1-й танковый полк СССР

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Red Army flag.svg 1-й танковый полк
Войска: сухопутные
Род войск: танковые
Сформирована: февраль 1941 года
Расформирована (преобразована): 30 сентября 1941 года
Районы боевых действий
1941:

1-й танковый полк 1-й танковой дивизии — воинская часть Вооружённых сил СССР в Великой Отечественной войне.

История формирования[править]

1-й танковый полк 1-й танковой дивизии 1-го механизированного корпуса формировался на базе остатков 34-й легкотанковой бригады, 1-го танкового батальона 1-й легкотанковой бригады, 91-го танкового батальона 20-й тяжёлой танковой бригады, 210-го химического танкового батальона в лагерях Струги Красные. К середине июня 1-й танковый полк располагался в лагерях Струги Красные[1].

Боевые знамёна с орденами 20-й Краснознаменной бригады были переданы в 1-ю танковую дивизию[1].

1-й танковый полк в составе 1-й танковой дивизии включался в состав района прикрытия № 1 (14-я армия), по плану, разработанным штабом округа в конце мая 1941 года[1].

17 июня 1941 в штаб корпуса поступил приказ начальника штаба Ленинградского военного округа генерал-майора Никишева об исключении дивизии из состава корпуса и на погрузку в железнодорожные эшелоны на станцию Березки (район Пскова) для отправки 1-й танковой дивизии в район Алакуртти, в состав 14-й армии, в соответствии с планом прикрытия границы[2].

В ночь на 19 июня отправились в путь последние эшелоны 1-й танковой дивизии. Переброска одной из наиболее укомплектованной дивизий на кандалакшское направление перед войной означало отнюдь не подготовку к отражению агрессии, напротив, на этом участке фронта предполагалось достичь быстрейшего успеха, выходом подвижных частей к Ботническому заливу.

Полк Погодина сосредоточился в районе станции Алакуртти, вблизи границы с Финляндией[2].

К 22 июня 1941 года основные силы танковых полков 1-й дивизии сосредоточились на станциях Алакуртти и Кайрала.

К 26 июня 1941 дивизия сосредоточилась в полном составе в районе станции Алакуртти, озера Сари-Ярви, восточных скатов горы Кустовара.

Дивизия вошла в состав 14-й армии и предназначалась для совместных действий с 42-й стрелковым корпусом (генерал-майор Р. И. Панин).

На основании приказа начальника штаба корпуса части дивизии использовались в ударной группе 42-го СК, главными силами находясь в районе Алакуртти. Одновременно из состава дивизии были выделены подразделения для совместных действий со 122-й стрелковой дивизией (генерал-майор П. С. Шевченко) по обороне укреплений в районе Сала, Корья, Вуориярви.

2-й танковый батальон 1-го танкового полка был передан в резерв командира 122-й стрелковой дивизии и выдвинут в район урочища Маненяке.

К 1 июля дивизия имела 340 танков (30 Т-28, 199 БТ, 65 Т-26, 40 Т-27). Кроме того в начале июля 1-я танковая дивизия получила 4 КВ-1 и 2 КВ-2.

4 июля приказом Г. К. Жукова 1-ю танковую дивизию без одного танкового полка надлежало отправить по железной дороге в район Красногвардейска. Предписывалось отправить все танки КВ и Т-28. Один танковый полк дивизии оставался в составе 42-го стрелкового корпуса.

Тогда же, 4 июля 1941, решением командира 42-го стрелкового корпуса части 122-й стрелковой дивизии должны были атаковать противника и вернуть утраченные позиции по линии границы на правом фланге корпуса. В контратаке вместе с четырьмя батальонами пехоты должны были принять участие 2-й танковый батальон из 1-го полка и один батальон из состава мотострелкового полка 1-й танковой дивизии.

Развернуть части 1-й танковой дивизии в лесном районе на пересеченной местности не удалось. Танкистам пришлось действовать мелкими группами и в одиночку вдоль редких дорог и троп. Пока батальон под командованием капитана А. З. Оскотского выдвигался к исходному рубежу для атаки, танки подверглись атаке с воздуха. При прохождении лесного массива танки рассредоточились и управление подразделениями было нарушено. Потеряв несколько танков по различным причинам и не добившись успеха, советскому командованию пришлось отказаться от использования подвижных соединений на этом театре военных действий. В дальнейшем, 1-й танковый полк участвовал ещё в нескольких боях, самым существенный из которых был 6 июля. За день до него противнику удалось выйти на пути подвоза 715-го стрелкового полка и бывшего в его расположении 3-го танкового батальона. Переброшенные на это направление главные силы полка утром 6 июля 1941 года атаковали противника. И на этот раз пересеченная местность не позволила использовать танки массированно. Из состава батальонов были выделены мелкие боевые группы, куда вошли тяжёлые и средние танки. В результате боя окружённые части вышли к основным силам, понеся потери[2].

