Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Игорь Леонидович Соколов

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Игорь Соколов»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Соколов Игорь Леонидович (родился 5 сентября 1970 года в г. Тверь (Калинин)) — Учредитель фирмы «Техностар» в г. Ржев. Приговорен 17 июля 2009 Ставропольским краевым судом к 13 годам колонии общего режима за участие теракте в Буденновске в 1995 году (статья «терроризм»). Внесен в список политзаключенных, переданный в Администрацию Президента России 8 февраля 2012 года Романовой и Гудковым. Обоснование для попадания в список: в деле имеются признаки судебной ошибки, доказательства причастности обвиняемого сфальсифицированы, что вызвано явно политическими причинами (Пунк А.3 Критериев отнесения лица к политзаключенным Правозащитного центра «Мемориал» http://www2.memo.ru/d/2884.html

Образование и работа[править]

Игорь Соколов (до 1997 г фамилия — Идобаев, фамилию и паспорт менял в связи с обстоятельствами, не относящимися к теракту в Буденновске, информация об этом эпизоде есть в материалах дела и приговоре http://igorsokolovcase.blogspot.com/2012/02/blog-post_12.html) в 1992 году закончил Львовское высшее военно-политическое училище. Отказался принимать украинскую присягу и вернулся в Россию. http://archive.is/20130120152505/zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/99/286/42.html С 1992 по 2004 гг работал в Москве в коммерческих фирмах: ЧОП «ТАГ -СБ» при ВДНХ, ЦПКиО им. Горького (атракцион "Буран), водителем, экспедитором по реализации товаров, предназначенных для русской православной церкви, занимался частным бизнесом.

В 2004 году переехал в Ржев. В 2006 году Игорь Соколов открыл компанию «Техностар» по страхованию и переоформлению автотранспорта. В течение полутора лет у фирмы Соколова шла жесткая конкурентная борьба с фактическим монополистом на рынке страховых услуг в г. Ржев — страховой компанией «МАКС». 09 апреля 2007 года на сайте этой СК «Макс» появилась рекламная статья «Макс выдержал бой за клиентов в г. Ржев» http://www.makc.ru/about/press/news/news_detail.php?ID=4816 . Основной смысл сводится к следующему: источник в правоохранительных органах (на добровольной и безвозмездной основе) рассказывает руководству МАКСа о том, что у их конкурента в середине 90-х якобы были проблемы с законом. В статье говорится также о том, что Соколов безрезультатно пытался привлечь внимание правоохранительных органов к работе фирмы «МАКС» (то есть не только не прятался от милиции, а обращался в государственные организации с различными заявлениями).

Уголовное дело[править]

17 июля 2007 года Соколов был внезапно арестован в Ржеве по дороге на работу. Ему было предъявлено обвинение в причастности к теракту в Буденновске и он был этапирован в Ставропольский край. 20 июля 2007 года ему было предъявлено «постановление о привлечении в качестве обвиняемого» по статьям 209 ч.2; 126 ч.2 и 205 ч.2 УК РФ. В постановлении отсутствуют, какие-либо доказательства вины, только голословные утверждения.

Ещё до начала следственных действий (не говоря уже об установлении судом вины арестованного) в местной ставропольской прессе появились публикации, сообщающие о задержании боевика, принимавшего активное участие в нападении на Буденновск в составе банды Басаева. http://www.stapravda.ru/20070720/BudennovskMinvodyMoskva_710.html . По телевизору был показан сюжет о его задержании и объявлено, что поймали боевика из банды Басаева. То есть до начала процесса весь Буденновск был оповещен о том, что поймали бандита, который убивал их родных и близких. После этого во время следствия люди через 13 лет после теракта без колебания опознавали Соколова.

Следствие длилось полтора года. При этом не было установлено и не фигурировало на суде: как православный Соколов оказался в банде Басаева, какую роль там играл, где и как тренировался, в какой из машин ехал в Буденновск, как выехал из больницы. Приговор строится на опознании Игоря Соколова спустя 13 лет после совершения теракта тремя потерпевшими (из 1500 пострадавших во время теракта) и тремя боевиками, которые уже осуждены и отбывают наказание за теракт в Буденновске. В различных СМИ также появились статьи (со ссылкой на оперативные данные) о том, что Соколов якобы воевал с Басаевым в Абхазии в 1992 году. На суде эта информация представлена не была. В приговор и материалы дела не вошла. http://www.public.ru/tagcloud/SOKOLOV_IGOR.htm?1248152915

Судили Соколова вместе Абубакаром Межиевым. Межиев явился с повинной, подтвердил на суде, что участвовал в Буденновских событиях, при этом также утверждал, что Соколов к ним отношения не имеет. Но показания Межиева суд не принял к сведению.

