Художественная литература

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Boocandles.jpg
Зачем нужна художественная литература? (Учёные пришли к выводу, что чтение литературных произведений полезно с точки зрения человеческой физиологии, подробнее рассказывает доктор филологических наук, профессор Вургун Мехтиев) [6:39]
Лекция Татьяны Шишовой — Художественная литература — искусство созидания или разрушения // Фонд Наследия (5 янв. 2021 г.) [12:59]
Леонид Клейн. Лекция «Зачем читать художественную литературу» // Студия ЦОС I Официальный канал РАНХиГС (10 мар. 2015 г.) [20:38]

Художественная литература — составная литературы, совокупность письменных и печатных произведений определенного народа, эпохи, человечества; разновидность искусства слова, которая описывает действительность художественными образами.

Терминологический контекст[править]

Эпитет «художественный» указывает на особый статус этого вида литературы (в отличие от научной, технической, религиозной и т. п.), то есть «художественную литературу» можно описать категорией «художественность».

Родственными с термином «художественная литература» являются понятия «беллетристика», «фикция», «словесность», однако семантика этих терминов несколько отличная. В частности, «беллетристикой» сегодня называют художественную прозу, причем прежде всего массовую, популярную или развлекательную.

Термин «литература» часто используют в своем узком смысле для обозначения художественной литературы.

Основные черты[править]

Художественная литература — это прежде всего часть всех текстов в общей системе культуры. Существование художественных текстов предполагает наличие нехудожественных текстов, которые противопоставляются между собой. В обществе должна присутствовать определенная норма, которая позволяет проводить такое различие.

Тексты художественной литературы, по Юрию Лотману, отличаются от других текстов функционально и структурно[1].

В функциональном плане к художественной литературе принадлежит каждый текст, выполняющий эстетическую функцию[1]. Важно, что эстетические установки меняются со временем, и текст, который ранее не считался принадлежащим к художественной литературе, с изменением эстетической нормы может войти в корпус художественных текстов. Например, естественные труды Бюффона сегодня рассматриваются как образец высокого литературного стиля и публикуются в самой престижной французской издательской серии Библиотека Плеяды, в которой обычно публикуют произведения классиков литературы.

Один из теоретиков феноменологической эстетики Роман Ингарден ввел специальный термин, который обозначил специфичность эстетического предмета, — интенциональность. Он констатировал, что представленный в произведении искусства мир может быть и отражением реального мира, и вымышленным, несуществующим миром, но он скомпонован для того, чтобы вызвать эстетическое переживание. И в этом заключается его функциональная и онтологическая сущность, особенность.

С точки зрения формальной школы, эстетическая функция реализуется тогда, когда текст замкнут на себя, а главной является сфера выражения. То есть в нехудожественном тексте главным является вопрос «что?», а в художественном «как?». Для формалистов план выражения становился определенной имманентной сферой, которая имела самостоятельную культурную ценность[1].

С точки зрения современной семиотики художественный текст имеет не меньшую, а, наоборот, значительно большую семантическую нагрузку. Там, где нехудожественный текст может ограничиваться простой денотацией, художественный текст наделен сложной системой конотативных значений. Как только читатель фиксирует определенную упорядоченность в сфере выражения, он предполагает, что перед ним художественный текст, а значит, как он уже знает по опыту, текст должен иметь еще какой-то дополнительный смысл. Условием эстетического функционирования художественного текста является предварительное знание о дополнительном «шифре» такого текста и необходимость угадать, понять или вычислить его подспудно содержание[1].

В структурном плане тексты художественной литературы должны содержать в себе «сигналы» для читателя, указывающие на его художественность и необходимость «расшифровывать» дополнительные культурные коды в нем, подаваемые определенным образом. Способ подачи культурных кодов находится в зависимости от борьбы в литературе между литературными новациями и устоявшимися метрическими, стилистическими и жанровыми нормами определенной эпохи.

Художественная литература как динамическая система[править]

Важным элементом художественной литературы является система оценок текстов, что, по Юрию Лотману, организуется по трехступенчатой ​​шкале: «верх», что отождествляется с высокими ценностными характеристиками, «низ», который выступает его противоположностью, и нейтральная в аксиологическом плане промежуточная сфера. Осмысление литературы начинается с исключения типа текстов из круга художественной литературы, происходит как в синхронном, так и в диахронном (историческом) плане. Основой для оценки произведений художественной литературы выступает группа текстов, расположенная на высшей ступени организации, это метатекст литературы, то есть нормы, правила, критические и теоретические исследования.

Параллельно с включением или исключением определенных типов текстов, происходит процесс иерархического расположения литературных произведений в соответствии с господствующими нормами стиля, тематики, связи с философскими концепциями.

По Лотману, внутренняя классификация литературы формируется благодаря взаимодействию противоположных тенденций: стремление к иерархическому расположению произведений, жанров и даже сюжетов по шкале высокий/низкий стиль, а с другой — тенденции к нейтрализации этой оппозиции и снятия ценностных противопоставлений.

Еще одним примером динамической системы литературы является противопоставление высокой и массовой литературы.

Другой существенной чертой любой художественной литературы является оппозиция «свое-чужое». «Своя» система литературы постоянно подвергается воздействию со стороны других литератур. Контакт с другой литературой, по мнению Лотмана, начинается с «вторжения» «чужих» текстов, впоследствии происходит восприятие чужих текстов через систему собственной культуры по принципу уподобления или противопоставления, в конце возможно взаимодействие с системой чужой культуры.

Художественная литература «активно создает свое прошлое», выбирая из многочисленных организаций текстов прошлого лишь один и канонизирует его. Так, например, Возрождение канонизировало упрощенный вариант античности.

Таким образом художественная литература предстает не просто накоплением определенной суммы текстов, а динамической системой, которая развивается из-за конфликтов и взаимодействия различных организующих сил.

Источники[править]

Ссылки[править]