Чечётка налево

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Чечётка налево» — фельетон Ильи Шатуновского и Бориса Панкина в газете «Комсомольская правда» в 1957 году, критиковавший так называемые «левые» концерты. Фельетон сыграл роковую роль в жизни актрисы Людмилы Гурченко.

Сюжет фельетона[править]

Администратор Михаил Миркин и директор «никому не известного джаз-оркестра» Марков-Самойлов устраивали так называемые «левые» концерты для звезд отечественного кино, в том числе и для Людмилы Гурченко. Для зрителей билеты на такие концерты стоили дороже, чем на концерты, устраиваемые филармонией. Как писали авторы фельетона,

"…особенно обидно за того молодого, способного артиста, чья слава исчисляется пока лишь какими-нибудь пятью минутами и которую так легко растерять, разменять на пустяки. Ему кажется, что, получив лишние пятьдесят рублей, он стал богаче. На самом же деле он только обокрал и себя и свой талант. А этого ни за какие деньги не вернешь.

Еще год назад комсомольцы Института кинематографии предупреждали увлекшуюся легкими заработками Людмилу Гурченко. Её партнеров наказали тогда очень строго, с Людмилой же обошлись мягко: все-таки талантливая, снималась в главной роли, неудобно как-то. Снисходительность товарищей не пошла молодой актрисе впрок. Для виду покаявшись, она вскоре снова отправилась в очередные вояжи. Концерт в клубе шпульно-катушечной фабрики, о котором мы уже рассказали. Концерт в Подрезкове. Концерт в Апрелевке. Концерт в Дубне… И в помине нет уже у начинающей двадцатидвухлетней артистки робости перед зрителем, того душевного трепета, который переживает каждый настоящий художник, вынося на суд зрителей своё творчество.

Какое уж тут творчество! Людмила снова и снова рассказывает эпизоды из своей биографии, а так как говорить-то ей, собственно, пока не о чём, и сделано ею ещё очень мало, она дополняет этот рассказ исполнением все тех же песенок из кинофильма «Карнавальная ночь».

Смысл её выступлений по существу сводится лишь к следующему: «Вот она я… Ну. да, та самая, которая в „Карнавальной ночи“… Помните?»[1]

Сама актриса признавалась впоследствии: «В „Комсомольской правде“ вышла заказная статья Шатуновского „Чечетка налево“, после которой от меня все отвернулись. Так и говорили: „Кто она такая? Фамилии такой не будет. Сотрём в порошок. Ясно?“. И жизнь моя кончилась на 10 лет„.[2]

Кроме Гурченко, в фельетоне упоминались также — как участники таких концертов — и другие знаменитые актеры, как, например, Михаил Кузнецов, Константин Сорокин и Сергей Мартинсон. Имел ли для них этот фельетон какие-то последствия, неизвестно.

«Досифеевские нравы»[править]

«Левым» концертам с участием Гурченко был посвящён и другой фельетон — «Досифеевские нравы»:

«Но позволительно спросить молодую киноактрису Л. Гурченко — талант, только что вылупившийся из институтского яйца, — позволительно спросить; откуда у неё на заре туманной юности появилась столь рано определив­шаяся склонность к барышничеству (впрочем, сейчас это называется „левыми“ концертами)? Откуда у неё, всем и всецело обязанной своим положением советскому народу и государству, такое наплевательское отношение к общепринятым в нашей стране принципам поведения и государственной дисциплины?

Представьте себе, что сталевар сорвал плавку стали. Это же невероятное и чрезвычайное происшествие, влекущее за собой срыв плана, убытки и т. д.

Не менее дорого обходится (материально и морально) срыв киносъемки. А Гурченко сорвала не одну, а две киносъемки.
Грустно и горько, печально и позорно!

От чего это происходит?

От невоспитанности и нескромности»[3]

Источники[править]