Суд не принял во внимание также показания ряда свидетелей защиты, которые подтверждали факты биографии Соколова, в частности алиби на июнь 1995 года (о том, что в это время Соколов работал на ВДНХ в охранной фирме и водителем у владельца аттракциона «Буран» в Парке им. Горького, общался с друзьями и родственниками).

На суде присутствовали правозащитники и журналисты, которые в 1995 году находились в Буденновске и сопровождали банду Басаева в Чечню. Их показания коренным образом отличались от показаний тех, кто якобы узнал в Игоре Соколове террориста. Но суд не принял во внимание эти свидетельства. Суд отказался выполнить ходатайство защиты о привлечении к процессу целого ряда потерпевших — жителей Буденновска.

Одним из доказательств вины послужила размытая фотография якобы сделанная с видеопленки, которая была у ФСБ (пленку на суде не предъявили, якобы она размагнитилась). Данная фотография — цветной ксерокс, в то время как все остальные фотографии основного дела нападения на Буденновск — глянцевые фото. Суд отказал защите в проведении фототехнической экспертизы.

17 июля 2009 года судья Ставропольского краевого суда И. И. Курбатов признал Соколова Игоря Леонидовича, виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 213.3 УК РСФСР, ч. 2ст. 209, ч. 3 ст. 327 УК РФ — а именно участие в теракте в Буденновске 14-19 июня 1995 года.

Верховный суд отклонил кассационную жалобу, оставил приговор Ставропольского краевого суда в силе. В 2010 году Игорь Соколов обратился с жалобой в Европейский суд по правам человека (Страсбургский Суд).

Список политзаключенных («список сорока», «список Болотной»)[править]

8 февраля 2012 года журналистка, основатель движения «Русь сидящая» Ольга Романова и депутат Госдумы Геннадий Гудков передали в Администрацию Президента — главе Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Михаилу Федотову список российских политзаключенных В списке 39 фамилий.

Соколов Игорь осужден в июле 2009 года по статье 213.3 УК РСФСР, статьям 209 и 327 УК РФ к 13 годам якобы за участие в нападении банды Басаева на Буденновск. Суд не учел доказательства его невиновности, проявил предвзятость и односторонность: возможно, в уголовном преследовании Соколова сыграла роль предпринимательская конкуренция. http://www.specletter.com/pravosudie/2012-02-08/39-uznikov-strogogo-rezhima.html

"В «список Болотной» 38 фамилий было вписано рукой Сергея Давидиса. Игоря Соколова, осужденного на 13 лет якобы за участие в нападении банды Басаева на Буденновск, добавила Ольга Романова. «Это, конечно, далеко не все. Это только те, кто сейчас находится в тюрьме, и в политических мотивах их дел мы можем быть уверены по тем материалам, которые у нас есть», — поясняет г-н Давидис. " (http://www.rbcdaily.ru/2012/02/13/focus/562949982796286)

«Ольга, а кто составлял список? Насколько мне известно, в этом принимал участие „Мемориал“, а кто ещё?

— Кроме „Мемориала“ принимал участие Сергей Давидис из „Солидарности“, который организовал Фонд защиты заключенных, а также Людмила Алексеева, Лев Пономарев, Александр Рыклин. Я своими руками внесла одного человека — Игоря Соколова. Он был осужден четыре года назад и сидит в Магадане, потому что его обвинили в участии в теракте в Буденновске с бандой Басаева, несмотря на наличие свидетелей, которые доказывали обратное. Заметьте, все это время — с 1995 года — он никого не интересовал, а заинтересовал, когда поссорился с кем не надо.» http://www.peoples.ru/tv/olga_romanova/interview.html

В ряде СМИ появились публикации (например, http://kp.ru/daily/25832/2807491) авторы которых заявляют, что составители «списка сорока» поддерживают террористов, так как включили в него людей (в частности, Игоря Соколова), которые осуждены по статье «терроризм». В то время как во всех документах, обосновывающих решение о включении этих людей в списки политзаключенных (неправосудно осужденных), указывается, что по информации составителей документа — дела сфабрикованы, и люди не совершали преступлений, за которые осуждены. То есть террористами они (и конкретно — Игорь Соколов) — не являются.

Фактически составители списка придерживались точки зрения, что война и терроризм — относятся к политической сфере. Поэтому люди, которых незаконно осудили по соответствующим статьям, де факто становятся политзаключенными.

Ссылки[править]