Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Эльмира Рафисовна Ираидова

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Эльмира Ираидова

Elmira Iraidova.jpg



Дата рождения
8 апреля 1959 года
Место рождения
Чистополь, Татарская АССР, РСФСР, СССР


Гражданство
Союз Советских Социалистических Республик СССР, Российская Федерация Россия











Эльмира Рафисовна Ираидова (род. 8 апреля 1959 года, Чистополь, Татарская АССР) — управленец, бывший коммерческий директор подмосковного холдинга «Щелково Агрохим», которую называют инициатором рейдерской атаки на это предприятие. Подробности попытки недружественного захвата активов холдинга широко освещаются в российских СМИ с начала лета 2021 г. После увольнения из «Щелково Агрохим», фактически в связи с утратой доверия со стороны акционеров холдинга, вошла в число соучредителей созданной в июне 2021 г. «Русской аграрной компании», которая заявила о намерении использовать потенциал щелковского предприятия. В июле 2021 г. стала фигурантом уголовного дела по ст. 159 УК РФ «Мошенничество». В связи с большим общественным резонансом, который получил корпоративный конфликт акционеров холдинга, расследование дела контролирует депутатский корпус и Генпрокуратура РФ[1][2][3][4].

Биография[править]

Эльмира Ираидова родилась 8 апреля 1959 г. в городе Чистополь Татарской АССР. Школьные годы провела в городе Бугульма, а ее студенческая юность прошла в столице в стенах Российского государственного университета нефти и газа им. Н. И. Губкина[1].

Этапы карьеры[править]

Сообщалось, что профессиональная деятельность Эльмиры Ираидовой на протяжении сорока лет был связана с щелковским химическим предприятием. В 1981 г. она устроилась на работу в Щелковский филиал Всероссийского научно-исследовательского института химических средств защиты растений на должность инженера. В перестроечную эпоху, после того как компания прошла через процедуру акционирования, переключилась на коммерческое направление деятельности.

В биографических справках об Ираидовой, представленных в открытых источниках, говорится, что ее карьерный взлет пришелся на первое десятилетие XXI века, когда она заняла пост коммерческого директора АО «Щелково Агрохим», чем «обязана выведшему предприятие из перестроечного кризиса» академику, директору и мажоритарному акционеру агрохолдинга Салису Каракотову. Отмечалось, что руководитель предприятия включил тогда коммерческого директора, как и руководителей других направлений, в круг приближенных лиц, в номинальную собственность которых (по принципу премиальных опционов) передал акции холдинга. В случае увольнения, топ-менеджеры были обязаны оставлять ценные бумаги в компании. По некоторой информации, помимо того, что Ираидова получила 11 % акций компании, руководитель предприятия помог ей получить ученую степень.

Весной 2021 г. Эльмира Ираидова была уволена из «Щелково Агрохим». В июне 2021 г. появилась информация о том, что она вошла в число акционеров вновь созданной «Русской аграрной компании», среди учредителей которой называли родственников влиятельных чиновников и бизнесменов[1][4][5][6][7].

Подготовительный этап рейдерской атаки[править]

ИА «Росбалт» и «Собеседник» сообщают, что рейдерская атака на щелковское химическое предприятие ведется с лета 2020 г. Ее подготовительный этап, по данным СМИ, начался летом 2018 г., когда Эльмира Ираидова, а также ее дочь — возглавлявшая отдел розничных продаж предприятия Лилия Ираидова — помогли уральскому бизнесмену Эдуарду Федосову навязать компании услуги по мнимной антиконтрафактной деятельности. До этого, в 2018 г., Федосов был изгнан с поста директора АРПОиС за использование служебного положения. После этого, как сообщает «Собеседник», он открыл компанию, которая позиционирует себя в качестве бренд-полиции, а фактически оказывает давление на предпринимателей. Заключив договор с «Щелково Агрохим» при поддержке Ираидовых он рассылал контрагентам предприятия письма с угрозами судов и блокировок сайтов. В конце 2019 г., после многочисленных жалоб деловых партнеров холдинга, предприятие расторгло договор с уральским бизнесменом.

Высказывались предположения, что к тому моменту у Ираидовой и Федосова появился совместный план по отчуждению активов агрохолдинга, схему выполнения которого они начали разрабатывать. Параллельно весной 2020 г. коммерческий директор и ее дочь организовали поставки продукции предприятия на беспрецедентных условиях компаниям ООО «Атлас» и АО «Солагро», принадлежавшим Владимиру Пистину — деловому партнеру Федосова. В число акционеров последней вошла Лилия Ираидова, которая реализовывала этим структурам продукцию на условиях:

  • скидки в 35 %;
  • неограниченной по времени возможности отсрочки платежей;
  • бонусов в 10 %
  • первоочередного обслуживания, закрепленного в специальном внутреннем документе.

Сообщалось, что структуры Пистина были выведены матерью и дочерью Ираидовыми в лидеры по объемам поставок продукции холдинга в обход его 120 давних контрагентов. В декабре 2020 г. этим двум компаниям были переданы товары на 12 млн рублей «без всякой оплаты»[2][3].

