщенных, выразительных формах, стала белорусской Пьетой, ярко и лаконично свидетельствующей о боли и мужестве белорусского народа в Великой Отечественной войне[15].

С первых дней проектирование и строительство мемориала курировал 1-й секретарь ЦК КПБ, участник партизанского движения в Белоруссии П. М. Машеров. Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года.

После завершения первой очереди мемориала в декабре 1968 г. П.М. Машеров предложил архитекторам донести через трагедию Хатыни трагедию всего белорусского народа[16].

13 февраля 1969 г. Бюро ЦК КПБ приняло постановление о сооружении второй очереди мемориального комплекса «Хатынь» — «Кладбища невозрожденных деревень», на котором захоронены урны с землей 185 деревень Белоруссии, разделивших судьбу Хатыни[14].

Описание мемориала[править]

Вид основной части Мемориального комплекса (от входа)
Вид основной части Мемориального комплекса (от входа)

Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс занимает площадь около 50 га. В центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура «Непокорённый человек» с погибшим ребёнком на руках. Рядом сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни. На братской могиле из белого мрамора — Венец памяти. На нём — наказ погибших живым:

Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие.


 — Мы сгорели живыми в огне.

На обратной стороне Венца памяти — ответ живых погибшим:

Родные вы наши. Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами.


 — Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья.
«Кладбище деревень»

Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли дома, поставлены 26 символических бетонных нижних венца срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы, опалённые огнём[15]. Перед каждым из сожжённых домов установлена открытая калитка, как символ гостеприимства жителей деревни. На трубах-обелисках — бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. Сверху каждого обелиска — печально звенящий колокол. Колокола звонят одновременно каждые 30 секунд.

На территории комплекса находится единственное в мире «Кладбище деревень» — 185 могил, каждая из которых символизирует одну из невозрождённых белорусских деревень, сожжённых вместе с населением (186-я невозрождённая деревня — это сама Хатынь). Одна из таких деревень — Шуневка. Могила каждой деревни представляет собой символическое пепелище, в центре которого расположен пьедестал в виде языка пламени — символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни. На могиле написаны название деревни и название района, в котором стояла деревня[15].

Ещё один мемориальный элемент комплекса — «символические деревья жизни», на ветвях которых в алфавитном порядке перечислены названия 433 белорусских деревень, которые были уничтожены оккупантами вместе с жителями, но восстановлены после войны.

Мемориальный элемент «Стена памяти» включает мемориальные плиты с названиями свыше 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей на территории Белоруссии.

На территории мемориала также находится мемориальный элемент «Вечный огонь» На квадратном траурном постаменте в трёх углах расположены три берёзки. Вместо четвёртой горит вечный огонь — в память о каждом четвёртом погибшем жителе Белоруссии. Последние исследования показали, что жертвы нацистского геноцида были даже ещё трагичнее: республика потеряла треть своего населения за годы Великой Отечественной войны[14].

Мемориальный комплекс «Хатынь» включён в государственный список историко-культурного наследия. В 2004 и 2022 годах была проведена реконструкция комплекса.

Значение[править]

Мемориал «Хатынь» получился самобытным, новаторским для своего времени и по оригинальному решению темы, и по лаконичному, ясному и в то же время выразительному облику. Авторы мемориала, вместе со скульптором Сергеем Селихановым, в 1970 г. получили Ленинскую премию СССР. Мемориальный комплекс до сего дня остаётся одним из самых важных и известных в мире символов Белоруссии[15].

Галерея[править]

В культуре[править]

Песняры — Белоруссия (отрывок)
Наша память идёт по лесной партизанской тропе.
Не смогли зарасти эти тропы в народной судьбе.
Боль тех давних годин в каждом сердце живёт и поныне,
В каждой нашей семье с нами малые дети Хатыни.
см. полный текст

См. также[править]

Источники[править]

  1. Политика геноцида. Архивировано из первоисточника 15 апреля 2017.[недоступная ссылка] Проверено 4 апреля 2008.
  2. 2,0 2,1 2,2 Natalia Petrouchkevitch. Victims and criminals: Schutzmannschaft battalion 118. (Belarus, Ukraine) — Wilfrid Laurier University. — 1999. — P. 73—74.
  3. Исторические «нестыковки» преследуют Хатынь даже спустя 70 лет после трагедии. // Interfax.by. Проверено 21 февраля 2015.
  4. Трагедия Хатыни // Сайт Государственного мемориального комплекса «Хатынь» Проверено 5 октября 2010
  5. Per Anders Rudling. Terror and Local Collaboration in Occupied Belarus: The Case of Schutzmannschaft Battalion 118. Part I: Background. — Nicolae Iorga Historical Yearbook. — Vol. VIII (2011). — PP. 203 (n. 35)., «At this point, its membership was not exclusively Ukrainian, as it contained many Russians and Belarusians», «Other nationalities were represented as well, such as the Ossetian Iskanderov and the Armenian Khachaturian».
  6. Сидорчик А. Н. Сожжённые заживо. Каратели в Хатыни не щадили ни стариков, ни детей // Аргументы и факты. — 2013. — № за 22 марта. Проверено 22 октября 2015
  7. Еременко, Светлана.  Разоблачённый каратель // Аргументы и факты. — 2014. — № 15 (1744) за 9 апреля. — С. 10. Проверено 22 октября 2015
  8. Еременко, Светлана.  Разоблачённый каратель // Аргументы и факты. — 2014. — № 15 (1744) за 9 апреля. — С. 10. Проверено 22 октября 2015
  9. Косик В. Правда історії. Роки окупації України 1939−1944. (Збірник статей). — Київ: Українська видавнича спілка, 2008. — ISBN 978-966-410-011-0. — С. 77.укр.
  10. 10,0 10,1 10,2 Сидорчик А. Н. Сожжённые заживо. Каратели в Хатыни не щадили ни стариков, ни детей // Аргументы и факты. — 2013. — № за 22 марта. Проверено 22 октября 2015
  11. 11,0 11,1 Кириллова Н.В., Селеменев В.Д., Скалабан В.В. Хатынь. Трагедия и память. Документы и материалы. — Минск: НАРБ, 2009. — ISBN 978-985-6372-62-2.
  12. БЕЛТА Андрей Швед: уголовное дело о геноциде белорусского народа в годы ВОВ переросло в общенациональный проект. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (2024-10-24).
  13. 13,0 13,1 Карпухина Ирина Алексеевна О геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Верхнедвинский районный исполнительный комитет (2022-06-22).
  14. 14,0 14,1 14,2 Е.М. Гриневич, Н.А. Денисова, Н.В. Кириллова, В.Д. Селеменев Трагедия белорусских деревень, 1941–1944. Документы и материалы / В.И. Адамушко, В.В. Баландин, А.Р. Дюков. — Минск - Москва: Фонд «Историческая память», 2011. — С. 9—10. — 536 с. — ISBN 9-785-9990-0014-9.
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 Непокорённый человек. Могилёвская областная библиотека (2015).
  16. Левин Л. Хатынь. Автобиографическая повесть. / Минск: Асобны Дах, 2005. — 214 с. — ISBN 9789855020012. — С. 92.

Ссылки[править]

Руниверсалис

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Руниверсалис» («Руни», руни.рф) под названием «Хатынь (мемориальный комплекс)», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA.

Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?».