Начиная с 7 июля, на основани боевого приказа штаба корпуса, 1-я танковая дивизия одним танковым полком с двумя батальонами мотострелкового полка совместно с частями 122-й СД обороняли полосу в районе Юнааиванселька, Витхарью, Кусизара.

В 11 часов 8 июля 1-й танковый полк был выдвинут в район ур. Исукумпи, оз. Нурми-ярви, где был рассредоточен по направлениям вероятного наступления противника: 1-й ТБ с ротой 2-го ТБ — ур. Исукумпи, 3-й ТБ с ротой 4-го ТБ — г. Куоривара, остальные части — у оз. Нурми-ярви. Противник силами до двух батальонов к утру 10 июля обошёл левый фланг 104-й СД (генерал-майор С. И. Морозов) и занял безымянную гору южнее Куористы Бзензара.

Командир полка выдвинул в этот район танковую группу в составе взвода танков БТ-7 и 2 Т-28 с задачей, действуя совместно с частями 122, 104-й СД и 1-м батальоном 1-го танкового полка, окружить и уничтожить прорвавшегося противника. Танки полка уничтожили огневые точки финнов на высоте и содействовали их окружению и уничтожению.

Бои в районе безымянной высоты продолжались и на следующий день. В них успешно участвовали и подразделения 1-го танкового полка.

12 июля в распоряжение командира 273-го СП подполковника С. В. Коломийца было выделено 7 танков Т-28, которые сосредоточились в 23 км западнее Алакуртти.

14 июля последовал повторный приказ о немедленной отправке всей 1-й танковой дивизии под Ленинград. В распоряжении 42-го корпуса из состава отправляемого соединения оставляли по 5-6 танков на каждую стрелковую дивизию. Однако, развитие событий на этом направлении не позволило отправить под Ленинград 1-ю танковую дивизию в полном составе.

В августе 1941 из танков 1-й танковой дивизии оставшихся в составе 42-го стрелкового корпуса был сформирован 107-й отдельный танковый батальон в составе которого среди прочих имелось 13 танков Т-28. (К 1.09.41. после тяжёлых боёв, в ходе которых танкисты понесли потери до 50 % первоначального состава, батальон имел в строю 3 Т-28,12 БТ, 5 Т-26 и 5 ХТ-133). Позднее, в 1943, батальон переформирован в 90-й танковый полк.

17 июля 1941 г. эшелоны 1-го танкового полка с без 3-го батальона в составе 1-й танковой дивизией отправились из Заполярья через Петрозаводск на Ленинград. Дивизия оставила из-за технических неисправностей в Алакуртти 2 КВ, 23 БТ-7, 10 Т-26 и в Кандалакше — 30 БТ. За время боёв безвозвратные потери дивизии составили 33 БТ, 1 Т-26, 3 БА-10.

В этот период крайне сложная обстановка сложилась в полосе 7-й армии. Первоначально распоряжением командующего Северным фронтом было приказано оставить в 7-й армии роту БТ и роту Т-26. Однако на ст. Петрозаводск 18 июля был остановлен эшелон 1-й ТД (3-й ТБ 2-го ТП — 3 роты БТ). Сначала для 7- й армии из него предполагалось выделить только одну роту БТ, но уже 19 июля было дано распоряжение об отправке в состав 7-й армии всего 2-го танкового полка. часть сил 1-го ТП, 1-го МСП остались в 14-й А.

1-я танковая дивизия (без 2-го ТП), срочно переброшенная с кандалакшинского направления, закончила сосредоточение в районе посёлка Рошаля 18 июля. 20 июля части дивизии стали переходить в новый район сбора — ст. Кикерино — Волосово, где сосредоточились к полудню следующего дня.

С 22 июля по приказу командующего Северо-Западным фронтом начался переход в новый район сосредоточения — Большие Корчаны, Пружицы, Ильеши, Гомонтово. Сосредоточение закончилось ночью 22 июля.

23 июля в район Котина была направлена боевая группа из 1-го танкового полка в составе двух танковых рот с задачей действовать в направлении на Б.Сабск.

31 июля на основании боевого распоряжения командующего войсками СФ 1-я танковая дивизия из занимаемого района вновь переброшена в новый район сосредоточения — Коростелево, Скворицы, Большие Черницы, где организовала оборону с западного, юго-западного и южного направлений.