Попытка захвата «Щелково Агрохим»[править]

Материалы уголовных дел и арбитражных процессов, на которые ссылаются СМИ, говорят о том, что с лета 2020 г. Эльмира Ираидова обсуждала c Эдуардом Федосовым условия отчуждения крупного пакета акций предприятия третьим лицам. Сообщалось, что она убедила тогдашнего главного бухгалтера компании Людмилу Приходько, владевшую 20 % акций, объединить ценные бумаги в блокирующий пакет (31 %) с целью его дальнейшей продажи минимум за 2,95 млрд рублей. В случае заключения сделки с третьим лицом она обещала выплатить Приходько 1,5 млрд рублей. По данным СМИ, с лета 2020 г. участники схемы собирали и передавали третьим лицам конфиденциальную информацию о деятельности холдинга, в том числе сведения о финансовом состоянии предприятия и его уникальных технологиях. Значительная часть данных направлялась связанному деловыми отношениями с Федосовым бывшему менеджеру «Русала» Александру Конькову, известному тем, что он обвинил в попытке убийства свою жену, «посадив ее в итоге на 5 лет и взыскав с нее еще и моральный вред».

20 октября 2021 г. Ираидова заключила с Приходько притворный договор купли — продажи, согласно которому бухглатер передала ей свой пакет за 40 млн. По данным СМИ, дополнительное соглашение к договору предусматривало возможность отчуждения блокпакета третьим лицам. Найти покупателя обязался Федосов, что было закреплено в соответствующем соглашении с ним Эльмиры Ираидовой. Агентское вознаграждение бизнесмена должно было составить от 120 до 450 млн рублей в зависимости от цены отчуждения акций.

23 декабря 2021 г. Ираидова заключила предварительный договор о продаже блокпакта третьему лицу. По данным СМИ, в последний рабочий день 2020 года она выставила мажоритарному акционеру «Щелково Агрохим» невыполнимое требование покупки у нее ценных бумаг за 2,95 млрд рублей в течение трех дней и сообщила, что в ином случае пакет будет продан третьим лицам. Позже сообщалось, что на фоне начавшихся позже судебных разбирательств вокруг акций «Щелково Агрохим» их потенциальный покупатель отказался от сделки, сославшись на то, что Ираидова не выполнила требование соглашения об отсутствии обременений[2][3][8].

Уголовное дело[править]

В июле 2021 г. российские СМИ распространили информацию о том, что в отношении Эльмиры Ираидовой заведено уголовное дело. Ее подозревают в мошенничестве в особо крупном размере в составе организованной группы лиц по предварительному сговору. Максимальный срок наказания по делу — до десяти лет лишения свободы. Второй подозреваемой по делу проходит Людмила Приходько. В одно производство с делом объединены материалы другого уголовного дела о незаконном сборе и распространении сведений, составляющих коммерческую тайну, которое было открыто в феврале 2021 г. первоначально в отношении неустановленных лиц. Сообщалось об имеющихся признаках преднамеренного затягивания расследования. По данным «Собеседника», Ираидова не менее девяти раз срывала следственные мероприятия, систематически не являясь на очные ставки[3]. Арбитражные процессы

По данным СМИ, экс-коммерческий директор «Щелково Агрохим» выступает в качестве истца или ответчика в нескольких арбитражных разбирательствах. В частности, мажоритарный акционер холдинга требует признать сделку по купле-продаже акций между Ираидовой и Приходько недействительной и перевести в его собственность ранее принадлежавший главному бухгалтеру пакет. Также Людмила Приходько требует признать ее договор с экс-коммерческим директором недействительным и вернуть ей 20 % акций компании. Кроме того, сама Ираидова подала два иска, в которых требует предоставить ей доступ к коммерческой информации холдинга и отменить решение проведенного без ее участия Совета директоров, принявшего новый устав компании[3].

Прецедентная схема[править]

В публичном пространстве разработанную бывшим топ-менеджером холдинга совместно с уральской группировкой схему отчуждения активов предприятия называют прецедентом. Характерными особенностями схемы, исходя из известных подробностей, являются:

  • нацеленность на отчуждение актива третьим лицам в обход законодательной нормы, устанавливающей преимущественное право покупки ценных бумаг владельцами компании;
  • сговор действующих акционеров и заключение, по сути, ничтожной и притворной сделки между ними в качестве механизма объединения акций в блокирующий пакет для его дальнейшей реализации;
  • выставление изначально нереалистичных условий покупки пакета для мажоритарного акционера для исключения его из круга потенциальных покупателей.

В высказанных специалистами ведущего правового издания «Право.ру» пояснениях утверждается, что обычно для отчуждения акций третьему лицу в обход преимущественного права действующих акционеров используют метод дарения мизерного пакета, в результате чего стороннее лицо получает право и на приобретение блокпакета. Хотя закон подобные схемы не запрещает, на практике арбитражные суды, как правило, усматривают в них попытки недружественного поглощения и «признают такие сделки недействительными». В отличие от вышеописанной схемы, как говорят специалисты, осуществленная Эльмирой Ираидовой в качестве претворяющего этапа по отчуждению активов притворная сделка является новой на российском рынке слияний и поглощений[9][10][8].

Личная жизнь[править]

Замужем. Имеет взрослую дочь Лилию Ираидову, которая работала начальником отдела розничных продаж «Щелково Агрохим». По некоторым данным, последнюю связывают неформальные отношения с Эдуардом Федосовым, благодаря чему уральскому бизнесмену удалось войти в доверие к руководству «Щелково Агрохим». Сообщалось о большом влиянии в деловых вопросах дочери на мать, которая, по некоторым данным неравнодушна к атрибутам красивой жизни, что ранее ей позволяли «вкупе с приличной зарплатой» большие дивиденды. Также в публичном пространстве была представлена информация о том, что материальное положение бывшего коммерческого директора агрохолдинга было стабильно высоким, что позволило ей пригласить на юбилей своей матери звезд отечественного шоу-бизнеса[3][1].

Источники[править]