В начале августа дивизия сосредоточилась в районе Войсковицы, Мал. Парицы, Скворицы, Шпаньково и находилась в резерве фронта.

В начале августа по личному указанию Главнокомандующего войсками Северо-Западного направления маршала Ворошилова 1-й танковый батальон 1-го тп, который возглавил сам комполка Погодин, был направлен на железнодорожную станцию Котлы. На станции скопилось большое количество неотправленных грузов, немцы находились в восьми-девяти километрах, поэтому батальону была поставлена задача — при поддержке отряда моряков Балтийского флота удержать станцию до отправки всех эшелонов. Трое суток батальон удерживал станцию, отбивая атаки противника. К исходу третьего дня, когда немцы прекратили наступление на станцию, танковый батальон, совершив тридцатикилометровый марш, сосредоточился в лесу западнее Ильеши. Туда же передислоцировались и остальные подразделения 1-го танкового полка.

1-й танковый батальон получил с Кировского завода 12 танков КВ.

9 августа дивизия из резерва Северо-Западного направления была направлена на усиление Кингисеппского участка обороны. Вечером 10 августа дивизия была переброшена в район Большие Корчаны, свх. Озертицы, лес южнее выс. 131,2 в готовности к отражению танков противника в направлении Устье, Яблоницы.

На следующий день по приказу командующего СФ 1-й ТП получил указание занять оборону в районе Шадырицы с задачей не допустить выхода механизированных частей противника в северном направлении. Выполняя поставленную задачу, полк из-за недостаточной разведки наскочил на танковую засаду противника. От артиллерийского огня во фланг и тыл полк понёс большие потери. На поле боя остались 11 КВ, 8 БТ-2, 9 БТ-7, 2 БА-10. Противник потерял 11 танков.

С 16 часов 12 августа 1941 дивизия из-за больших потерь перешла к обороне в районе Выползово, Кряково, Неревицы, Лелино, имея эшелонированную оборону танковыми засадами. Командный пункт соединения расположился в совхозе Остроговицы. В этот момент дивизия насчитывала 58 исправных танков из них 4 Т-28 и 7 КВ (подсчитано по схеме составленной начальником штаба полковником Зелинским [ЦАМО РФ, ф. 618, оп. 12620с, д. 10, л. 96]).

Советское командование из-за недостатка сил постоянно дробило и без того крайне слабые силы дивизии, выделяя небольшие отряды танков на ликвидацию многочисленных прорывов противника и для придания устойчивости обороны пехотных частей. Так, в полдень 13 августа командир дивизии вынужден был выделить разведывательный батальон под командованием капитана Иболдова в распоряжение командующего Кингисеппским сектором обороны, усилив это подразделение тремя танками КВ из 2-го танкового полка и 4 Т-50 и 9 «БХМ» из 1-го танкового полка [ЦАМО РФ, ф. 618, оп. 12620с, д. 10, л. 89]. Спустя три часа от 2-го танкового полка было выделено ещё 5 танков КВ в распоряжение командира 2-й дивизии ленинградского ополчения.

15 августа немецкие войска заняли Молосковицы. За время обороны станции по советским данным подбито 103 танка противника, уничтожено 41 противотанковое орудие [10, со ссылкой на ЦАМО, ф. 1355, оп. 343130, д. 2, л. 25]. Свои потери составили 6 КВ, 4 Т-28, 32 БТ-7, 6 Т-50, 4 Т-26, 7 БА.

Дивизия отходила к Красногвардейску. За два месяца боёв она понесла существенные потери, так во 2-м танковом батальоне 1-го тп осталось только 16 танкистов из тех, кто встретил начало войны в Карелии.

19-20 августа 1941 1-я тд переформировывается. Танки прибывали из Ленинграда вместе с экипажами. Батальоны 1-го тп на вечер 20 августа 1941 укомплектовали следующим образом: 1-й тб капитана Шпиллера — 20 танков КВ, 2-й капитана Антонова — 22 Т-26, 3-й старшего лейтенанта Чистякова — 17 лёгкими танками разных марок. Большинство из прибывших танкистов уже имели боевой опыт.

Сама 1-я танковая дивизия в этот период вела тяжёлые оборонительные бои, умело применяя тактику танковых засад.

В роту лейтенанта З. Г. Колобанова (1-й танковый батальон) 19 августа поступило 5 танков КВ-1. Эта рота 20 августа 1941 года стала самым результативным подразделением: за день боя танкисты уничтожили 43 танка противника, из них 22 германских танка пришлось на долю экипажа танка самого командира роты.

С 16 по 31 августа дивизия, получив пополнение, методом подвижных танковых засад вела упорные сдерживающие бои с превосходящими силами противника, в результате чего уничтожила до батальона пехоты, 77 танков, 7 орудий, 2 миномёта, 4 самолёта, потеряв за это время 11 КВ, 4 Т-28, 3 БТ-7, 1 Т-34, 8 Т-26, огнемётный Т-26, 2 БА.

После боёв на западных подступах к Красногвардейску, в начале сентября 1941 года дивизия была переведена на усиление частей оборонявших юго-восточные подступы к городу.

Развивая наступление, немцы на своём левом фланге достигли Мулдии, Сквориц и угрожали выходом на Красное Село. Чтобы остановить продвижение противника, 8 сентября была создана группа из 6 тяжёлых и 5 лёгких танков. Под командованием начальника оперативного отделения штаба 1-го танкового полка капитана А. П. Ивановича она была направлена на Русско-Высоцкое. Эта группа под командованием полковника Н.Жукова совместно с ополченцами 3-й гвардейской дивизии вела тяжёлые бои, уничтожив 15 танков, 18 ПТО и до 200 солдат противника.

11 сентября 1941 дивизия все ещё имела 20 танков КВ. В это время части дивизии выполняли задачи по прикрытию отходящих стрелковых частей и их тылов. Например, 13 сентября 1941 рота лейтенанта З. Г. Колобанова в составе трёх КВ прикрывала деревню Малая Колпаны и последней отошла к Красногвардейску. При отходе из города под угрозой уничтожения оказалась большая колонна обоза и зениток без снарядов. Противник обстреливал единственный путь отхода колонны и постепенно сужал кольцо окружения. Танкисты, развернувшись, решительно атаковали огневые точки противника и вели бой до тех пор, пока последняя повозка не миновала опасный участок шоссе. Танки получили повреждения, но смогли отойти своим ходом в сторону Пушкина.

В районе Боболовы заняли оборону спешенные экипажи, около пятидесяти человек, вместе со стрелками мсб и с оставшимися боеспособными танками 2-го батальона 1-го тп во главе с начальником штаба капитаном Лобановым. В районе Романовки-Кеккелева-Новой немцы встретили упорное сопротивление остатков 1-го танкового батальона капитана Шпиллера. К вечеру 13 сентября противник, подтянув до двадцати танков, предпринял в этом районе очередную атаку, но огнём тяжёлых танков был отброшен.

После второй атаки, предпринятой противником через несколько часов превосходящими силами артиллерии и танков, обороняющиеся части 1-й тд отошли на Онтолово, заняли оборону на рубеже Пендолово-Н.Катлино. На этом участке батальон трое суток сдерживал натиск противника, отбивая многочисленные атаки. В этих боях погиб комиссар батальона Яковлев, был контужен, но остался в строю комбат Шпиллер.

В середине дня 15 сентября немцы повели наступление на Боболову и, не сумев прорвать оборону сводной группы спешенных танкистов и мотострелков, обошли её и оказались в тылу оборонявшихся частей. 1-й танковый полк в спешном порядке отошёл к Пушкину.

В середине сентября дивизия вошла в состав 42-й армии Ленинградского фронта и оборонялась на рубеже Лигово — Пулково. После 17 сентября 1-й танковый полк действовал в засадах на участках 70-й СД и обеспечивал стык между полками дивизии на окраине Пулково.

30 сентября 1941 года 1-я танковая Краснознамённая дивизия расформирована и на её базе создана 123-я танковая бригада (командир — генерал-майор танковых войск В. И. Баранов, заместитель — полковник Д. Д. Погодин).

Подчинение[править]

Дата Фронт (округ) Армия Корпус Дивизия Бригада Примечания
22.06.1941 года Северо-Западный фронт 14-я армия - 1-я танковая дивизия - -
01.07.1941 года Северо-Западный фронт 14-я армия - 1-я танковая дивизия - -
17.07.1941 года Северный фронт 1-я танковая дивизия - -
01.08.1941 года 1-я танковая дивизия - 1-я танковая дивизия - -
01.09.1941 года Ленинградский фронт - 1-я танковая дивизия - -
__.09.1941 года Ленинградский фронт 42-я армия - 1-я танковая дивизия - -
30.09.1941 года Ленинградский фронт 42-я армия - 1-я танковая дивизия - _

Командный состав[править]

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1 механизированный корпус. Механизированные корпуса РККА. Архивировано из первоисточника 27 июля 2012. Проверено 2011-04-02. Последнее изменение - 12.03.07.
  2. 2,0 2,1 2,2 Баранов В. И. Сборник «Танкисты в сражении за Ленинград». Броня и люди. Лениздат, 1987

Литература[править]

Ссылки[править]